Статья АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ VIII ВИДА по обществознанию 9 класс


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Григорьевская средняя общеобразовательная школа»
Соль-Илецкого района Оренбургской области
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ VIII ВИДА
по обществознанию
9 класс
Учитель:
Ихсанова Асель Абаевна Стаж – 2 года
2015-2016
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
Адаптированная образовательная программа общего основного образования МОАУ «Григорьевская СОШ» для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями:

Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья" (в редакциях постановлений Правительства РФ от 12.03.1997г. № 288. от 10.03.2000г. № 212, от 23.12.02г. № 919, от 01.02.2005г. № 49);
Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п "Об утверждении Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида " (1 вариант);
Положение о рабочей программе учителя;
Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ МОАУ «Григорьевская СОШ»;
Устав школы.

При разработке адаптированной образовательной программы общего основного образования (из-за отсутствия государственного Стандарта специального образования), использована структура и основные требования к программе, изложенные в Стандарте основного общего образования и примерной основной образовательной программой основного общего образования.
В Программе учтены образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса, особенности психофизического развития и возможности обучающихся, воспитанников школы.
На изучение обществознания в 9 классе учебным планом предусматривается по 1 часу в неделю из федерального компонента.Всего 34 часа
1.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты
Преподавание курса обществознания должно носить характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания. При этом стоит подчеркнуть, что несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.
Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта. Цель данного курса — создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Отбор содержания произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей
Основной задачей основного образования детей с выраженным нарушением интеллекта становится развитие их жизненной компетенции, а знакомству с базовыми академическими знаниями отводится очень скромное место. В результате изучения всех предметов основной школы получит дальнейшее развитие жизненная компетенция воспитанников, поскольку только с помощью целенаправленного коррекционного обучения эти дети могут научиться жить в социуме и избежать катастроф социального характера. В небольшом объеме они смогут освоить и академические знания, по разработанным для них специальным программам с помощью специальных методик и специально разработанных учебников, поддерживающие социализацию.
В ходе образовательного процесса с умственно отсталыми школьниками учитывается, что возможности учеников даже одного класса, как правило, могут сильно различаться. Именно поэтому авторы программ не настаивают на освоении предлагаемых программ целиком. Вследствие того, что обучение детей, не способных освоить образовательную программу, не может быть формальным, педагоги в своих рабочих программах индивидуализируют тот объем знаний, который они предлагают ученикам.
Процесс обучения детей с отклонениями в развитии имеет существенную специфику, которая проявляется в более низком, чем в массовой школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на занятиях для учащихся, преимущественном использовании наглядных методов обучения.
Обучение учащихся с нарушениями интеллектуального развития носит коррекционно-обучающий и воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач обучения, но не снимает их. Поэтому, при отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
В процессе освоения адаптированной образовательной программы, получат дальнейшее развитие элементарные личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные учебные действия воспитанников, составляющие психолого-педагогическую основу получения знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда.
1.3. Цель курса:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, нравственной и правовой культуры;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
1.4. Задачи курса:
Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений.
1.5. Общая характеристика предмета «Обществознание»
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
1.6. Общая характеристика учебного процесса.
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, на уроках будут использоваться следующие технологии обучения:
основные технологии обучения:
традиционные технологии;
технология развития критического мышления через чтение и письмо;
игровые технологии;
дифференцированное обучение.
Методы и приёмы:
1. объяснительно-иллюстративный
2. проблемный
3. частично-поисковый
4. наглядный
5. беседа
6. практический
Межпредметные связи: география, история, социология, политология, экономика, право
1.7. Состав УМК:
Программы:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред В.В Воронковой. М., Владос, 2000 г.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
«Экономика и право». Под редакцией Абросимовой Е.А., Автономова В.С., Золотова А.В.. Элективный мультимедиа- курс, построенный на видеосюжетах с комментариями юриста и экономиста. –М.: Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ЗАО «1С», ООО «Дрофа», ООО Издательство «Вита - Пресс», 2004; ООО «Физикон, 2004, интерактивные модели».
Интернет-ресурсы. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 8-9 классы, Москва, «Русское слово», 2008 -2009гг.
CD Обществознание – 8-11 класс
Рекомендуемые сайты:
http://evolbiol.ru/
http://expert.ru/ http://slon.ru/
http://scepsis.ru/
http://www.odnako.org
СОДЕРЖАНИЕ
Повторение
Раздел III. Права и обязанности гражданина России
Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.
Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.
Основы трудового права.
Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая книжка. Перемещение по работе. Причины перемещения. Виды наказаний за нарушения в работе.
Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Основы семейного права.
Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья.
Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.
Политические права и свободы.
Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести.
Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.
Раздел VI. Основы уголовного права
Понятие уголовного права. Преступления - наиболее опасные преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка.
Повторение
3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
компьютер с проектором
Ресурсы Интернета:
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Учащиеся должны знать:
Что такое государство?
Что такое право?
Виды правовой ответственности.
Что такое правонарушение?
Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
Основные экономические, социальные, гражданские, политические и культурные права граждан Российской Федерации.
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
Учащиеся должны уметь:
Находить главное в тексте
анализировать информацию;
делать выводы;
преобразовывать теоретический материал в схему и таблицу.
Приводить примеры
Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
Оформлять стандартные бланки.
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
5 .КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Особенности оценки личностных и предметных результатов
Оценка личностных и предметных результатов освоения адаптированной образовательной программы обучающимися основной школы осуществляется индивидуально с учетом психического недоразвития, в зависимости от способностей и потребностей к обучению. Все мероприятия коррекционно-развивающего процесса базируются на развитии личности ребенка в целом, а не на тренировке отдельных функций. Формирование и развитие основных навыков и умений ведется по направлениям.
Оценку принято осуществлять по пятибалльной системе. Вследствие того, что образование в школе не является цензовым, отметки в баллах, выставляемые обучающимся, также не являются "цензовыми", т.е. они не могут быть приравнены к оценкам учащихся общеобразовательных школ, а являются лишь показателем успешности продвижения воспитанников по отношению к самим себе.
Для оценки учащихся в ходе промежуточной аттестации, учителями разрабатываются индивидуальные контрольные задания с учетом того уровня, которого они смогли достичь в процессе обучения. Оценивается продвижение учащихся относительно самих себя, без сравнения результатов со сверстниками.
Оценка обучающихся со сложной структурой дефекта, тяжелой умственной отсталостью осуществляется без выставления отметок. При осуществлении оценки знаний детей с выраженной умственной отсталостью педагоги исходят от достигнутого ими минимального уровня, необходимого для привития социального опыта, т.к. никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью "примерить" к ребенку с глубокой умственной отсталостью, и поэтому наши предложения носят рекомендательный характер.

