Психологические подходы в работе с детьми из неблагополучных семей


Приреченская СШ
Психологические подходы в работе с детьми из неблагополучных семей.
Педагог-психолог: Шлее В.Н.
2015 год
Содержание
Актуальность.
Теоретические аспекты: социально-педагогическая поддержка неблагополучных семей различных типов.
Причины, факторы формирования и типы неблагополучных семей.
Научно-практические подходы к психолого-педагогической поддержке неблагополучных семей.
Практические подходы: психолого-педагогическая поддержка неблагополучных семей.
Организация исследования: неблагополучные семьи.
Актуальность.
Современное развитие экономики нашей страны, социальные процессы, происходящие в нашем обществе, отразились на ухудшении финансового положения семьи, обусловили падение престижа ряда профессий, сокращение воспитательного потенциала родителей, что привело к резкому росту неблагополучных семей.
Сложившиеся условия требуют формирования эффективной комплексной системы поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление социальной поддержки, профилактики и организации работы с неблагополучными семьями.
Не удается приостановить рост числа неблагополучных семей и детей, оставляемых семьей без опеки, присмотра, надзора. Сегодня семья как собственная среда жизнеобеспечения детей испытывает жесткий прессинг социальных и экономических проблем.
В семьях социального неблагополучия нарушаются практически все ее основные функции: репродуктивная, экономическая, воспитательная, медицинская, психологическая. В совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются субъективные факторы и причины социально-педагогического свойства, т.е. нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье.
Критерием благополучия или неблагополучия семьи может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку, к его здоровью, желание и возможность родителей создать оптимальные условия для его развития. Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. В работе социального педагога семейное благополучие рассматривается как главный фактор развития учащихся. И, безусловно, особое внимание привлекают так называемые неблагополучные семьи.
Неблагополучная семья как целостная система нуждается в анализе и перестройке. В такой семье, как правило, грубо нарушается распределение власти: дети или не имеют права голоса и подвергаются насилию, или, напротив, играют роль взрослых при алкоголиках-родителях. Для подобной семьи характерен организационный хаос – отсутствие проговоренных и принятых всеми правил и норм, регулирующих поведение всех членов. При этом обычно и сами родители происходят из таких же хаотичных семей.
В то же время исследование проблем, а также процессы, характеризующие нарушения в жизнедеятельности семьи, вызванные социально-экономическим кризисом остаются малоразработанными и малоизученными.
Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.
Объект исследования: неблагополучные семьи
Предмет исследования: психолого-педагогическая поддержка неблагополучных семьей.
Цель исследования: определить теоретические основы, практические пути и способы организации психолого-педагогической поддержки неблагополучных семьей.
Задачи исследования:
1.  Обосновать совокупность положений определяющих теоретические основы работы педагога-психолога с неблагополучными семьями.
2.  Определить проблемы и роль психолого-педагогической поддержки неблагополучным семьям.
3.  Выявить причины, факторы формирования и виды формирования неблагополучных семей.
4.  Разработать и интегрировать программу мероприятий, направленных на психолого-педагогическую поддержку неблагополучных семьей.
5.  Дать оценку эффективности программы мероприятий.   
Гипотеза исследования – психолого-педагогическая поддержка неблагополучной семье будет эффективна при условии раннего выявления неблагополучных семей и принятия профилактических и коррекционных мер.
База исследования: Приреченская СШ. В исследовании принимали участие ученики 2,3, 5 и 6 классов и члены их семей.
2. Теоретические аспекты: социально-педагогическая поддержка неблагополучных семей различных типов.
2.1. Причины, факторы формирования и типы неблагополучных семей
Экономические, социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность жизни общества приводят к усложнению тех проблем, которые стоят перед семьей. Даже в странах, относящихся к благополучным и стабильным, наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, снижение престижа семьи, потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия, увеличение доли населения, сознательно выбравшего одиночество в качестве приемлемого стиля жизни.
Неблагополучие в семейных отношениях, кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов. Присутствие этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастает чувство неудовлетворенности, обнаруживается расхождение во взглядах, возникает молчаливый протест, ссоры, ощущение обманчивости и упреки. Чаще всего это связано с кризисным периодом в развитии супружеских отношений .Семья группы риска – это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Для решения вопросов оказания психологической помощи и поддержки семьям данной категории необходимо четко представлять себе контингент таких семей и их психологическую характеристику.
Существует ряд причин, по которым семьи попадают в «группу риска».
Основными такими причинами являются обстоятельства жизни этих семей:
-  пьянство одного или обоих родителей;
-  их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, и пр.);
-  устройство на квартире родителями притонов;
-  убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;
-  жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.).
Анализ условий жизни таких семей и детей показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.
Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.
У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова:
-  отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом,
-  неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам,
-  гиперактивность, воровство, лживость,
-  потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность,
-  утрата интереса к труду, лень,
-  отсутствие ценностных ориентации, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе,
-  утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).
