Конспект урока русского языка на тема: Категория состояния как часть речи (7 класс)
Тема: Категория состояния как часть речи.
Тип урока: изучение новой темы.
Цели:
1. Образовательная: дать представление о словах категории состояния, их отличие от наречий, кратких прилагательных.
2. Развивающая: формировать умения находить слова категории состояния в тексте.
3. Воспитательная: воспитывать интерес к морфологии русского языка.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с таблицами, выполнение упражнений.
Оборудование: учебник М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, доска, таблица, рабочие тетради, тетради для таблиц
Ход урока:
Орг. момент
Проблемная ситуация:
Ребята, посмотрите на доску. Давайте определим, к каким членам предложения относятся повторяющиеся слова.
Её лицо было грустно.
Она смотрела грустно.
.
Ей было грустно.
Аналитическая беседа: Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).
Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.
В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.
Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи.
Что нам уже известно об этой части речи?
Это неизменяемая часть речи
Употребляется в предложении без подлежащего
Является сказуемым
- Что обозначает это слово в приложении? (Состояние человека)
- А в следующем предложении? На улице морозно. (Предложение заранее выписано на доску). (Состояние природы)
Слово учителя: Сказуемое в предложениях, характеризующих состояние природы или состояние человека, может быть выражено специальными словами, образующими самостоятельную часть речи, которая получила название – Категория состояния.
Запишем тему нашего урока: Категория состояния как часть речи.
В тетради для правил/таблиц запишем признаки слов категории состояния:
Это неизменяемая часть речи
Обозначает состояние природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека.
Отвечают на вопросы как? каково?
Не зависит от других слов
Синтаксическая роль – сказуемое в безличном предложении
Упражнение для первичного закрепления:
О том, как нужно рассуждать, применяя данное правило, прочтем на стр 128
На странице 126 учебника прочтите отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова, объясните, пользуясь правилом, почему выделенные слова относятся к категории состояния.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?
Упражнения для вторичного закрепления:
1). Упр. 275 Устный разбор, письменное выполнение. Задание: определить что обозначают СКС в предложениях: состояние природы, окружающей среды или душевное состояние человека. ( 7 предложений в упражнении)
2) Упр. 276 . Самостоятельная работа, обсуждение в классе (нужно продолжить ряды слов, обозначающих: а) состояние природы, б) состояние среды, в) физическое состояние живых существ, г) эмоциональное состояние человека, д) интеллектуальное состояние человека е) оценку какого-либо состояния, положения)
О различии между наречиями и словами категории состояния прочтем информацию на стр. 127 и разберем упражнение под звездочкой.
Ребята, как мы видели в начале нашего урока, слова типа «грустно» могут быть и наречиями, и краткими прилагательными, и СКС. Чтобы не путаться, предлагаю вам создать таблицу-алгоритм, по которой вы будете различать омонимичные формы.
Сравнительная таблица разграничения иногда омонимичных слов разных
частей речи: наречий, кратких прилагательных, слов категории состояния.
Вопросы Краткое
Прилагательное Наречие Слово категории состояния (СКС)
К какому слову относится? Существительное Глагол Не зависит от других слов
На какой вопрос отвечает? Каков? какова? каковы? Как? где? как? каково?
Что обозначает? Признак предмета Признак действия, признак другого признака Состояние природы, человека, оценку действия
Каким членом предложения является? Сказуемое Обстоятельство Сказуемое в предложении без подлежащего
Как изменяется? По родам, числам Не изменяется Не изменяется
Задание: записать предложения, подчеркнуть грамматическую основу, обозначить части речи слов, входящих в грамматическую основу.
Девушка красиво танцевала. (Обстоятельство, выраженное наречием)
Дерево весной красиво. (Именная часть составного именного сказуемого, выраженная кратким прилагательным)
Вокруг так красиво! (Сказуемое в безличном предложении, выраженное словом категории состояния)
Если останется время, то выполняем упражнения № 278 и 279.
Домашнее задание: правило, упражнение 277.