Элективный курс Покоряем просторы Интернет
Элективный курс «Покоряем просторы Интернет»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
МЕСТО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В настоящее время в России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. В этой связи решающее значение приобретают знания связанные с коммуникационными технологиями.
Повышение компьютерной грамотности учащихся, использование в школе современных информационных образовательных технологий даёт принципиально новые возможности для развития образовательного уровня учащихся, обеспечит ученикам подготовку к исполнению ими ключевой роли в современном обществе.
Элективный курс «Покоряем просторы Интернет» предназначен для учащихся 6-8 классов, имеющих начальные навыки работы с ПК и является подготовительным этапом для дальнейшего изучения темы «Коммуникационные технологии» в старших классах, которая входит в обязательный минимум содержания основного среднего образования по дисциплине «Информатика и ИКТ».
Содержание курса базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа, которые проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю. Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся. Т.к. основным направлением в изучении курса является продуктивное использование ресурсов Интернета для успешного применения в дальнейшем обучении. Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся, творческого мышления; повышению интереса к информатике, а самое главное, решает вопрос об использовании услуг Интернета, показывает нужную учебную информацию. Ребенок может использовать содержательное наполнение образовательных ресурсов при подготовке домашних заданий, рефератов, контрольных работ, зачетов, экзаменов.
При проведении занятий каждый ученик может работать за компьютером индивидуально, а педагог лишь направляет действия школьника, не подавляя взаимодействие с образовательным ресурсом. Используя образовательные ресурсы сети Интернета, педагог демонстрирует учащимся, что в сети может содержаться неточная, недостоверная и некорректная информация. Применение проблемных и индивидуальных методов обучения тем самым формирует у школьников критическое мышление.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Целью курса является предоставление школьникам общих знаний о природе и эволюции сети Интернет, знакомство с основными правилами работы в глобальной сети и формирование устойчивых понятий о возможностях образовательных ресурсов Интернет.
Задачи курса:
дать общие представления о пространстве сети Интернет;
познакомить обучающихся с многообразием сервисных служб сети Интернет;
познакомить с эффективными методами поиска информации в сети;
дать представление об основных возможностях дистанционного образования;
познакомить с основными направлениями образовательных ресурсов;
формировать критическое мышление.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ:
Программа элективного курса состоит из 7 основных тем. Основной тип занятий – практикум, в ходе которого учащиеся выполняют задания с использованием полученных знаний, умений и навыков. Доступ в Интернет обязателен.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики работы, обзора основной терминологии, ученикам объясняется теоретический материал, который поможет реализовать задание на каждом отдельном этапе и отводится время для практической работы в сети Интернет.
Курс сопровождается мультимедийным сопровождением уроков. Данный курс позволит подготовить обучающихся к дальнейшему углубленному изучению темы «Коммуникационные технологии» в базовом курсе информатики. Контроль осуществляется с помощью автоматизированной программы компьютерного тестирования и практических работ на закрепление изученного материала. В конце обучения на заключительном занятии одной из форм контроля может являться публичная защита проектов, что позволяет всему коллективу учащихся участвовать в обсуждении и оценивании результатов работы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Учебно-методический комплект элективного курса «Покоряем просторы Интернет» состоит из конспектов уроков (для учителя), набора практических работ (для учащихся), контролирующих тестов по темам курса и СD-диска с мультимедийным сопровождением занятий.
Программное обеспечение:
операционная система Windows XP;
программы:
Microsoft Internet Explorer;
Outlook Express;
Пакет Ms Office.
При организации занятий используется следующее техническое обеспечение:
Компьютерный класс – 11 компьютеров с подключением сети Интернет.
Проектор – 1 шт.
Экран – 1 шт.
Звуковые колонки.
Цифровые образовательные ресурсы:
Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине
«Информатика»
http://sdo.bsu.edu.ru/Resource/eBook/InfoSpektr/vvedenie.htm - Электронный учебник по информатике
Репетитор по информатике Кирилла и Мефодия.
Интернет-ресурсы
http://virlib.eunnet.net/ - Виртуальная библиотека
http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.1 - Электронная библиотека информационной системы «Единое окно»
http://www.megabook.ru/ - Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»
http://www.on-line-teaching.com/ - Электронные учебники.
http://www.problems.ru/inf/- Задачи по информатике.
http://mega.km.ru/pc/ - Энциклопедия персонального компьютера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА:
В результате изучения элективного курса «Покоряем просторы Интернет»: Учащиеся должны знать:
необходимые виды аппаратного и программного обеспечения для осуществления сетевого общения;
виды поисковых систем, их различия и правила поиска необходимой информации в сети;
виды поиска (простой, расширенный, специальный) и возможности поисковых систем;
многообразие возможных услуг сети Интернет и их рациональное использование;
разновидность образовательных ресурсов глобальной сети;
основные правила сетикета.