С учетом достаточно большого количества причин, обусловливающих функциональную несостоятельность семьи, существуют весьма разнообразные подходы к типологии и классификации таких семей. Все неблагополучные семьи можно разделить на типы:
1)  Семьи с алкогольной зависимостью.
Семья, с алкоголезависемыми родителями, опасна своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительного воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально – аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.
2)  Семьи с нарушением детско – родительских отношений.
В них влияние на детей проявляется не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.
3)  Конфликтная семья.
Конфликтной семья становится не сразу, а спустя некоторое время после образования брачного союза. И в каждом отдельном случае есть свои причины, породившие семейную атмосферу. Однако не все семьи разрушаются, многим удается не только устоять, но сделать более прочными семейные узы. Все это зависит от того, чем обусловлено появление конфликтной ситуации и каково отношение к ней каждого из супругов, а так же от их ориентированности на конструктивной или деструктивный путь разрешения семейного конфликта. Поэтому следует разграничивать такие понятия, как «семейные конфликты» и «конфликтные семьи», так как конфликт в семье, пусть и достаточно бурный, еще не означает, что это – конфликтная семья, не всегда свидетельствует о ее неустойчивости. /43/
В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является так же нарушение общения между ее членами. Как правило, за затяжными, неразрешенным конфликтом или ссорой скрывается неумение общаться. /43/
4)  Недоверчивая» семья.
Характерная черта – повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к семье враждебными.
Такая позиция родителей формирует и у самого ребенка недоверчиво-враждебное отношение к другим. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками
Дети из подобных семей наиболее уязвимы для влияния антиобщественных групп, так как им близка психология этих трупп: враждебность к окружающим, агрессивность. Поэтому с ними нелегко установить душевный контакт и завоевать их доверие, так как они заранее не верят в искренность и ждут подвоха.
5)  «Легкомысленная» семья.
Отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее, как правило, неопределенны. Если кто-то и выражает неудовлетворенность настоящим и желание жить иначе, он не задумывается об этом всерьез.
Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и несформированности волевых качеств.
Последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье
-  детская безнадзорность и беспризорность;
-  побеги из дома;
-  половая распущенность;
-  правонарушения и преступная деятельность;
-  алкоголизм;
-  наркомания и токсикомания.
Таким образом, причины формирования неблагополучных семей не зависят от имущественного и образовательного статуса родителей. Кроме того, семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.
2.2. Научно-практические подходы к психолого-педагогической поддержке неблагополучных семей.
Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.
Система принципов семейного воспитания:
1.  Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
2.  Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.
3.  Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
4.  Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
5.  Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.
6.  Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
7.  Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
8.  Оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом.
Педагог-психолог в работе с неблагополучными семьями должен:
-  содействовать нормализации отношений в семье;
-  защищать права ребенка и создавать условия для благоприятного развития его личности.
Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений /51/
Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики – семья, дети и подростки с нарушениями общения.
Алгоритм взаимодействия педагога-психолога с неблагополучной семьей
Этапы Средства
I. Получение первичной информации о семье и об отношении к воспитанию. Наблюдение. Анкетирование. Тестирование. Беседа.
2. Выявление реальных возможностей улучшения обстановки в семье. Анкетирование. Беседа.
3. Установление контакта с родителями, другими членами семьи, которые могут повлиять на обстановку в семье. Консультации. Тренинг. Тренинговые упражнения.
4. Разработка конкретного поэтапного плана совместных действий в преодолении недостатков семейного воспитания. Консультации. Совместные планирования, беседы, дневники.
5. Прогнозирование позитивных результатов взаимодействия для ребенка, его родителей, членов семьи. Беседы. Обсуждения литературы.
6. Согласование воспитательных действий семьи, школы, их периодическая корректировка, анализ и контроль. Консилиум. Наблюдение. Беседы. Анкетирование.
7. Демонстрация положительных сдвигов, даже не очень существенных, эмоциональная поддержка родителей. Беседа. Тестирование.
8. Координация действий школы, административных органов по защите прав ребенка в случае необходимости. Письма, ходатайства.
Примечание: Обязательное проявление в отношениях с родителями, членами семьи тактичности, доброжелательности, налаживание конструктивных отношений.
Основные виды неблагополучных семейных отношений:
1.  Деструктивная семья – отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости.
2.  Распадающаяся семья – характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети. Назревает распад семьи.
3.  Распавшаяся семья – семья, в которой один из родителей
4.  Неполная семья – отсутствие одного из родителей.
5.  Ригидная псевдосолидарная семья – отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняется все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм.
Изучив, специфику жизни и воспитания ребенка в семье вынуждены, заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений «родители – дети», «родители – школа». В режиме этой задачи выделяем два аспекта
1. Корректировка воспитания в отдельных семьях.
2. Работа с неблагополучными семьями.
