Доклад Педагогические условия для сохранения здоровья при организации предшкольного образования

«Педагогические условия для сохранения здоровья дошкольников при организации предшкольного образования».

Основная цель образования детей дошкольного возраста- всестороннее развитие ребенка в соответствии с потенциальными возрастными возможностями и спецификой детства. Такое развитие обеспечивает общую (личностную, интеллектуальную, физическую) и специальную готовность перехода к школьному обучению. Проблема готовности ребенка к школе возникла давно и существовала, наверное, всегда. В настоящее время современные дети развиваются быстрее, поэтому совершенствуются методы и приемы обучения. Программы усложнены. В эпоху компьютеризации невозможно удержать в голове дошкольника поток необходимой информации. Всевозможные дополнительные кружки, секции, занятия делают настолько плотным график дошкольника, что у него не остается времени на то, чтобы поиграть в свои любимые игры, игрушки, просто побегать на свежем воздухе. Все это ведет к ухудшению здоровья дошкольника.
По мнению специалистов- медиков, 75% болезней человека заложено в детские годы. Видимо все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное- это хорошо учиться.
Когда же нам, учителям, надо обращать внимание на здоровье школьника? Конечно же при организации предшкольного образования.
Часто можно слышать: «До школы еще целый год». А ведь это ошибочное высказывание. «До школы только один год». Среди компонентов стандарта дошкольного образования программное содержание включает раздел: «Охрана здоровья и физическое развитие (здоровый образ жизни, двигательная активность, физическая подготовка).
Наша школа работает по региональной образовательной программе для детей 6-7 лет «Первые шаги». Среди основных занятий особое место занимает «Ознакомление с окружающим миром и формирование здорового образа жизни». На данные занятия отводится девять часов.
В данный раздел программы включается формирование у дошкольника позиции признания целостности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение навыков гигиенической культуры и знаний о ней. Формирование здорового образа жизни у ребенка является первоосновой его полноценного воспитания и развития. В приобщении детей к здоровому образу жизни особенно значимо овладение ими основами гигиенической культуры. Приобщение к этим основам происходит через приобретение детьми культурно- гигиенических навыков (уход за своим телом, культура еды и т.д.)
Задачами педагога являются:
- формирование мотивационной сферы гигиенических навыков;
- нравственно-психологический компонент здорового образа жизни;
- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения и укрепления здоровья.
Учитывая поставленные цели и задачи по сохранению здоровья дошкольников, проанализировав свои возможности, мы пришли к следующим выводам:
Должна быть сформирована здоровая среда.
В школе подготавливается класс с учетом всех норм СанПина, гигиенических требований. Очень тщательно мы относимся к световому, воздушно- тепловому режимам, размеру мебели, составлению расписания занятий, продолжительности занятий, времени проведения и т.д.
Мой класс признан одним из лучших в школе не только по уюту, озеленению, красоте, но прежде всего по соблюдению всех норм для создания здоровой среды. Мною был приобретен спортивный уголок «Здоровье» для детей 5-6 лет. Он состоит из пяти предметов, необходимых для физического развития всего организма. Готовясь к занятиям с дошкольниками, необходимо первоначально посетить каждую семью, узнать, в какой среде находится дошкольник дома, завести на каждого ребенка папку «Как готовить ребенка к школе», на каждого поместить лист с анализом здоровой среды и рекомендациями. Каждая семья должна заполнить анкету «Здоров ли ваш ребенок?» Дошкольники пишут тесты. Необходимо составить список литературы, которую родители должны прочесть. В основном, это советы врачей, рекомендации психологов и т.д.
Родители, прочитав статью или книгу, ставят условный знак. И сразу, учитывая здоровье своего ребенка, записывают ряд вопросов врачу, психологу, педагогу. Конечно же ведется тесная связь с воспитателями детского садика, учитываются их наблюдения и выводы.
Собрав данную информацию, я, как учитель, прошу детского врача, психолога подготовить ответы на все вопросы родителей, готовлю свои ответы.
Только после данной работы я провожу родительское собрание. Считаю эту работу важной, так как самое главное- объективно оценить здоровье дошкольника.
На собрании врач и психолог делают сообщения общего характера: виды болезней, причины, приводят статистические данные и т.д.
А затем, выписав из больничных карточек все болезни дошкольников, составляется конкретно «Карта здоровья» данной группы детей. И уже по каждому ребенку делаются выводы и рекомендации. Очень важно, чтобы родители видели связь между состоянием здоровья ребенка и семейным климатом взаимоотношением родителей и детей. Атмосфера в доме очень важна. Часто невнимательность к здоровью ребенка обходится родителям очень дорого.
Целью данной работы является не только оценить здоровье дошкольника, климата в семье, но и научить родителей беречь здоровье своего ребенка.
