Психолого-педагогическая и социальная помощь детям c ограниченными возможностями здоровья
Колб Наталья Николаевна учитель-логопед
МБДОУ «ЦРР-ДС «Алёнка»
город Абаза
Психолого-педагогическая и социальная помощь детям c ограниченными возможностями здоровья
В современном обществе всё чаще приходится сталкиваться с проблемой воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). В процессе воспитания ребенка с ОВЗ, родители неизбежно сталкиваются с проблемой социализации и адаптации своего ребенка в обществе. При неуклонном росте числа таких детей необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогической общественности развития взаимоотношений образовательного учреждения и семьи.[8,с. 34]
На данный момент не все учреждения готовы принять детей с подобными проблемами, но и не все дети с ОВЗ зачастую готовы к одномоментному включению в детский коллектив. Поэтому перед педагогами встает проблема «щадящего» включения ребенка в группу сверстников.[5, с.83]
На базе нашего ДОУ работает экспериментальная площадка «Создание открытой развивающей системы «детский сад – родители – социум» как условие успешной социализации детей от одного года до поступления в школу», в рамках которой функционирует служба ранней помощи детям раннего возраста и детям, имеющим особенности в развитии.
Служба ранней помощи, работающая с детьми с ОВЗ, оказывает систематическую психолого-педагогическую и социальную помощь детям в возрасте от трех до семи лет, а их родителям (законным представителям) – консультативно – методическую поддержку по вопросам воспитания и обучения.
В ходе экспериментальной деятельности нам удалось разработать программу «Служба ранней помощи детям с ОВЗ». Программа направлена на создание системы психолого-педагогической и социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, и их родителей.
Особенностью реализации данной программы является охват детей имеющих ограниченные возможности здоровья, не посещающих образовательные учреждения.
Направление работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, соответствует разработанной программе «Служба ранней помощи детям с ОВЗ», дополнительным программам всех специалистов ДОУ и индивидуальным программам реабилитации на каждого ребенка.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка с ОВЗ реализуется в форме последовательной цепи реабилитационных циклов, каждый из которых включает в себя набор мероприятий по поддержанию психологической, педагогической и социальной реабилитации, определенного возрастными и личностными особенностями ребенка и текущим уровнем тяжести ограничений его жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой перечень мероприятий, направленных на восстановление способностей ребенка с ОВЗ к бытовой, возрастно-средовой и образовательной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний и т. д. В ней намечаются объемы, сроки их проведения, исполнители. При составлении программ учитывался также прогнозируемый уровень соматического состояния, психофизиологической выносливости и реальные возможности семьи, в которой находится ребенок. [1, c.6]
Программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Служба ранней помощи детям с ОВЗ» (далее – программа) по обеспечению интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную систему и общество в целом. Составлена в соответствии с Законом РФ "Об образовании" от 13.01.96 г №12-Ф3, Федеральным Законом “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24 ноября 1995г. №181 – ФЗ; Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, является организационной основой деятельности дошкольного образовательного учреждения в сфере воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы: психолого-педагогическая и социальная реабилитация детей с ОВЗ и социально-психологическая поддержка их семей.
Задачи программы:
помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их личностных характеристик, формировании адекватного представления о болезни;
организация индивидуального образовательного процесса в ДОУ по индивидуальным образовательным программам, ориентированным на интересы и возможности ребенка;
помощь детям и родителям в преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых болезнью;
обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
выявление творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья, путем включения в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми детьми ДОУ (утренники, посещение театрализованных мероприятий, викторины, тренинги, беседы);
психологическая помощь детям в развитии навыков общения с взрослыми и сверстниками, для психологической ориентации детей с ОВЗ на выход из пассивного состояния.
Основные направления реализации программы
В современной сложной экономической и социокультурной ситуации индивидуальная работа педагогов дополнительного образования с ребёнком инвалидом оказывает существенную помощь в решении проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении даёт возможность достичь социальной интеграции, максимально приблизиться к полноценному общественному бытию.
Важнейшей задачей для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является расширение сферы его самостоятельности, под которой понимается преодоление им обособленности за счёт снятия комплекса неполноценности, приобретение навыков коммуникации и умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач.
Данная программа предполагает ряд направлений, которыми являются: организаторская деятельность; деятельность по диагностике психического и личностного развития ребенка; развивающая и коррекционная работа; консультирование и просвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми; деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности и социальная работа.
Методы.
Проведение опросов, бесед, тестирования для определения особенностей психической деятельности и личностных характеристик детей с ограниченными возможностями здоровья;
Беседы с детьми и их родителями о здоровом образе жизни, о возможностях сохранения и самовосстановления здоровья, о современных системах профилактики;
• Проведение психолого-педагогических тренингов на повышение самооценки, функциональная тренировка поведения, мышечная релаксация, проведение занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения.
Проведение игровых программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях.
Этапы в работе:
Создание системы комплексной реабилитации, осуществляемой в соответствии с индивидуальной программой реабилитации каждого ребенка, может быть представлено в виде трех основных этапов: адаптационно-диагностического, коррекционного и интеграционного, в каждом из которых реализуются свои специфические задачи. На первом этапе проводится диагностика личностного развития ребенка, определяются его реабилитационный потенциал и оптимальные режимы коррекционно-воспитательной работы с ним. Второй этап подчинен организации и проведению реабилитации ребенка и обучению родителей реабилитационным технологиям. На третьем этапе подводятся итоги комплексной реабилитации за определенный промежуток времени и определяются пути интеграции ребенка в социальную среду. [1, с.42]
Включение ребенка в групповые формы работы может осуществляться только за счет соблюдения четкой этапности работы, специально организованной игровой среды и преемственности в работе всех специалистов в целом. Данная технология реализует возможность плавной, ступенчатой социализации детей с особенностями развития в общество. Принцип преемственности является одним из ведущих принципов технологии, т.к. отражает совместную работу нескольких специалистов данной службы на различных этапах реализации технологии.[1, c.48]
Первое знакомство с ребенком происходит на первичном приёме. Специалисты проводят всестороннее обследование: сбор анамнеза, оценивают развитие психоречевой, когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Коллегиально планируется образовательный маршрут ребенка. [1,с.54] В рамках программы «Служба ранней помощи детям с ОВЗ» проводятся индивидуальная, малоподгрупповая и групповая форма работы, позволяющая постепенно включить ребенка в общение и взаимодействие с другими детьми.
Для успешной интеграции детей с ОВЗ в детский коллектив необходимо пройти несколько этапов.[1, с.48]
1 этап.
Первый этап является подготовительным или адаптационным. Адаптация к специалистам и игровому пространству.
Он делится на два подэтапа: индивидуальные занятия и занятия в общем зале. Сначала ребенок занимается с каждым специалистом индивидуально. После прохождения ребенком первичной адаптации психологи и инструктор по ЛФК начинают работать в общем игровом зале, таким образом, что в помещении одновременно могут находиться три ребенка и три педагога, при этом каждый из детей закреплен за своим специалистом. На данном этапе работы дети имеют возможность привыкать к присутствию других детей в одном с ним игровом пространстве, учатся не бояться их, и работать индивидуально вне зависимости от того, что происходит рядом. При необходимости специально оборудованное помещение, прилегающее к общему залу, позволяет создать для ребенка, изолированную от других детей игровую среду. Такой формой адаптации заканчивается первый этап работы. [3, с.32]
2.этап
Основной целью второго этапа является развитие предпосылок к коммуникативной деятельности. [1,с.48] В процессе проведения индивидуальных занятий в общем зале специалисты создают ситуации, провоцирующие детей вступать во взаимодействие сначала на уровне простых предметных манипуляций. Например, ребенка просят передать укатившийся мяч другому ребенку, если тот в свою очередь не выполняет инструкцию самостоятельно, специалист прибегает к пассивному выполнению ребенком задания. Детям предлагается попробовать себя в совместной с другими детьми деятельности. Как правило, группа организовывается спонтанно.
Когда происходят подобные ситуации, специалисты, благодаря общему игровому пространству, легко могут отследить подобные «интенции» детей и следовательно, сделать все, чтобы такая мини-группа организовалась.[3, с.33]
Как только ребенок начинает обращать внимание на других детей, проявлять к ним интерес, участвовать в совместной игре мы переходим к третьему этапу, включая ребенка в групповую работу.
3 этап
На третьем этапе организуется групповое занятие.[1, с.49] Целью этого этапа является формирование навыков опосредованного взаимодействия детей в группе. Во время занятий родители и педагоги являются посредниками в установление контакта между детьми. Они помогают организовывать игровую ситуацию, способствующую общению и взаимодействию детей.[3, с.33]
Групповое занятие состоит из нескольких блоков, которые проводят 5 специалистов. Педагог-психолог проводит занятие, свободную игру, творческую деятельность и тихую минутку в конце занятия. Инструктор ЛФК дает блок физических упражнений и сопровождает детей во время прохождения «полосы препятствий». Вместе с музыкальным руководителем и учителем-логопедом дети слушают классическую музыку, играют на музыкальных инструментах, участвуют в хороводных и музыкально-ритмических играх. Так же учитель-логопед проводит различные игры по развитию дыхания, активизации речи, мимической и артикуляционной моторики.
В последствие, когда ребенок начинает проявлять инициативу в общении и заинтересован в игре с другим ребенком, мы переходим к следующему этапу интеграции. [1, c.49]
4 этап.
Целью четвертого этапа является - формирование непосредственного коммуникативного поведения между двумя детьми в паре. Пары подбираются в соответствие с потенциальными возможностями и потребностями детей.
Особый акцент здесь делается на более активное и непосредственное взаимодействие между детьми в паре. Именно на мини-группе в большей степени осуществляется тактильный, вербальный и эмоционально насыщенный контакт между детьми.
5этап.
Целью пятого этапа является интеграция детей с ОВЗ в массовые группы. Совместные консилиумы специалистов данной службы дают возможность отслеживать динамику пребывания детей с ОВЗ в группах. [ ]В обычной практике часто встречаются случаи, когда детей слишком рано или напротив слишком поздно пытаются интегрировать в группу, что негативно сказывается на его развитии. Ребенок же, оказывающийся в среде, где на занятии присутствуют несколько детей и несколько специалистов, испытывает наименьший дискомфорт и трудности в момент введения его в детский коллектив. Такое плавное и поэтапное включение в коммуникативную среду, позволяет выявить готовность ребенка к общению тогда, когда он к этому действительно готов.
Педагоги нашего ДОУ создают благоприятный психологический климат в образовательном процессе, применяют личностно значимые способы учебной работы, индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуальный темп работы и выбор видов учебной деятельности. Эти методы раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение детей и помогают добиваться определенной эффективности в работе.
Список литературы
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 368с.
Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.А. «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями», Институт социальной работы, М., 1996. – 423 с.
Детский практический психолог: Программы и методические материалы: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ О.А.Шаграева, А.Д.Кошелева; Под ред. О.А.Шаграевой, С.А. Козловой – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.
Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям - инвалидам. // Дефектология. – 1996г.- №1. - с. 83-85.
Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - 784 с.
Уварова Н.А. Организация сотрудничества с семьей в системе дополнительного образования детей: Методические рекомендации. Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД “Дворец молодежи”, 2005. - 92 с.
Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. -- Ростов-на-Дону, 2004 - 144 с.
.
.