Знаки препинания при деепричастном обороте. Путешествие во времени.
Деепричастный оборот
Путешествие во времени
Открытый урок в рамках единого методического дня
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: урок-путешествие во времени
Технология: элементы технологии проблемного и дифференцированного обучения
Цель: повторение изученного по теме «Деепричастный оборот».
Знать: опознавательные признаки деепричастного оборота, правила его выделения на письме, синтаксическую роль деепричастий.
Уметь: выделять запятыми деепричастный оборот, правильно определять его границы, соотносить деепричастие с подлежащим в предложении, различать деепричастия и причастия в тексте, сопоставлять их, строить предложения с деепричастными оборотами.
Повторение орфографии: правописание приставок пре- и при-
Оборудование: распечатанные для каждого ученика разноуровневые задания, иллюстрации (мужской и женский костюм XVIIIв.).
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
Цель: объяснить учащимся цель урока.
Учитель. Ребята, сегодня мы повторим изученный материал по теме «Деепричастный оборот», проверим, насколько крепки границы между причастиями и деепричастиями, и увидим, что происходит при нарушении этих границ. Попробуем самостоятельно построить предложения с деепричастными оборотами. Но сначала вспомним, какую конструкцию мы называем деепричастным оборотом.
2.Актуализация опорных знаний.
Цель: повторить сведения о деепричастном обороте и правилах его выделения на письме.
Учитель. Давайте попробуем составить рассказ о деепричастном обороте по схеме.
(Рассказ ученика по схемам)
[ деепр. з.с.,………….].
[…….,деепр. з.с,………].
[……………….,деепр. з.с.].
3.Работа с текстом.
Цель: повторить правило обособления деепричастного оборота на основе работы с текстом.
Учитель. А теперь давайте мысленно перенесёмся в XVIII век, когда царь Пётр I повелел «учинить новую моду». Каждый из вас должен выбрать текст определённого уровня сложности. Познакомимся с содержанием текста.
(Один ученик читает)
- докажите, что перед нами текст;
- определите тему текста;
- озаглавьте текст;
- как связаны между собой предложения;
- выполните задания.
Уровень
Определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.
В XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости превратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол отводя ему роль жилета. Интересно, что нашивая на камзол до 30 пуговиц застёгивали только верхнюю их половину. Вовсе не застёгивали кафтан, который прикрывая кюлоты доходил до колен притягивая взоры золотыми и серебряным шитьём и нарядными металлическими пуговицами. Позаимствовав из Англии моду на гетры русские дворяне надевали их зимой поверх белых шёлковых чулок. Парик причиняя определённые неудобства придавал своему владельцу представительный вид. Шляпа являясь обязательной принадлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находя применения часто оставалась в руках. Карманные часы на цепочке, перчатки и трость дополняя костюм были предметом особой гордости. Так, например, граф Разумовский заплатив 20 тысяч рублей украсил свою трость алмазами и рубинами. (По Ю.С.Рябцеву)
Уровень
Определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания, подчеркните деепричастия и деепричастные оборты.
В XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости превратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол отводя ему роль жилета. Интересно, что нашивая на камзол до 30 пуговиц застёгивали только верхнюю их половину. Вовсе не застёгивали кафтан, который прикрывая кюлоты доходил до колен притягивая взоры золотыми и серебряным шитьём и нарядными металлическими пуговицами. Позаимствовав из Англии моду на гетры русские дворяне надевали их зимой поверх белых шёлковых чулок. Парик причиняя определённые неудобства придавал своему владельцу представительный вид. Шляпа являясь обязательной принадлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находя применения часто оставалась в руках. Карманные часы на цепочке, перчатки и трость дополняя костюм были предметом особой гордости. Так, например, граф Разумовский заплатив 20 тысяч рублей украсил свою трость алмазами и рубинами. (По Ю.С.Рябцеву)
Заполните таблицу.
Объяснение Примеры из текста
Близко к пере- Приближение Неполнота действия Словарное слово Ключ
Объяснение Примеры из текста
Близко к пере- Превратившись
Приближение Притягивая, приближение
Неполнота действия Прикрывая
Словарное слово Принадлежность, предмет, причиняя
Уровень
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты.
