Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте (7 класс)
Открытый урок по русскому языку на тему: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».
Конспект урока предоставила: Атоварова Юлия Анатольевна,
КГУ «Степная средняя школа»
email: juli198310@list.ru
Класс: 9
Тема занятия:
«Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».
Цели:
1. Дать учащимся понятие о деепричастном обороте, научить определять зависимые от деепричастия слова, формировать навык видеть в предложении деепричастный оборот, выделять его знаками препинания.
2. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.
3. Воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю,
на примере слов, словосочетаний и предложений, предложенных на уроке, воспитывать у учащихся доброе отношение к людям.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: наглядный материал в форме таблиц, схем; раздаточный материал; учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивация познавательной деятельности.
1. Вводное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Давайте по-доброму улыбнёмся друг другу, пусть наше учебное занятие пройдёт организованно, с пользой.
- Сегодня мы продолжим изучение темы «Деепричастие» и вы узнаете новое пунктуационное правило.
2. Лингвистическая разминка.
Игра «Четвёртый лишний».
- На доске (или в карточке) записаны слова, попробуйте их сгруппировать по общему признаку и найдите слово, которое не группируется, то есть лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.
Раздумывая, задумавшийся, написано, откликнувшийся
(раздумывая - деепричастие, остальные слова- причастия)
Зарождаясь, направив, отдающий, умея
(отдающий – причастие, остальные слова – деепричастия)
Понимая, обнявшись, помогая, сочувствуя
(обнявшись – деепричастие совершенного вида, остальные слова – деепричастия несовершенного вида)
3. Вопросы по повторению изученного о деепричастии.
Учитель:
Выполняя предыдущее задание, вы находили причастия и деепричастия.
- Назовите их главный общий признак (Причастие и деепричастие – особые формы глагола).
На прошлом уроке мы начали говорить о деепричастии.
Давайте вспомним:
- Что такое деепричастие? (Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом)
- Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии? (В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия).
- Назовите глагольные признаки деепричастия. (Деепричастия образуются только от глаголов, бывают совершенного и несовершенного вида).
- Назовите наречные признаки деепричастия. (Деепричастия не изменяются, т.е.не склоняются и не спрягаются, в предложениях бывают обстоятельствами).
Работа по объяснению темы урока.
1. Работа с карточками:
Выполнение задания №1
А) Прочитайте предложение , вставьте пропущенные буквы-орфограммы, выделите грамматическую основу.
Д..брота зар..ждает?ся в детств.. и ж..вёт (в) душе ч..ловека.
Проверка:
(Доброта зарождается в детстве и живёт в душе человека).
__________ ______
Б)Беседа
Учитель:
- Какое это предложение? (Простое предложение с однородными сказуемыми)
Прочитайте дополнительное задание.
Замените 1-ое сказуемое, выраженное глаголом, на деепричастие.
(Доброта, зарождаясь в детстве, живёт в душе человека.)
Учитель:
Запишите предложение. Найдите и выпишите словосочетание с главным словом деепричастием.
(Зарождаясь в детстве)
Работа на доске.
Учитель:
Составьте схему предложения с деепричастным оборотом.
___________, /_._._._/, _________
_________
Учитель:
Деепричастие с зависимыми словами называется - деепричастным оборотом; деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие; деепричастные обороты всегда обособляются на письме и являются одним членом предложения – обстоятельством.
В) - Дополнительное задание: измените предложение, поставив деепричастный оборот в начало и в конец предложения, составьте схемы предложений.
Зарождаясь в детстве, доброта живёт в душе человека.
Работа на доске.
/_._._._._/,_______________ _________
Схема: ________
Доброта живёт в душе человека, зарождаясь в детстве.
________
Схема: ________ , /_._._._._./
·
Учитель:
А теперь составьте и запишите предложение с одиночным деепричастием.
Доброта, зарождаясь, живёт в душе человека.
Учитель:
Одиночное деепричастие всегда на письме выделяется запятыми.
Г)Учитель:
В чём отличие в обособлении причастного и деепричастного оборотов?
(Деепричастный оборот и одиночное деепричастие обособляются всегда, причастный оборот - только после определяемого слова, одиночное причастие не обособляется никогда).
Физкультминутка
А теперь физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты)
Закрепление материала.
А)Учитель:
- Приступаем к выполнению задания 2 в ваших рабочих листах
- Образуйте с деепричастиями и подходящими по смыслу словами словосочетания (смотри слова для справок).
Появляясь, наполняя, просачиваясь, сострадая.
Слова для справок: на свет; в грудь; ближнему; сердце ребёнка добротой.
У вас должны получиться словосочетания
(Полученные словосочетания:
появляясь на свет;
наполняя сердце ребёнка добротой;
просачиваясь в грудь;
сострадая ближнему).
Учитель:
Что вы образовали? (Деепричастные обороты).
Б) Дополнительное задание: придумайте и запишите предложения с образованными вами деепричастными оборотами. Деепричастия выделите графически и пунктуационно:
(Примерные предложения:
Человек, появляясь на свет, обладает многими талантами.
Способности необходимо развивать в детстве, наполняя сердце ребёнка добротой.
Доброта, просачиваясь в грудь, вызывает радость и желание помочь окружающим. Сострадая ближнему, человек учится любить.)
Учитель:
-Что у нас получилось? (Текст) Докажите. ( Все предложения этого текста связаны между собой по смыслу и грамматически).
-Какова тема текста? ( В этом тексте говорится о доброте, свойственной любому человеку).
-Что обретает человек, если воспитывает в себе доброту? (Радость общения, любовь к другим людям, желание жить, смысл жизни)
Упр. ст.
VI. Подведение итогов урока.
Учитель:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
(Я узнал, что деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.
Я узнал, что деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, всегда выделяется на письме запятыми.
Деепричастный оборот является одним членом предложения – обстоятельством.
Деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие
Научился составлять схемы предложений с деепричастными оборотами)
- Только ли о деепричастном обороте мы говорили?
(Мы говорили о доброте, свойственной любому человеку)
- Можем ли мы с вами сделать мир добрее? Что для этого нужно?
( Нужно в самом себе развивать чувство доброты, проявлять бескорыстную заботу о ближних, любить жизнь, стараться сделать её лучше)
Учитель:
Ребята, запомните слова римского философа Сенеки:
«Везде, где есть человек, есть возможность для добра».
Чтение стихотворения о доброте
Доброта дается от рожденья,
Как цвет кожи, глаз или волос
Сделать доброту "приобретеньем"
Никому ещё не удалось.
Доброта передается по наследству
Так же, как похожие черты:
С генами другими по соседству
Закодированы гены доброты.
И не так уж трудно догадаться,
У кого в натуре доброта:
Просто он не станет похваляться,
Что, кому он сделал и когда.
Просто он живёт так, как умеет,
По-другому не умея жить.
Вас своею лаской обогреет,
А обидят - может защитить.
Домашнее задание
Стр. 78, 80 (выучить правила); упр.
написать сочинение-миниатюру на тему: «Твори добро на радость людям».
15