Презентация для классных руководителей и психологов Моббинг-стоп!


Акция «Моббинг - стоп!» Методическое объединение классных руководителей. «Проявления моббинга и способы работы с ним»Педагог-психолог: Зенина И.А. Цель:привлечение внимания педагогической, ученической и родительской общественности к проблеме моббинга (травли) в школе.Рекомендовано:Обсуждение проблемы моббинга на педагогических советах /МО классных руководителей школ. Выступление по данной проблеме педагога-психолога школы.Доведение информации до родителей в виде памяток или (и) оформленных стендов.Проведения классных часов в тех классах, где данная проблема существует.Проведение школьного конкурса плакатов «Моббинг-стоп». Конкурс рекомендуется проводить с участием учащихся 5-9 классов. Акция «Моббинг - стоп!»Моббинг (от англ. mob — толпа) - это коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из детей/взрослых со стороны его одноклассников, знакомых, подчиненных или начальства. Моббинг — это физические или социальные негативные действия, производящиеся систематически на протяжении длительного времени одним или несколькими лицами и направленные против того, кто не имеет возможности защитить себя в актуальной ситуации. Распространенные МИФЫ о травле Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!). Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы. Травля, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только в классе у слабого учителя.Травля характерна для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет.Вызывать беспокойство должны только случаи физического насилия.Агрессорами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками. Жертвами травли становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со сверстниками. Распространенные МИФЫ о травле 1. Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!) 2. Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы Проблемы насилия в школе были и будут во все времена, в частностипотому, что школа собирает незрелых еще личностей – детей и подростков. Примерно 16 % девочек и 17,5 % мальчиков во всех развитых странах мира) 2-3 раза в месяц становятся жертвами травли независимо от того, в какой школе они учатся (по данным Д.Олвеуса). Однако в последние годы появились факторы, способствующие росту проявлений насилия: многонациональность, инклюзия, демонстрация насилия в СМИ, новые возможности (мобильный телефон, соцсети) и т.п. Всемирная организация здравоохранения Подвергаются насилию в школе:11 лет: 21 % девочек и 22 % мальчиков 13 лет: 20 % девочек и 19 % мальчиков 15 лет: 12 % девочек и 13 % мальчиков Сами регулярно обижают других (мобберы): 20–24 % российских школьникови 10–14 % школьниц Психологический портрет типичного школьного моббераНеуверенные в себе личности, которые занимаются моббингом, чтобы упрочить свое положение в школьной иерархии. Физически сильные ученики с большим самомнением и высоким уровнем агрессии по отношению к детям и взрослым.Личности с выраженной тягой к насилию и низким уровнем эмпатии – они не испытывают чувства сопереживания и не в состоянии поставить себя на место своих жертв, чтобы пережить их ощущения.Ученики с гипертрофированным стремлением к лидерству и популярности.! Дети-мобберы в четыре раза больше остальных рискуют быть втянутыми в сферу молодёжной преступности (т.е. моббер - потенциальный преступник). Группа последователейдети, которые не могут или боятся противостоять влиянию лидера, боятся сами оказаться на месте жертвы, пытаются стать частью большинства, привыкшие к насилию дома, просто развлекающиеся таким образом. Жертванеуверенные в себелюди культуры, отличающейся от культуры окружающихслишком нагло себя ведущие, «доставшие»«новенький» – он «чужак» и его проверяют на прочность некрасивые дети с дефектами лица, зрения, слуха очень высокие или очень маленькие ребята, самые «младшие»;ребята, имеющие дефекты движения, речи и пр.толстые или очень худые ребятате, кто выделяется своей хорошей учебой и примерным поведением, те, кто ходит в «любимчиках»те, кому тяжело дается учеба; те, кого недолюбливают учителя те, кто недостаточно хорошо знает русский языкте, кто отличается манерой одеваться, прической, носит пирсинг, сделал татуировку и т. д. ребята с повышенной эмоциональностью замкнутые и необщительные дети ……….. Причины возникновения «нелюбви одноклассников»:1. Внешность, манера одеваться, национальность.2. Физические данные.3. Успеваемость.4. Самооценка (уровень самооценки жертв моббинга значительно ниже среднего).5. Страх и тревожность (жертвы травли, как правило, боязливы, их просто вывести из равновесия, они могут легко расплакаться или начать беспомощно горячиться - такие реакции существенно повышают риск подвергнуться травле). ЖЕРТВОЙ ТРАВЛИ МОЖЕТ СТАТЬ ЛЮБОЙ УЧЕНИК. Мотивы травли— развлечение— самоутверждение— выгода с помощью шантажа— наказание за «неподобающее поведение» в реальности или в интернет-сообществе. Виды моббингаБойкотПридирки, насмешки над физическими недостатками, национальностью и т.д.Предоставление ложной информацииДоносительство, клевета, сплетни Принуждение; Оскорбление; злословие; Шантаж; Повреждение имущества; Запугивание; Толкание (дети особенно любят поддевать друг друга плечом, делая это вроде бы походя, вроде незаметно, но обижаемый ребёнок всегда чувствует, что это делается специально); Применение кличек (словесная агрессия), обзывание, дразнение; КибермоббингПричинение вреда здоровьюДоведение до самоубийства…………………. Последствия моббинга в школеБлижайшие:1. Физические травмы, повреждения. 2. Острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии: - возбуждение, стремление куда-то бежать, прятаться - глубокая заторможенность, внешнее безразличие. 