( + пре- и при-)
В XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости пр_вратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол отводя ему роль жилета. Интересно, что нашивая на камзол до 30 пуговиц застёгивали только верхнюю их половину. Вовсе не застёгивали кафтан, который пр_крывая кюлоты доходил до колен пр_тягивая взоры золотыми и серебряным шитьём и нарядными металлическими пуговицами. Позаимствовав из Англии моду на гетры русские дворяне надевали их зимой поверх белых шёлковых чулок. Парик пр_чиняя определённые неудобства пр_давал своему владельцу представительный вид. Шляпа являясь обязательной пр_надлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находя пр_менения часто оставалась в руках. Карманные часы на цепочке, перчатки и трость дополняя костюм были предметом особой гордости. Так, например, граф Разумовский заплатив 20 тысяч рублей украсил свою трость алмазами и рубинами. (По Ю.С.Рябцеву)
Заполните таблицу примерами из текста.
Латинское «рука» Тюркское «мешок, оболочка, футляр» Немецкое «обвиснуть, висеть» Итальянское «обычай, привычка» Латинское «правило, мера» Татарское «портянки, онучи» Ключ
Латинское «рука» Манжета
Тюркское «мешок, оболочка, футляр» Кафтан
Немецкое «обвиснуть, висеть» Шляпа
Итальянское «обычай, привычка» Костюм
Латинское «правило, мера» Мода
Татарское «портянки, онучи» Чулки
4.Работа по развитию речи.
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.
Учитель. Перед вами три предложения, в которых содержится весьма интересная информация о моде XVIII века, но понять её мешают грамматические ошибки. Давайте их исправим.
1.Пытаясь сохранить макияж, у дам в XVIII веке было принято умываться не каждый день.
(действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым)
Ключ (Пытаясь сохранить макияж, дамы в XVIII веке умывались не каждый день)
2. Покрывая лицо свинцовыми белилами, появлялась аристократическая бледность кожи.
(действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым)
Ключ (Покрывая лицо свинцовыми белилами, lfs добивались аристократической бледности.)
3. Имитируя родинки, дамы использовали мушки, храня их в специальных золотых и серебряных коробочках – «мушечницах».
(деепричастие несовершенного вида употребляется для обозначения действия, совершающегося раньше основного действия)
Ключ (Имитируя родинки, дамы использовали мушки, которые хранились в золотых и серебряных коробочках – «мушечницах».)
5.Работа по конструированию предложений (дидактическая игра «Путаница»).
Цель: учить разграничивать деепричастные и причастные обороты.
Учитель. Ребята, давайте представим себе такую ситуацию: после того как все деепричастные обороты заняли в тексте свои места и определили свои синтаксические роли, причастия решили вмешаться и всё перепутать. Отыщите «самозванцев», которые взялись играть чужие роли.
Собирающаяся на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячущихся под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья. Корсет, стягивающий талию, придавал фигуре стройность. Дама XVIII века, напоминающая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. (По Ю.С.Рябцеву)
Ключ
Собираясь на бал, дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячась под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья. Корсет, стягивая талию, придавал фигуре стройность. Дама XVIII века, напоминая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. (По Ю.С.Рябцеву)
6. Подведение итогов урока.
Учитель. Давайте подведем итоги нашего урока. Сегодня мы, совершив путешествие во времени и открыв для себя много ряд интересных подробностей о моде XVIII века, повторили тему «Деепричастный оборот» Мы находили деепричастные обороты в текстах, исправляли ошибки, покали, что умеем разграничивать причастные и деепричастные обороты. Кроме того, мы узнали значение слов «кюлоты» (Кто объяснит, что это?) и фижмы (Кто помнит значение слова?).
7. Домашнее задание.
Учитель. Одним из важных предметов дамского туалета был веер. Он выполнял массу функций : на его створках писали модные фразы, в нём прятали записки. С его помощью можно было разговаривать, не произнося слов. Дома вам предстоит составить текст о тайнах дамского веера. Предлагаю вам подсказки.
Задание. Составить текст, используя деепричастные обороты.
Для справок:
Разворачивая веер – замужество
Закрывая – безразличие
Открывая один листик – дружба
Открывая два листика – любовь
Складывая стрелой – призыв к решительности