Статья на тему ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Тремасова Ольга Андреевна
Студентка 5 курса, группа 52-ЗНО
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г.Ялта
Крымский федеральный университет им.В.И. Вернадского
Научный руководитель:
Моцовкина Елена Владимировна
к.пед.наук, доцент
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г.Ялта
Крымский федеральный университет им.В.И. Вернадского
Ключевые слова: познавательная активность, степень активности, мотивация, младший школьник, процессы сознания, методы и приемы обучения.
Аннотация к статье:
В статье представлены варианты разъяснений значения термина «познавательная активность» нескольких известных авторов. Обоснованы степени активности учащихся. Познавательную активность можно и нужно развивать, в статье описано какими средствами это можно сделать.
Актуальность проблемы познавательной активности ребёнка описывали дидакты и психологи советского времени: Ш. А. Амонашвили, М. Н. Скаткин, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин.
«Мыслить чужим умом» пагубно для ребёнка, так считал известный чешский учёный Я.А.Коменский, автор «Великой дидактики». Его учения были направлены на «воспламенение в мальчике жажды знаний и пылкого усердия к учению», так как это противоречит словесно-догматическому обучению, которое так не нравится младшим школьникам и притупляет их умственную активность. [2, с. 32]
Прежде всего, следует обратить внимание на толкование термина «познавательная активность». Ведущие учёные в области педагогики и детской психологии представляли миру своё мнение по этому поводу.
Т.И.Зубкова поясняла суть познавательной активности как «стремление человека к познанию» [1, с.7].
Г.И.Щукина называла познавательную активность «ценным личностным образованием». [5, с. 17].
По мнению Т.И.Шамовой, познавательная активность – это деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребёнка к предмету.
Таким образом, можно сказать, что познавательная активность – это личностное образование, деятельное состояние, которое призывает к интеллектуальной деятельности с целью познания. [4, с. 6].
В силу своих возрастных особенностей, младшие школьники нуждаются особом отношении учителя. С самого первого класса, когда протекает процесс адаптации к школе, учащихся нужно подбадривать, жалеть, привлекать к учебной деятельности через игровую, проводить разминки для глаз, физминутки. Если учитель упустит детский интерес к обучению, сформировать познавательную активность учащихся не удастся.
Актуальность данной статьи заключается в необходимости обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми методами, приемами и формами работы, так как это улучшает восприятие информации учениками. Познавательный интерес вызывает само содержание знания, которое открывает для себя школьник. Эту функцию познавательного интереса обосновывает в своих исследованиях Г. И. Щукина. Она утверждает, что стимуляция познавательных интересов школьников берет своё начало в содержании учебного материала, которое доставляет учащимся новую неизвестную еще ранее информацию. Информация вызывает чувство удивления у ученика, ведь ему предстоит узнать, как богат и чудесен мир, сколько в нем еще неизведанно. Содержание знаний заключает в себе возможности по-новому посмотреть на уже известное, изучить его со всех сторон, сделать новые выводы по наблюдениям и гордиться тем, что теперь ты знаешь предмет лучше, глубже и основательнее. Ученик осознаёт, что важнейший стимул обучения – приобретение новых знаний и использование их на практике.
Различают 4 степени развития познавательной активности:
- нулевой;
- ситуативный;
- исполнительский
- творческий.
Показатель степени зависит от включённости в учебный процесс, уровня усвоенных знаний, умений и навыков, а также от проявления интереса к обучению.
Так, например, ученик с нулевым уровнем развития познавательной активности не стремится получать знания, пассивно работает на уроке, часто получает низкие оценки, ограничен только базовыми знаниями. Таких учеников учителю следует постоянно контролировать.
Представители ситуативного уровня активности полностью зависят от своего настроения и эмоциональной атмосферы в классе. Они бывают заинтересованы в учебной деятельности только при определённых условиях. Например, если учитель не просто рассказывает информацию, а показывает эксперимент, вовлекает учащихся в более интересную деятельность.
Учащиеся с исполнительским уровнем отличаются постоянством, хорошей успеваемостью, систематичным выполнением домашнего задания, умением справляться с известными учебными задачами. Такие учащиеся, как правило, без проблем зарабатывают «4» и «5», но их знаний оказывается недостаточно для выполнения олимпиадных заданий со «звёздочкой», которые требуют логического мышления и смекалки. Их необходимо привлекать к чтению энциклопедий, дополнительной литературы, развитию логического мышления, выявлению причинно-следственных связей.
Самой высокой степенью активности обладают творческие люди. Они не только быстро и качественно усваивают учебный материал, но и нестандартно мыслят, умеют решать учебные задачи оригинальным путём.