Критерии оценивания устного ответа
«Пять» - материал усвоен правильно и последовательно воспроизведен без фактических ошибок. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - имеются незначительные нарушения изложения последовательности мысли
«Три» - допущены нарушения в последовательности изложения.
«Два» - допущено много фактических неточностей
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/пТема урока Кол-во часов Тип урока Элементы
минимального содержания
образования Требования к уровню подготовкиобучающихсяВид контроля Домашнее задание Дата преподавания
План Факт
1 Введение 1 Повторение 2 Ответственность государства перед гражданами. Изучение новой темы. Конституционные обязанности граждан. Знать:
Что такое право.
- Виды права
-роль права
- Соотношение права и закона
-что такое конституционные права;
-содержание статей Конституции о личных правах человека,
-отрасли права
Уметь:
-находить главное в тексте и делать вывод
-приводить примеры
-составлять таблицу Фронтальный опрос Работа с документом 3-4 Основные конституционные права человека в Российской Федерации. 1 К/у экономические, социальные, гражданские, политические, культурные права человека
Индивидуальные задания Чтение и пересказ текста 5 Основы трудового права. 1 К/у Понятие «трудовое право». Труд и трудовые отношения.
Индивидуальные задания Работа с документом 6 Право на труд. 1 К/у Трудолюбие как моральная категория. Индивидуальные задания доклад 7 Дисциплина труда.
1 К/у Трудовой договор. Обязанности работника. Знать:
-ответственность человека
-последствия нарушений обязанностей
-виды наказаний
Уметь:
-Анализировать информацию
- Работать с документами
-делать вывод
-приводить пример
-строить схему на основе теоретического материала
Фронтальный опрос Работа с документом 8 Трудовые права несовершеннолетних. 1 К/у Трудовая книжка. Перемещение по работе. Причины перемещения.
Фронтальный опрос Чтение и пересказ документа 9 Виды наказаний за нарушения в работе. 1 К/у Последствие нарушений трудовых обязанностей. Индивидуальные задания Работа со схемой 10 Собственность и имущественные отношения. 1 К/у Что значит быть собственником? Правовая сторона имущественных отношений
Индивидуальные задания Работа с документом 11 Имущественные права и ответственность несовершеннолетних. 1 К/у Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Знать:
- понятия «семья», «брачно-семейные отношения», семейное право»
-место семьи в жизни человека
-этику семейных отношений
Уметь:
находить главное в тексте и делать вывод
-приводить примеры
-составлять таблицу