3. Острейшие переживания страха. Чувство тревоги. 4. Гнев. 5. Чувство несправедливости и бессмысленности. 6. Низкая самооценка. У детей старшего возраста развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности. 7. Нарушения сна. 8. Одиночество. 9. Агрессия по отношению к младшим и более слабым людям, а также к животным. Последствия моббинга в школеОтдаленные:1. Нарушения психического развития ребенка. 2. Возникают различные соматические заболевания: ожирение или резкая потеря веса, тики, заикание, энурез, проблемы с желудком, мигрень, ухудшение иммунитета и др. 3. Социальные последствия. Последствия моббинга в школе! Атмосфера в классе влияет как на освоение учащимися учебной программы, так и на общую успеваемость, учебную мотивацию.Опасно ! ! ! Депрессия и угроза суицида - «Закарпатские школьники затравили свою одноклассницу в социальной сети до самоубийства»…- «В Челябинске бывшая девушка довела до самоубийства парня, называя его в соцсети человеком с нетрадиционной ориентацией»…- «В США 15-летняя девочка наложила на себя руки, когда получила несколько издевательских сообщений от 16-летнего парня»….Кибермоббинг - координированные действия в Интернете, направленные на моральное избиение человека. Кибермоббинг Круглосуточное вмешательство в личную жизнь. Посредством интернета жертва не защищена от моббинг-атак и дома.Неограниченность аудитории, быстрота распространения информации. Анонимность кибермоббера. Незнание жертвой кем является тот, «другой», кто её третирует, может запугать её и лишить покоя. Кибермоббинг Немного статистики:3 из 4 подростков подвергались запугиваю/оскорблению в сети в течении последнего года1 из 10 детей рассказал об этом родителям31% опрошенных не обсуждают инциденты, т.к. бояться, что родители ограничат им доступ в Интернет. Кибермоббинг. Методы— Прямое оскорбление, в том числе создание оскорбительных статей;— «Троллинг» (шуточки, подколы, граничащие с издевательством) на грани допустимого, могут быть и откровенные издевательства, часто проявляется в виде унизительных комментариев под текстами и фотографиями жертвы;— «Пранк» (телефонные приколы). Пранкер разыгрывает жертву по телефону, при этом записывая разговор, который и выкладывается в интернет;— «Навязчивый спам»: закидывание жертвы сообщениями различного содержания – рекламный текст или любой бессмысленный набор слов.— Создание групп против травимого в социальных сетях или даже сайтов;— Взлом учетной записи, аккаунта жертвы и рассылка с ее страницы различной информации;— Распространение компромата, слухов, сплетен, в том числе выкладывание различного рода личных документов, фотографий и видеороликов (зачастую поддельных) в социальных сетях и т.п.;— Жертву тайком или принудительно снимают на видео, обычно в унизительном положении, после чего запись выкладывается на YouTube или другом популярном видеохостинге.  Признаки моббинга Со стороны ребенка:•Ухудшение показателей здоровья. Сюда могут относиться такие симптомы, как головная боль, боль в животе, проблемы со сном, подавленное настроение. •Изменение поведения. Сигналом для тревоги может послужить неожиданная замкнутость и закрытость ученика, снижение успеваемости в школе, отстраненность от реального мира, частое пребывание в мире фантазий и в мире онлайн-игр. •Пропажа личных вещей. Неожиданное исчезновение любимых вещей и денег, которое легко могут заметить родители. •Недооценка серьезности и умаление значение террора. Жертвы моббинга на первом этапе общения со взрослыми зачастую скрывают случаи травли, которые осуществляют с ними другие ученики или умаляют их значение в глазах взрослых.   Признаки моббингаСо стороны коллектива:•Ухудшение психологического климата в классе. •Разрыв дружественных связей между учениками.•Школьные мероприятия.   Методы предотвращения моббинга1 этапОрганизация эффективного классного руководства, которое само по себе предотвращает моббинг. Дежурство учителей на переменах, внимательно наблюдать за обстановкой, чтобы вовремя вмешаться. В классах должны быть разработаны обязательные для всех учеников правила, как вести себя при общении друг с другом.   Методы предотвращения моббинга2 этапУправление моббингом (Л. Петрановская): •Назвать явление. •Дать однозначную оценку этому явлению для группы, класса и т.д. •Обозначить травлю как проблему ГРУППЫ. •Важнейшую роль в работе играет определенность позиции взрослого человека. •Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор. •Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт. •Мониторинг и поддержка позитивных изменений. •Гармонизировать иерархию.   Формы работы:Работа с литературой.Список художественной литературы:1. Джоди Пиколт "19 минут" - о травле в школе и к каким последствиям это привело2. В. Железников "Чучело"3. Виктория Вартан "Заморыш"4. Стивен Кинг "Кэрри"5. Алексей Сережкин "Ученик"6. А. Богословский "Верочка"7. В. Крапивин "Гуси-гуси, га-га-га" (главы о детстве Корнелия и Альбина)…Просмотр фильмов и социальных роликов. Формы работы:Сочинение. Темы: «Почему мы издеваемся друг над другом?», «Как избежать оскорблений?», «Хотите ли вы, чтобы все в вашем классе были одинаковыми?» Классный час. Темы по обеспечению безопасности в интернет:- Проблемы информационной безопасности ребенка в сети- Нежелательный контент и меры борьбы с ним- Правила и нормы сетевого этикета Формы работы:Контроль над ситуацией.- усиление внимания учителей к поведению детей на переменах и во дворе школы.- диагностика социально-психологического климата класса (социомониторинг).- учителю не стоит выставлять на показ одноклассникам, высмеивать недостатки какого – либо учащегося.- работа с семьей. Эрлинг РуланнЛюдмила Петрановская,психолог«Детки в клетке» http://www.saferunet.ru/http://mobbingu.net/