Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки» 
Программа  Образовательная система «Школа 2100»
Название предмета     Русский язык (учебник «Русский язык» авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина)
Класс   4  
Тема  « Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки»
Цели урока
Обобщение и углубление знаний об именах существительных; 
Развитие умений распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, имена существительные мужского, женского и среднего рода, имена существительные единственного и множественного числа. 
Показать лексическую и синтаксическую роль существительного в предложении.
Развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся распознавать морфологические признаки существительного
Научаться различать постоянные и непостоянные признаки имени существительного
Пополнение словарного запаса
Ход урока
I Организационный момент.II Психологический настрой.Начать я хочу словами французского философа Жанна Жакка Руссо. 
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». 
Я желаю вам уже сегодня убедиться в правильности этого высказывания. 
III Повторение.Кадр 1(презентация)
- Прочитайте еще одно высказывание
«Русский язык – один из богатейших языков в мире» (Белинский В. Г.)
- О чем говорится в этом высказывании?
- Как понимаете смысл?
-  Кто автор?
- Используя это высказывание, составьте предложение с прямой речью.
(Белинский В. Г. утверждал: «Русский язык – один из богатейших языков в мире»)- Запишите это предложение. Какие знаки препинания необходимы для обозначения прямой речи на письме? 
-  Разберите слово русский по составу.
IV Актуализация.- А мы продолжаем изучать русский язык.
1.  Записать под диктовку слова (языковая разминка)
Сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, выражение, искусство, тетрадка, Елена, лестница,  наводнение, орех, ель.- Подчеркните в словах орфограммы. Оцените свою работу (отметка на полях). 
- Подчеркните красным цветом слова, в которых есть орфограмма – гласная буква (назовите их), синим – орфограмма – согласная буква (назовите их). Какое слово подчеркнули дважды?
- В каком слове есть другая орфограмма – буква?________Какую роль она выполнят?
- Как изменилась отметка, которую вы себе поставили?
- Найдите слова, в которых  количество букв и звуков не совпадает.
- Что объединяет эти слова? 
- Проверьте свое предположение, запишите только первые буквы слов, с которыми работали.
Кадр 2(презентация)
СУЩЕСТВИТЕЛ_НОЕ- Какой буквы не хватает, чтобы получилось слово?(ь) Допишите эту букву. Прочитайте слово.
V Сообщение темы и цели урока.1. Повторение.
- Как вы думаете, какой же сегодня у нас будет тема урока?
- Дайте полное название этой части речи.
- Проверим. Откройте учебник стр.85. прочитайте название большого раздела.
СЛОВО.  ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
- Какие вы знаете части речи?
Слова – главный работник в языке. С их помощью мы называем  предметы, признаки, действия и т. д. Разве можно без слов сформулировать свои мысли? А в предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.
 - Прочитайте тему  нашего урока.  (« Что мы уже знаем об имени существительном) Что же мы должны сегодня сделать?
2. План  урока.
- Для того  чтобы ничего не забыть, составим план, по которому будем работать.
- Что нужно вспомнить сначала? Потом?
Кадр 3(презентация)
* Что обозначает.
* На какие вопросы отвечает.
* Какую роль выполняет в речи.
* Признаки имени существительного
- постоянные                    - непостоянные
* Каким членом предложения бывает .VI  Повторение изученного.
Роль в речи.
- Что обозначает  имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
-  Поможет получить ответ на третий пункт плана упр.  101.
-  Прочитайте текст.
- Что узнали о героях рассказа? (где живут) Что еще можно предположить о них? (живут бедно)  Какие части речи преобладают в этом тексте?
- Действительно имена существительные, их в этом тексте 19 (других частей речи 34) Почти каждое второе слово в нашей речи – существительное, т. е. САМАЯ  ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ, САМАЯ СУЩЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ) Что называют слова  имена существительные?( существующие лица, вещи, предметы, явления, состояния, чувства и т. д.)
- Сделайте вывод, какова роль  имен существительных в речи?
2. Признаки имен существительных.
( 3 карточка, дети работают самостоятельно, находят сущ. м., ж., ср. рода)- Найдите в тексте несколько слов одушевленных и неодушевленных имен существительных. В чем отличие?(кто? – одуш., что? – неодуш.) Записать в два столбика.
охотник               избушка
Емеля                   лес
внучок                  окно
Гришутка           сарай
-  Сделайте вывод. Одушевленность и неодушевленность – это постоянный или непостоянный признак?
3. Род имен существительных. (Работа в группах)
- Работа по карточкам. Назовите только слова, которые  нашли выполняя задание.
(проверка – презентация)
дерево            зима             мороз
озеро              тишина        сугроб
облако            снежинка     пень 
- По какому признаку сгруппировали слова именно так?( род им. сущ.) как определить род сущ.?
- Запишите под диктовку слова, распределяя их в  три столбика. Но не просто слова, а еще и синонимы к словам.
Путь- (дорога), учебник – (книга), автомобиль – (дорога)
- Подберите и запишите слова – антонимы
Правда – (ложь), добро – (зло)
- Сделайте вывод. Род – это постоянный или непостоянный признак?
4. Число.
- О каком еще признаке имен существительных мы знаем? (число)
- Приведите пример. Как отличить имена сущ. в ед. числе, от имен сущ. во мн. числе?
- Сделайте вывод. Род - это постоянный или непостоянный признак?
5. Член предложения.
- Записать предложение под диктовку.
Пробежался ветерок по лесу, дотронулся  до голых веток деревьев и заскучал.
- Подчеркните грамматическую основу. Найдите им. сущ, каким членом предложения они являются?
- Сделайте вывод. Каким членом предложения могут быть им. сущ.?
-  По лесу- выполнить разбор имени сущ.
(По) лесу – (по чему?), н. ф. лес, сущ., неодуш., м. р., ед. ч., вт. чл.VII Самостоятельное применение знаний.- Из упр.104 выписать два сущ, выполнить разбор как часть речи.( работа в парах, по одному слову выполнять разбор)
VIII Итог
- Используя план, составьте рассказ об им. сущ.(Работа в группах по 4 человека)
- Проверяем. У кого получился рассказ?
IX  Домашнее задание 
Упр 103
X  Отметки-  Продолжите мои предложения Кадр 1(презентация)
Кадр 5(презентация)
Сегодня я выполнял задания…..
Я понял, что…
Было трудно…
Было интересно…
Мое настроение…
Мне захотелось…
- На других уроках мы еще много нового узнаем  об  имени  существительном