Педагоги и родители хотели бы, чтоб дети имели творческую степень развития или хотя бы исполнительскую. Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Если не брать в расчёт патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал своё мышление сам. Для того, чтобы развить познавательную активность до высокого уровня учёные составили целые системы приёмов и методов обучения. Но прежде чем начинать обучение, необходимо создать благоприятные условия: чистая, проветренная и хорошо освещённая классная комната, дружественная атмосфера в классе, положительный настрой учащихся, мотивация приобретения новых знаний.
Познавательной деятельности учащихся активизируется только если возникнет интерес. Ведь интерес – это важнейший побудитель любой деятельности. Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Интерес можно возбудить словестным, исследовательским, поисковым и др. методами.
В словестном методе можно выделить несколько приёмов, которые безусловно заинтересуют детей, все они имеют начало в постановке учебной задачи учителем. Сначала формируется проблема, которую необходимо решить, а после можно использовать приёмы «мозговой штурм» или «круглый стол».
«Мозговой штурм» - это нетрадиционный приём, его суть состоит в том, чтобы каждый ученик высказал свои идеи по поводу данной проблемы. Интересный момент в том, что никто не будет критиковать и оценивать! Зачастую многие идеи остаются невысказанными из-за страха быть высмеянным или получить плохую оценку. Получая полную свободу слова, ученики раскрепощаются и генерируют идеи с большой скоростью.
«Круглый стол». Участники присаживаются за круглый стол лицом к лицу так, чтоб общении было более личным, не только устным, но и невербальным. Учитель озвучивает учебную задачу и начинается дискуссия.
В конечном итоге этих двух приёмов ученики, выслушав друг друга, приходят к решению учебной задачи, делают соответствующие выводы, занимаются самоанализом.
Методические приемы поддержания и развития интереса разработанные А. С. Макаренко: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций, наталкивающих на вопросы. [3, с. 154]
Во время урока следует использовать различные виды деятельности, постоянно менять их. Учитель может использовать наглядность, головоломки, ребусы, кроссворды, загадки, логические задания, соревнования, игры-путешествия, ролевые игры, дидактические игры «Что, где, когда?», «Поле чудес», «Рифмы», инсценировки, эксперименты, работу в группах или по парам.
«Лабиринты», «Найди пару», «Найди отличия», «Волшебные огоньки», «Из каких я фигур», «Круг, овал, квадрат», «От большого к маленькому», «Танграм», «Четвёртый лишний» и др. Эти игры способствуют формированию действий сравнения, классификации, узнавания по описанию, умение осуществлять контрольно-проверочные действия.
Для развития творческого потенциала учащихся можно задавать домой сделать на компьютере презентацию. Не секрет, что современное поколение детей обожает компьютеры, этим можно воспользоваться для активизации познавательной активности. Существует множество дидактических игр и заданий, которые пробудили бы в учениках интерес к учебной деятельности, но самое главное то, как сумеет преподнести их учитель. Общество нуждается в качественном воспитании и обучении подрастающего поколения, а значит общество нуждается в хороших учителях, мастерах своего дела, любящих наставниках.
Таким образом, правильно применяемые приёмы развития познавательной активности учащихся являются неотъемлемой частью становления школьника как развитой личности с правильными моральными ценностями. В школе ученик находится под контролем учителя, но важно затронуть ещё одну тему: «Поощряют ли дома старания ребёнка?». Родители бывают разные и, к сожалению, не всех можно назвать хорошими. Если ребёнок дома чувствует себя плохо, не имеет права высказывать своё мнение, играть, читать интересные ему книги – это может привести к разрушению личности. Каким он вырастит? Задача каждого учителя – знать про атмосферу в семье и в случае плохого влияния на ребенка – проводить беседы с родителями, обращаться в соответствующие службы. Ребёнок, почувствовавший любовь, заботу и похвалу за свои достижения обязательно вырастит хорошим человеком с целью добиться успеха!
© О.А.Тремасова, 2017
Список литературы
Зубкова Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. – 230 с.
Коменский, Я.А. Дидактические принципы : отрывки из «Великой дидактики» / Я.А. Коменский; вступ. ст. проф. А.А. Красновского. - М.: Учпедгиз, 1940.-89 с.
Макаренко, А.С. Проблемы воспитания в советской школе : Учебное пособие / А.С.Макаренко - М. : Педагогика 1984. 300с.
Шамова, Т. И. Проблемность стимул познавательной активности // Народное образование. 1966. № 4. С. 32-37
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
15