Методический семинар Психолого-педагогические подходы к обучению одаренных детей 
План-конспект просветительского мероприятия для учителей
Тема «Одаренность,  пути  и способы педагогической поддержки одаренных детей и  подростков».
Цель:  изучить проявление одаренности  у детей и подростков и рассмотреть особенности педагогической поддержки данной категории детей.
Задачи: 
1.  Познакомить педагогический коллектив с понятием  «одаренность».
2.  Познакомить учителей с видами одаренности.
3.  Сформулировать совместно методы  педагогического сопровождения одаренных учащихся. 
 Объект  -     явление  « одаренность»,
 предмет -  особенности педагогической работы по поддержке и сопровождению одаренных детей и подростков.
Начало:
Разогрев:    Продолжите фразу «Я  могу работать с одаренными детьми, потому что»
Основной этап:   
Сообщение психолога по проблеме одаренности.     10 минут
Одаренность  это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. 
Одаренный ребенок  это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 
Выделяют общую одаренность и специальную одаренность.
Общая одаренность  проявляется  в высоких и ровных достижениях при выполнении различного рода  интеллектуальных заданий (например, высокой обучаемости  предметам как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла).
Специальная одаренность проявляется в успешности выполнения какой – либо  специальной деятельности: музыкальной, математической, спортивной, художественной и т. д.
В специальной одаренности  выявляют способности  в интеллектуальной деятельности, специфические  способности  к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному  или исполнительскому искусству, психомоторные способности.
Согласно наиболее распространенной точке зрения, основу одаренности образуют врожденные анатомо-физиологические  особенности нервной системы (задатки), которые  развиваются в результате специально организованной деятельности в способности.
Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «одаренный» и «талантливый» употребляются как синонимы. В толковом словаре С. И. Ожегова  «Одаренный» определяется как талантливый, а «талантливый» определяется как обладающий талантом. «Талант», в свою очередь, – как выдающиеся врожденные качества, особые природные способности, а «способность» – природная одаренность, талантливость. В словаре В. Даля нет понятия одаренность или одаренный, но есть понятие «талант», которое характеризуется как дарование к чему-либо, а «дарование» – как способность, данная богом. Иными словами, это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов подчеркивается, что «талант» (гр. talanton) – выдающиеся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается как состояние таланта. Большая Советская энциклопедия характеризует одаренность как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. 
Одаренные дети, какие они?
 «Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» Точно характеризуя суть явления, это определение все же оставляет неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или «выдающихся достижениях» идет речь. Известный специалист в области детской одаренности,    Н. С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в социально – педагогической практике обычно и принято именовать одаренными детьми : дети с высоким IQ, дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью. 
Согласно теории Богоявленской Д.Б.,  
 «Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: 
- наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия  ее осуществления:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; 
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; 
- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.   
-Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации. 
Кроме того, знания одаренного ребенка  отличаются повышенной «клейкостью»  (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом  метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т.д. 
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: 
Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия. 
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. 
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие. 
Виды одаренности:
Художественная одаренность. 
Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Главным является то, что дети с общей интеллектуальной и академической одаренностью овладевают основополагающим понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.
Творческая одаренность. 
Лидерская одаренность. Наконец, о лидерской одаренности (используются также понятия «социальная одаренность», «социальный интеллект», «организаторские способности»). Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. 
Практическая одаренность.
Работа в группах  -    Мозговой штурм     (10 минут)
Участники групп обсуждают  и озвучивают результаты 
1 группа   -  « Проблемы в обучении, с которыми сталкивается одаренный ребенок ».
2 группа:    «Проблемы, с которым сталкиваются учителя при наличии в классе одаренного ребенка».
3 группа:    «Проблемы родителей одаренных детей».
4 группа:   «Пути решения проблем одаренного ребенка, вовлечение его в разнообразные виды деятельности». 
Каждая группа озвучивает результаты своей работы.
Заключительная часть: Подведение итогов  работы  
Совместно формулируются выводы и рекомендации коллективу  по результатам работы.
*педагогическому коллективу изучить литературу по проблеме одаренности;
* начать работу по выявлению детей и сбору данных об одаренных и талантливых  детях;
*подготовить педагогические кадры для работы с одаренными детьми;
*продолжать работу  школьных научных обществ, вовлекать детей в их деятельность;
* вовлекать детей в научно-исследовательскую и поисковую работу;
*проводить ежегодно научно-практическую конференцию, олимпиады, интеллектуальный марафон;
*вовлекать детей в работу  музыкальных, изобразительных, прикладных, спортивных коллективов.
Рефлексия занятия: Продолжи фразу: «Я буду работать с одаренными  детьми, потому что »
Педагогам раздаются памятки по работе с одаренными детьми   (приложение 1)
 Приложение 1
Памятка для педагога
Для работы  с одаренными   детьми и мотивированными  на достижения детьми педагогу необходимы:
 - общая профессиональная подготовка - предметные, психолого-педагогические, методические знания, умения, навыки (важно не столько реализовать традиционные формы обучения, сколько уметь активизировать   и развивать детскую одаренность, предоставлять свободу  ученику)
- профессионально  значимые личностные  качества:  чуткость,    теплота, расположенность к детям,  чувство юмора,  энтузиазм,  энергичность,  высокий интеллект, уверенность  в себе, иметь  творческое нетрадиционное личное мировоззрение.
Педагог не должен забывать, что одаренные дети, как и все остальные, нуждаются в обратной связи, им очень важно, чтобы педагог проявлял доброжелательность при оценке их деятельности. Необходимо их вовремя похвалить! Серьезное и внимательное отношение к инициативе и самостоятельности ребенка играет огромную роль в формировании ценностных критериев, которыми они будут руководствоваться по жизни.
Рекомендации  по работе  одаренными детьми, предлагаемые Кэролом Тэкэксом 
в  книге « Счастливые родители одаренных детей»:
1. Учителю следует избегать  укрепления перфекционистских  тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Не стоит постоянно выделять одаренного ребенка  за прекрасные индивидуальные успехи, очень полезно поощрять совместные занятия с другими детьми. 
 2. Учителю не стоит возводить ребенка на пьедестал перед другими детьми. Успехи его  будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание исключительности может вызвать раздражение, ревность  и отторжение других детей.
3. Другая крайность – преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и сарказм со стороны учителя так же недопустимы.
4. Учителю полезно помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся задания, поэтому  следует разнообразить программу с учетом потребностей данной категории детей.
Вывод: одаренный ребенок приходит в школу, как и любой другой школьник, чтобы учиться. И результат зависит от учителя, который, хочется верить, разглядит в каждом  его высшие потенциальные возможности.
15