Учащиеся должны уметь:
использовать язык запросов;
работать в различных поисковых системах;
сохранять и обрабатывать информацию из сети Интернет для ее дальнейшего использования;
использовать образовательные ресурсы сети для расширения кругозора и в процессе обучения различных дисциплин;
использовать для решения познавательных учебных задач различные образовательные ресурсы сети Интернет - энциклопедии, словари, справочники и т.д.
Элективный курс “Покоряем просторы Интернет ” рассчитан на 34 часа: 9 часов – теоретические занятия, 20 часов практических работ, 4 часа – работа над проектом и 1 час – контрольное тестирование. Таким образом, 59% курса отводится на практические занятия. Курс рассчитан на учащихся, не изучающих предмет «Информатика и ИКТ» с 5-го класса.
В результате изучения данного курса у учащихся повысится творческий интерес к изучению предмета «Информатика и ИКТ», расширение кругозора в области компьютерных технологий, формирование умений и навыков при работе в сети Интернет и рациональное использование сетевых ресурсов. Изучение данного курса также способствует повышению мотивации обучения, способствует совершенствованию практических навыков работы с компьютером.
Учебно-тематический план элективного курса
«Покоряем просторы Интернет»
№
п/п Наименование разделов,
дисциплин и тем Часы Форма контроля
Всего теория практика 1. Введение. 1 1 История создания и развития информационных ресурсов и технологий Интернет. 1 2 Что такое Интернет. 2 2 тест
Виды подключения к сети Интернет 1 Программное обеспечение и адресация в сети. 1 3 Многообразие Интернета. 6 3 3 практикум
Всемирная Паутина WWW 1 1 Электронная почта (E-MAIL) 1 1 Файловые архивы (FTP) 0,5 0,5 Интерактивное общение. 0,5 0,5 4 Правовые нормы.1 1 тест
Правила сетикета. 0,5 Защита информации. 0,5 5 Виды поисковых служб. 4 2 2 практикум
Поисковые системы и каталоги. 1 1 Сравнение поисковых служб. Синтаксис языка запросов. 1 1 6 Основы поиска и работы с образовательными ресурсами. 6 6 практикум
Сохранение страниц. Сохранение отдельных объектов и фрагментов web-страниц 1 Приемы простого поиска на странице, сайте. 1 Приемы расширенного поиска: картинок, файлов, программ. 2 Средства специального поиска: книги, словари, энциклопедии, карты. 2 7 Виды проектов образовательных ресурсов Интернет. 9 9 Официальные образовательные сайты. 2 Участие в одном из образовательных проектов
Конференции школьников, выставки творческих работ, конкурсы, олимпиады. 2 Ресурсы дистанционного обучения. 2 Предметные образовательные программы 2 Информационная поддержка Единого государственного экзамена. 1 Проектная деятельность 4 4 Итоговое тестирование 1 1 проект
ИТОГО 34 10 24 тест
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСАТема 1. Введение (1 ч).
История создания и развития информационных ресурсов и технологий Интернет. Появление первых информационных систем. Хронология Интернета. Агентство Перспективных Разработок (ARPA).
Тема 2. Что такое Интернет (2 ч).
Виды подключения к Интернету.
сеансовое подключение:
коммутируемый доступ по телефонной линии (DIAL-UP)
асинхронное подключение через спутник
«мобильный» Интернет
постоянное подключение:
доступ по телефонной линии (ADSL)
доступ по выделенному каналу
подключение к Интернет через локальную сеть
Адресация в Интернете. Доменная система имен. Межсетевые протоколы. Программное обеспечение для работы в Интернете. Виды браузеров. Аппаратные средства Internet.
Тема 3. Многообразие Интернета (6 ч).
Услуги Интернета. Всемирная Паутина WWW.
Электронная почта (E-MAIL):
что такое адрес электронной почты
установка программ для работы с электронной почтой
создание и отправка сообщения.
получение сообщения.
вложение файлов в сообщения электронной почты
ответ на письмо и его пересылка.
использование адресной книги.
Файловые архивы(FTP). Загрузка файлов.
Интерактивное общение. «Смайлики», сокращения, выражение мыслей и эмоций, отправка мгновенных сообщений, телефонные звонки через Интернет. Спамы и борьба с ними.
Знакомство с Mail-агент. Проведение разговора в текстовом режиме.