Фронтальный опрос 12 Основы семейного права 1 К/у . Роль семьи в жизни человека и общества.
Индивидуальные задания Чтение и пересказ текста 13 Правовые основы семейно-брачных отношений. 1 К/у Семья и брак. Семейный кодекс. Индивидуальные задания Работа с таблицей 14 Этика семейных отношений. 1 К/у Этика. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство.
Фронтальный опрос 15-16 Права ребенка. 1 К/у Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Индивидуальные задания 17 Ценности семьи 1 К/у Понятия счастливая семья, дружная семья. Индивидуальные задания Работа с документом 18-19 Социальные права человека 2 К/у Социум. Социальные права. Виды социальных прав Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений
Знать:
-понятия «социальные права», «политические права», «декларация прав человека», «Конвенция о правах человека»
-содержание статей о социальных и политических правах человека
Уметь:
- находить главное в тексте и делать вывод
-приводить примеры
-анализировать и делать выводы Фронтальный опрос 20 Право на медицинское обслуживание.
Право на социальное обеспечение. 1
К/у
Право на медицинское обслуживание как вид социального права человека
Право на социальное обеспечение как вид социального права человека. Виды социального обеспечения Индивидуальные задания
Фронтальный опрос Работа с документом
доклад 21 Политические права и свободы. 2 К/у Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести. Индивидуальные задания Работа с текстом 22-23 Право на образование. 2 К/у Право на образование. Самообразование.Система образования в РФ. Куда пойти учиться Индивидуальные задания 24 ПОУ. Права и обязанности гражданина России 1 ПОУ Индивидуальные задания 25-26 Понятие уголовного права. 2 Изучение новой темы Преступления - наиболее опасные преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении Знать:
- понятия «уголовный кодекс», «уголовная ответственность», «правоохранительные органы»
- функции и роль подразделений правоохранительных органов
- последствия нарушения уголовного кодекса
Уметь:
- работать со статьями Уголовного кодекса,
-анализировать и обобщать информацию
-делать выводы
Индивидуальные задания Работа с документом 27-28 Уголовная ответственность 2 К/у Наказания, его цели.. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних Индивидуальные задания Чтение статей Конституции Правоохранительные органы в стране. 1 К/у Понятие право-охранительные органы.. Структура право-охранительных органов.Суд, его назначение. Правосудие Судебная власть. Представители судебной власти в РФ сегодня. Статьи Конституции об исполнительной власти. Индивидуальные задания Чтение статей Конституции 26 Прокуратура..1 К/у Прокуратура как подразделение правоохранительной системы. Роль прокурора Фронтальный опрос Работа с документом 27 Органы внутренних дел 1 К/у Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка Фронтальный опрос. Работа с документом 28 ПОУ всего курса 1 ПОУ Индивидуальные задания Работа со схемой