Направления и формы работы с неблагополучными семьями:
Диагностика семейного неблагополучия: наблюдения специалистов; анкетирование детей и родителей; опросники; тесты; интервью узких специалистов; мини-консилиумы; тренинги; анализ документов; анализ продуктов детского творчества; сбор списков неблагополучных семей; составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона); заявки семьи на оказание помощи; анализ состояния здоровья детей;анализ развития, успеваемости.
Индивидуальная помощь неблагополучной семье: советы по преодолению сложных жизненных ситуации; консультации специалистов; индивидуальные беседы; психотерапия; родительские собрания.
Групповая работа с родителями из неблагополучных семей: группы риска; спортивные группы; тренинговые группы; консультирование; семейные вечера.
Профилактика семейного неблагополучия: родительский всеобуч; ознакомление с психолого-педагогической литературой; обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей; семинары для учителей и родителей; лектории для подростков; летний лагерь; летняя площадка; дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.
Раннее выявление неблагополучных семей способствует эффективности коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на социально-педагогическую поддержку неблагополучных семей и воспитание детей.
3. Практические подходы: психолого-педагогическая поддержка неблагополучных семей
3.1 Организация исследования: неблагополучные семьи
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-  выявить особенности внутрисемейных отношений между родителями и детьми
-  разработать и интегрировать программу мероприятий, направленных на социально-педагогическую поддержку неблагополучных семьей
-  дать оценку эффективности программы мероприятий.    
Решение поставленных задач предусматривает социально-педагогический эксперимент, который включает в себя четыре этапа: организационный, диагностический, формирующий, сравнительный.
I этап – организационный
В исследовании приняли участие ученики Приреченской СШ. Отбор испытуемых осуществлялся по индивидуальным характеристикам классных руководителей учащихся.
В выборку вошли 5 учеников в возрасте от 8 до 12 лет. Всего же исследовалось 3 семьи.
В исследовании использовались методы для выявления внутрисемейных отношений между родителями и для определения влияния на воспитание ребенка в семье:
1.  Для выявления типа неблагополучной семьи было проведено социальное обследование семей, для этого составлялись социальные карты семей. Одновременно был определен состав семьи.
2.  Опрос родителей и детей направленного на определение характера отношений между родителями и детьми.
3.  Изучение взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту проводилось с помощью анкеты.
Данное исследование проводится с помощью анкеты, для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений мы выделили следующие факторы: 1 – доброта, 2 – согласие, 3 – теплота, 4 – готовность прийти на помощь, 5 – сотрудничество. Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки: 1 – несогласие, 2 – равнодушие, 3 – частые конфликты, 4 – отсутствие сотрудничества, 5 – холодность.
4.  Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС), применяемый с целью выявления особенностей внутрисемейных отношений. Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г.
Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаши и ластик. Инструкция испытуемому: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый член семьи, и ты были чем–то заняты». Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение, соотношение людей на рисунке, качество изображений: размеры, штриховка, красочность, положение объектов на листе и т.д.
II этап – диагностический
1.  Социальное обследование семей показало, что не обеспечивается возможное полноценное воспитание и обучение, не осуществляется необходимый надзор в пяти семьях (100%).
2.  В результате опроса родителей и детей направленного на определение характера отношений между родителями и детьми выделены характерные отношения в семьях:
Отношение родителей к детям:
1)  Грубость родителей. Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей, безработность родителей 2 (40%).
3)  Отрицательный пример родителей аморальное поведение, пьянство безработность и др. 3 (60%)
Выявленное отношение родителей к детям, как правило, влекут за собой отрицательные проявления и способствуют возникновению у ребенка чувства беспечности, безнаказанности, развивают слабоволие, влекут к безответственности в выполнении правил поведения. Известно, что воздействие на старшеклассника осуществляется успешно в нравственно здоровой, сплоченной семье.
Отношение детей к родителям:
Хулиганистые выходки – драки, воровство – 1 (20%)
Отрицательные эмоции. Грубость родителям, проявление невнимательности, непослушание – 4 (80%).
Итак, опрос родителей и детей позволил сделать вывод, о том, что в семьях взаимоотношения детей и родителей конструктивный характер. Как относятся родители к подросткам, так же и они к ним. Проведенный опрос доказывает, что отрицательный пример родителей влияет на воспитание детей. Вместе с тем можно сказать, что не все дети поддаются отрицательному влиянию родителей, такие дети имеют свои взгляды на жизнь, таких оказалось два человека.
3.  Особенности взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту выявлялись с помощью анкеты, для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений мы выделили следующие факторы:
1 – доброта, 2 – согласие, 3 – теплота, 4 – готовность прийти на помощь, 5 – сотрудничество.
Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки: 1 – несогласие, 2 – равнодушие, 3 – частые конфликты, 4 – отсутствие сотрудничества, 5 – холодность.
По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями.
После подводим итоги, складываем отмеченные цифры. Итоговый показатель – сумма – может колебаться от 0 (самая неблагополучная) до 10 (наиболее положительная оценка). Таким образом, у 50% семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации. У 50% семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные.