Статья «Активизация мыслительной деятельности на уроках (игровые технологии)»


«Активизации мыслительной деятельности
на уроках (игровые технологии)»
Выполнила: Сорокина Т.В.- учитель КОУ ВО «Бутурлиновская школа - интернат для обучающихся с ОВЗ»
Очень часто приходится наблюдать, что дети неактивны на уроке, их трудно заинтересовать. И даже при четко продуманной работе на уроке нередко можно увидеть равнодушные глаза детей, поэтому мы задумываемся над тем, как изменить подачу материала, чтобы каждый ребенок получил удовольствие от урока.
Использование различных приемов активизации мыслительной деятельности позволяют лишь на некоторое время заинтересовать детей. А как сделать так, чтобы весь урок был ярким, интересным? Позволяет решить эту проблему умелое сочетание обучения и игры.
Большое значение в активизации познавательной деятельностимладшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке.
Сущность обучению как в игре в курсе математики могут обеспечить сюжет и/или соревнование. По времени игра может продолжаться от 10-15 минут до четверти. Однако, игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного задания и всего учебного процесса в целом.
Для младших школьников, а особенно для детей с нарушением интеллекта учение – это новое и трудное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и «психикой» детей. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформирована. Поэтому основным видом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации детей к школьному режиму. Игра является одним из средств формирования психических образований, крайне необходимых для учебного процесса, мышления, внимания, памяти и т.д.
Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целогокруга задач, причем ведущая функция игры определяется ее дидактическимицелями. Например, формирование освоения социальных ролей можетреализовываться в большинстве игр, так как дидактические игры чаще всегоносят коллективный характер и предполагает то или иное разделение ролей.Не следует приучать детей к тому, чтоб на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев, так как игра не должна являться самоцелью,не должна проводиться только ради развлечения. Она обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроках. В силу этого игру заранее планируют, продумывают и место в структуре урока, определяют форму ее проведения, подготавливают материал, необходимый для проведения игры. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке, или используется для активизации внимания: веселые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний. По мере овладения учащимися навыками учения, дидактические игрызанимательного типа теряют свою ведущую роль: если ранее игра являласьпредпосылкой для включения учащихся в учение, то после освоения в игровых ситуациях элементов учебной деятельности, игра превращается в дидактический прием.
Дидактическая игра способствует активизации мыслительнойдеятельности учащихся, вызывает у детей живой интерес и помогает усвоить им учебный материал. При подборе и разработке игр нужно исходить из основных закономерностей обучения. Вот главная из них: обучение происходит только при активной мыслительной деятельности учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество на уроке, зависящем от характера организуемой деятельности – репродуктивной или творческой.
Наиболее часто применяются в практике работы уроки – сказки, уроки – конкурсы, уроки – игры, уроки-путешествия. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что в конечном счете облегчает процесс усвоения знаний.
По характеру познавательной деятельности игры можно отнести к следующим группам:
1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действие по образцу.
2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большее число игр, направленное на формирование вычислительных навыков («Молчанка», «Поднимись по лесенке», «Вперед!», «В космос!»)
3. Игры, в которые запрограммирована конструирующая деятельностьучащихся («Контролер», «Зеленый, красный»).
4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.
Например, игра «Числа-перебежчики», где дети – числа составляют пример на сложение, затем по команде учителя составляют другой пример на сложение. На основе сравнения пары примеров делается вывод опереместительном свойстве сложения. Аналогично, перебегая на другиеместа, поменяв знак действия, дети с теми же числами составляют 2примера на вычитание. После первой команды вызывается вторая команда,которая составляет цепочку аналогичных примеров. Выигрывает такоманда, которая быстрее справится с заданием и сумеет грамотносформулировать правило о перестановке слагаемых.
5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности, где целью игры является формулирование учащимися по рисунку, схеме или опорным словам математического правила.
Дидактические игры на 1-2 урока имеют свою специфику, в зависимости от момента в изучении данной темы их можно также разделить:игра – тренинг; игра – обзор; игра – контроль.
Игра - тренинг предполагает закрепление знаний, умений, навыков истроится как совместное решение стандартных элементарных и неэлементарных задач с обсуждением на разных уровнях: в малых группах (3-4человека); между малыми группами; в малых группах + учитель; на уровне класса.
Например:
Математическое домино – состоит из 12-30 карточек, каждая карточкаразделена чертой на две части – на одной записано задание, на другой –ответ к другому заданию. Карточки обратной связи – состоят из пяти-шести планшетов из прозрачной плёнки, соединенной вместе в «книжку», куда вставляются карточки с ответом. У каждого учащегося имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, обучающиеся находят правильный ответ и показывают его. Таким образом, учителю сразу видно, кто как знает материал.
На уровне закрепления материала важно применять игры навоспроизведение свойства, действий и вычислительных приемов. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойства, вычислительного приема.
В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе.
Игра – обзор предлагается для формирования целостного представления об изученной теме, о ее структуре, обязательных знаниях и тонкостях.
Игра – контроль - контроль знаний по теме. Как правило, темывыбираются вспомогательного характера или, если изучение заканчиваетсявнутри четверти.
Проведение игры требует большого мастерства от учителя. Перед игрой учитель должен доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске.
В игре в той или иной роли должен участвовать каждый учениккласса.
Материал таких уроков расширяет кругозор учащихся.
Детям с нарушением интеллекта намного проще воспринимать учебный материал на основе сказки.
Для того, чтобы урок носил творческий и развивающий характер, воспитывал у детей трудолюбие, чувство сострадания, развивал логическое мышление, пригласите детей в сказку. Сказочный сюжет позволяет осуществлять плавный переход от одного вида деятельности к другому и обеспечивать формирование основы знаний.
На уроке – сказке изучение нового материала по математике и закрепление ранее изученного облачено в форму сказочного повествования. Сказочный сюжет вводит учащихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, помогают слабым.
На таких уроках есть прекрасная возможность для осуществления межпредметных связей, для реализации воспитательных целей. В начале урока детей необходимо ввести в мир сказки. Для этого можно прочитать сказку с детьми до урока, оформить выставку рисунков или посмотреть фрагменты фильмов.
Например, после чтения сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» дети помогают Каю сложить льдинки. Для этого надо, решив примеры, подобрать необходимую льдинку. В результате правильных ответов появляется слово «ВЕЧНОСТЬ». Для того, чтобы открыть имя Герда, учащиеся должны определить закономерность расположения геометрических фигур. Чтобы освободить Герду из лап разбойников, необходимо решить круговые примеры. Далее выполняя задания с математическим содержанием, дети помогают Герде спасти Кая из страны Снежной королевы.