Разработка Разрешение конфликтов или трудно разрешимых ситуаций между учителем и учеником
Трудная ситуация
Школа всегда отличается множеством различных взаимосвязей. Для учреждений образования данного типа характерны повышенный эмоциональный фон, высокая нервная нагрузка, большие затраты психической энергии. Всё это в совокупности создаёт предпосылки для возникновения различного рода конфликтов или трудно разрешимых ситуаций между учителем и учеником (учениками).
Прежде чем приступить к рассмотрению и анализу одной из трудно разрешимых ситуаций, возникших в моей педагогической деятельности, мне бы хотелось остановиться на лексическом значении слова «конфликт». Общее определение, которое подано в электронной энциклопедии таково:
«Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную к интересам другой стороны».
Да, действительно, в сложившейся ситуации и я, и мой ученик, занимали позицию, удобную для самих себя, а также исходя из своих собственных интересов. Я стремилась к тому, чтобы, доказав вину, неправоту, хамство ученика, обезопасить себя, не потерять авторитет. Ученик, в свою очередь, любыми путями пытался обвинить меня, родителей, свою вину признавал лишь частично.
Приступаю к описанию возникшей конфликтной ситуации. По этическим соображениям я не назову имени и фамилии ученика. В дальнейшем я буду именовать его К. П.
П. отсутствовал в школе восемь дней, как позже выяснилось, без уважительной причины, без оправдательных документов (медицинские справки, записки от родителей отсутствовали). Кроме того его мама, Т. В., ничего не знала о пропусках сына. Она была уверена в том, что ребёнок, собираясь в школу, именно туда и идёт, проводит там большую часть дня. Я же думала о том, что П. не посещает школу, так как болеет.
И вот однажды утром, перед уроком русского языка я решила позвонить Т.В., чтобы справиться о здоровье её сына:
- Здравствуйте, Т. В., это вас беспокоит Надежда Александровна.
- Здравствуйте.
- Скажите, а как себя чувствует П?
- Хорошо А почему вы спрашиваете?
- Как почему? Он уже восемь дней не посещает школу
После продолжительного молчания в трубке я услышала:
- Я ничего об этом не знаю Впервые от вас слышу Сейчас я ему позвоню
- Вы понимаете, что в сложившейся ситуации я молчать не могу и должна поставить администрацию школы и социальную службу в известность?
- Да, конечно
Спустя некоторое время в класс вбегает испуганный и удивлённый П.:
- Здравствуйте, Надежда Александровна. Я болел, поэтому отсутствовал в школе.
- Скажи, а справка от врача у тебя есть?
- Нет Я просто Понимаете
- Что «просто», что «понимаете» Где и с кем ты всё это время был? Что делал? Знаешь, П., мы сейчас идём к директору. Она уже обо всём знает
Через пять минут мы уже были в кабинете у администрации школы. (В сложившейся ситуации считаю свой поступок правильным, так как на тот момент я не владела точной информацией о том, где и с кем был П.)
В ходе беседы с учеником было выяснено следующее: он не ходил в школу, так как плохо себя чувствовал. У него постоянно кружилась и болела голова, однажды (по его словам) он даже потерял сознание. Когда очнулся, то понял, что лежит в прихожей в верхней одежде и с рюкзаком за спиной. Маме он об этом ничего не рассказывал, так как боялся, что она будет сильно переживать. На закономерный вопрос о том, что же ты делал всё это время, ответил, что читал книги, «зависал» в социальных сетях.
Было принято решение вызвать маму П. в школу и побеседовать с ней. В ходе беседы с Т. В. выяснилось, что П. действительно довольно часто жаловался на усталость, сонливость, головную боль А, как выяснилось, он ещё и сознание теряет Проанализировав всё выше сказанное, и я, и Т.В. подумали о самом плохом Вскоре мама П. повезла его на обследование в областной центр. Заключение врача – ЗДОРОВ!
Так в чём же причина отсутствия П.? Лень, обман, боязнь чего-то или кого-то
Это всё предстояло выяснить.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, я поняла, что объективные причины таковы:
1. Зависимость ученика от учителя
У П. не очень высокие отметки по предметам. В классе он и ещё один мальчик отстают от других учеников. Это повлияло на отношение ребёнка к школе, к учёбе, длительное время отсутствовала ситуация успеха, а ведь она так важна в учебном процессе.