Тема 4. Правовые нормы (1ч).
Информационная культура. Сетевая этика (правила сетикета). Защита информации. Права собственности. Этические нормы. Лицензионные, условно бесплатные, бесплатные программы.
Тема 5. Виды поисковых служб (4 ч).
Поисковые каталоги. Коллекции образовательных ссылок. Поисковые указатели. Сравнение поисковых служб. Синтаксис языка запросов.
Тема 6. Основы поиска и работы с образовательными ресурсами (6 ч).
Сохранение страниц. Сохранение отдельных объектов и фрагментов web-страниц. Приемы простого поиска на странице, сайте. Приемы расширенного поиска: картинок, файлов, программ. Средства специального поиска: книги, словари, энциклопедии, карты.
Тема 7. Виды проектов образовательных ресурсов Интернет (9 ч.)
Официальные образовательные сайты.
Конференции школьников, выставки творческих работ, конкурсы, олимпиады. Ресурсы дистанционного обучения.
Предметные образовательные программы Информационная поддержка Единого государственного экзамена. Ресурсы для абитуриентов.
Дистанционные олимпиады. Тесты, викторины. Конкурсы. Интернет-фестивали. Дистанционное обучение.
Креативные проекты (сайты школ, газета)
Проектная деятельность
Подготовка и демонстрация образовательного продукта с использованием ресурсов Интернет.
Использованная литература:
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Базовый курс. 2-е изд. Авторы: Семакин, Залогова, Русаков. 2009 г., Гриф МО РФ Учебник для школ.
Методика преподавания информатики Автор: М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер Издательство: Академия 2008 г.
Косарев В.П., Компьютерные системы и сети, 2000г
Олифер В.Г., Олифер Н.А., Компьютерные сети (принципы, технологии, протоколы), 2005г
Хорев П.Б., Методы и средства защиты информации в компьютерных системах, 2005г.
Байков В. Интернет. Поиск информации. Продвижение сайтов. СПб.: BHV, 2000.
Богданов-Катьков Н.В., Орлов А. А. Интернет. Новейший справочник. Москва, ЭКСМО, Санкт-Петербург, СОВА, 2003.
Болотько Л. Л. Информационные ресурсы Интернет для педагогов: мет. пособие. Мн.: АПО, 2000.
Крупник А. Б. Поиск в Интернете. Самоучитель. СПб.: Питер, 2003.
Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия Интернет. М.: Олма-Пресс, 2002.
С.Симонович, Г.Евсеев, А.Алексеев. Общая информатика. Учебное пособие. Универсальный курс. Москва, «Аст-пресс книга», 2003.
С.Симонович, Г.Евсеев, А.Алексеев. Специальная информатика. Учебное пособие. Универсальный курс. Москва, «Аст-пресс книга», 2003.
Солоницын Ю. А., Карпенюк С. Э. Интернет: энциклопедия. СПб.: Питер, 2003.
Тихонов А.Н. и др. – Образовательные ресурсы сети Интернет. Каталог, Москва, 2006
Хафкемейер Х. "Интернет. Путешествие по всемирной компьютерной сети", 2003г.
Гусев В.С. Поиск в Интернет. Самоучитель:-М.:"Вильямс", 2004.
Крупник А.Поиск в Интернете. Самоучитель (второе издание):- Питер, 2002.
Гультяев А.Самое главное о .Поиск в Интернет:- Питер, 2004
Советы по поиску в Интернет:- http://medlan.samara.ru/info/search.html
Советы по поиску в Интернет:- http://www.poiskinfo.net/stat/st103.phpСсылки в Интернет
http://medlan.samara.ru/info/search.html
http://www.poiskinfo.net/stat/st103.php
www.yahoo.com
www.infoseek.comwww.excite.comwww.lycos.comwww.mckinley.comwww.shareware.comwww.search.comhttp://www.seun.ru/faculty/FIIT/KTOIT/ktoit.phphttp://www.yandex.ruhttp://www.rambler.ruhttp://www.mail.ruhttp://www.rustest.ru
http://www.rusolymp.ruhttp://www.slovari.ruhttp://www.ege.ruhttp://www.edunews.ruhttp://www.abitu.ruhttp://www.openet.edu.ruhttp://www.infomuka.ru http://iso.cross-ipk.ruhttp://www.eidos.techno.ruhttp://www.lseptember.ru/ru/bio/ http://www.chat.ruhttp://www. biology. arizona.eduhttp://new.teacher.fio.ru/http://school-collection.informika.ru/about/http://www.ucheba.ruhttp://www.future4you.ru/