Презентация педагогического проекта Активизация словаря младших дошкольников


Белова Татьяна Александровна,воспитатель МБДОУ – детский сад №52 «Росинка»Активизация словаря младших дошкольников в процессе дидактических игр и лексических упражнений С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Игра - самый доступный для детей дошкольного возраста вид деятельности, универсальный способ переработки информации, полученной из окружающего мира. Успешное решение задач воспитания в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует пристального внимания к изучению игровой деятельности. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь. Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, В.И. Яшиной. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Цель работы - оценить эффективность дидактических игр и лексических упражнений для активизации словаря младших дошкольников. Объект исследования - формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста.Предмет исследования - дидактические игры и лексические упражнения как средство активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста Гипотеза исследования – применение дидактических игр и лексических упражнений эффективно воздействует на развитие словаря ребёнка младшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;- будут организованы специальные мероприятия по формированию словаря детей с использованием дидактических игр и упражнений не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;- дидактические игры будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи. Задачи работы:- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста,- провести обследование уровня сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста,- разработать систему дидактических игр и лексических упражнений по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста,- оценить эффективность разработанной системы дидактических игр и лексических упражнений для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста Методы исследования: анализ методической, педагогической, психолого-педагогической литературы, беседа, тестирование; статистические методы - математическая обработка результатов исследования (частотный анализ, анализ средних значений, сравнительный анализ, анализ достоверности обнаруженных различий при помощи критерия Манна-Уитни). Экспериментальная база исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №52 «Росинка» г.Димитровграда Ульяновской области (далее – МБДОУ № 52). В исследовании приняли участие 20 воспитанников второй младшей группы ДОУ (из них 8 мальчиков и 12 девочек). В ходе теоретического анализа литературных источников выявлено, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и. во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исследование проводилось в рамках трех последовательных и взаимосвязанных этапов, обеспечивающих преемственность в планировании, получении, обработке, интерпретации и представлении теоретического и экспериментального материала. Целью констатирующего этапа исследования является выявление уровня развития активного словаря у детей младшего дошкольного возраста.Диагностика уровня развития детей исследуемой группы проводилась по Методике обследования развития речи дошкольников О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной. Успешность выполнения методики Ушаковой-Струниной на выявление уровня развития активного словаря Среднее значение уровня развития словаря по группам Результаты констатирующей диагностики Цели и задачи проведения формирующего этапа исследования:1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов. Решение этой задачи предполагает:а) овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.3. Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря мы использовали дидактические игры. По завершении мероприятий формирующего этапа исследования (по завершении реализации мероприятий системы педагогической деятельности по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр и лексических упражнений) было проведено повторное исследование показателей развития активного словаря. Результаты контрольной диагностики Успешность выполнения методики Ушаковой-Струниной на выявление уровня развития активного словаря Среднее значение уровня развития словаря по группам Изменения в уровне развития словаря на момент контрольной диагностики Результаты выполненного исследования позволяют считать, что основные положения выдвинутой гипотезы подтвердились - применение дидактических игр и лексических упражнений эффективно воздействует на развитие словаря ребёнка младшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;- будут организованы специальные мероприятия по формированию словаря детей с использованием дидактических игр и упражнений не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;- дидактические игры будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.