2. Игнорирование личных проблем ученика
Если родители не обращают внимание на жалобы ребёнка, учитель занят выполнением других обязанностей, ученик найдёт того, с кем поделиться своими проблемами. Очень часто это может быть совершенно посторонний человек, с которым ребёнок общается в социальных сетях.
К субъективным причинам я отнесла следующие:
1. Черты характера: агрессивность, раздражительность, нетактичность со стороны ученика и придирчивость, ехидность со стороны учителя.
2. Несоответствие интеллектуальных возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований.
3. Наличие у учителя и ученика нервного напряжения, стресса.
Изначально я выбрала такой путь разрешения ситуации, как противоборство. Естественно я рассчитывала выиграть, настойчиво убеждая П. в его неправоте. Конечно, я боялась потерять авторитет, проявить слабость. А как же? Что подумают другие ученики? Как они после этого будут относиться ко мне? Это позже я поняла, что в таких ситуациях не следует думать о «всех остальных, о других». Иначе ситуацию просто невозможно будет разрешить.
Затем я решила сотрудничать с П. Самым главным и сложным стало для меня отделить проблему от личности. (Да есть проблема, но это не значит, что ребёнок «плохой», и не следует спешить вешать на него этот ярлык). Далее следовало определить интересы и потребности участников конфликта. Говоря иными словами, необходимо было ответить на вопросы: «Чего хочу я?» и «Чего же хочет ученик?» Как оказалось, хочет П. немногого: внимания к себе, оценки своей деятельности, словесной похвалы, положительных, достаточно высоких отметок.
Выяснив потребности ребёнка, необходимо было предпринять возможные действия по их удовлетворению. Я составила для себя поэтапный план:
1. Осознание конфликтной ситуации. На этом этапе передо мной стояла цель помочь ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе, повысить средний балл по предметам.
2. Решение. Усилить контроль качества выполнения домашнего задания, работы на уроках, поведением.
3. Осуществление плана.
4. Контроль.
Результат не оправдал моих ожиданий. П., чувствуя контроль, а также осознавая необходимость повышения среднего балла, решил пойти следующим путём: списывая, получать хорошие отметки, подделывая результаты словарных диктантов, исправляя отметки в дневнике. Чтобы избегать в дальнейшем подобных результатов, я приняла решения давать ему индивидуальные задания на развитее мышления, логики. Так я старалась подбирать задания коммуникативного характера, в которых нужно было высказать своё мнение, поставить себя на место действующего персонажа, оценить поступки героя, а также давала задания, в которых прослеживалась связь литературы и истории (П. интересуется историей). Вскоре предложила ему участвовать в районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», мы вместе выбрали направление («Филология» », номинацию «Литература», выбрали то, что ему по зубам, как выразился сам П, исследовательскую работу, составили план работы, кстати ему показалось, что я хочу загрузить его работой. Пришлось на деле доказывать, что я верю в его силы, хочу, чтобы он смог выразить своё понимание конкретной проблемы
Для меня стало открытием, что П.– начитанный, имеющий интерес к исследовательской деятельности самостоятельное мышление и креативность мальчик, у которого есть своя точка зрения. Я стала давать возможность ему высказываться при всём классе, искренне положительно его оценивать. На конференции он занял 2 место. Это была настоящая , большая победа!
У ребёнка повысилась самооценка, он стал осознавать свою значимость в классном коллективе. На данный момент мы с П. сообща работаем над повышением его среднего балла, ученик выражает признательность, вопрос о самовольном исправлении отметок отпал сам собою. П. не хочет разрушить хрупкое равновесие и всеми силами старается завоевать уважение учеников и учителей.
Когда возникает проблемная ситуация, необходимо помнить, что в ней, как правило, виноваты две стороны. Не следует стараться выиграть любым способом. Это принесёт облегчение лишь на первых порах, затем это только усугубит проблему. Необходимо осознавать и тот факт, что чрезмерный контроль подавляет личность, у человека появляется закономерное желание сбежать, спрятаться, уйти. Самым рациональным способом разрешения конфликта является сотрудничество, при котором обе стороны будут пытаться помочь друг другу, а в результате помогут себе.
15