В папку помещается памятка «Что значит беречь здоровье своего ребенка?» Один из пунктов звучит так: «Беречь – значит, твердо знать, как организовать режим дня, труд и отдых дошкольника, как научить его усидчиво работать, как правильно закаливать» и многое другое.
Изучая климат в семье, посещая дошкольника на дому, я узнаю его любимые игрушки, игры, интересы, характер. На первом занятии прошу приходить с любимой игрушкой и прошу сначала на занятии, а затем дома учить свою игрушку (куклу, мишку и т.д.) всему тому, чему учу их я, т.е. «повторяйте вместе со мной» или «повторите вопрос», «расскажите правила гигиены не только учителю, но и своей игрушке».
Задания могут быть такими:
«Научи куклу чистить зубы», «Назови и нарисуй ядовитые грибы», «Нарисуй пешеходный переход, светофор и научи ежика правильно переходить дорогу».
На итоговом занятии можно провести обобщение на темы:
- «Самая умная игрушка»;
- «Самый быстрый зайчик»;
-«Кукла- Чистюля»;
- Составление сказки, которая называется «Странная сказка».
«Однажды микробы захватили в плен Пятачка. Пятачок заболел. Вини Пух не знал, как спасти друга. А Пятачку становилось все хуже и хуже с каждым днем. Микробы окружили поросенка. Они были повсюду: на теле, на одежде, на карандашах и т.д.» Вместе с учителем дошкольники собирают информацию, исследуют, учатся видеть проблему и искать пути решения проблем, делать выводы. Особенностью дошкольного возраста является многократное повторение полученных знаний. Но повторение дает результат, если ребенок применяет знания на практике, в игре, когда ему интересно. Поэтому необходимо формировать мотивационную сферу гигиенических навыков. Таким образом, дошкольник идет на занятие с учителем со своей игрушкой без страха. Знакомая игра, употребление обычных слов создает психологический комфорт на уроке.
Очень важно организовывать двигательную активность на уроках, зарядку, движения под музыку, подвижные игры, уроки физкультуры, точечный массаж, занятия на спортивном уголке, физминутки. Очень важное место занимает наглядность. Поэтому на плакатах, на стендах, на DVD дисках много демонстрируется правил по сохранению здоровья, создан с дошкольниками научный клуб «Мой Додыр». В школе есть помещение для мытья рук, место для верхней одежды и сменной обуви. Поэтому, часто дежурный по клубу проверяет руки, носовые платки, обувь и т.д. Возникшая проблема становится темой заседания клуба, помогают родители. Эта работа рассчитана на создание совместного с родителями проекта.
Через неделю или две собираемся на заседании клуба. Дошкольники защищают свой проект. Например, тема заседания «Помогает ли прическа быть красивым?» Делают прически себе, мамам, куклам, могут рисовать, лепить из пластилина, печь из теста и т.д.
При защите проекта обязательно дошкольник укажет, что сначала нужно вымыть волосы, чем и как и сколько раз. Родители находятся рядом и могут помогать детям.
Подводя итоги заседания, представитель отмечает лучшие проекты, дарит мыло или носовой платок.
В настоящее время в школу приходит более 30% детей, имеющих нарушение осанки. Ребенок растет, и исправить осанку с каждым днем все труднее. Такие дети, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие. А ведь с началом обучения в школе маленькому ученику придется длительное время сидеть за партой, т.е. статическая нагрузка, самая тяжелая для ребенка, будет очень большой. Даже, если у ребенка до школы все было в порядке - это фактор риска для его здоровья. А уж если нарушения были еще до школы - риск возрастает вдвойне.
Поэтому особое внимание учитель должен обратить на данную проблему при организации предшкольной подготовки. Работа должна вестись по двум направлениям:
Что могут сделать сами родители, чтобы сохранить у ребенка хорошую осанку?
Что необходимо знать и выполнять учителю во время предшкольной подготовки?
Остановимся на втором направлении.
Самые лучшие средства для профилактики нарушения осанки:
- движения во всех видах;
- подвижные игры на воздухе;
- утренняя гимнастика;
- динамические паузы;
- достаточное освещение и правильно подобранная мебель;
- специальные комплексы физических упражнений.
Родители знакомяться с книгой А.Е. Лебедевой и Е.В. Русаковой «Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста».
Нельзя не говорить о состоянии зрения. Несмотря на то, что для дошкольников характерно гармоничное развитие органа зрения, все-таки около 4% детей уже до школы имеют нарушения зрения. Здесь необходим ряд педагогических и гигиенических мероприятий, которые помогут сохранить зрение дошкольника. Это особенно важно потому, что начало обучения связано с резким увеличением нагрузки на глаза, тем более, что возраст 6-7 лет совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения.
Конечно же началом мероприятий будет самообразование родителей, беседы с врачом, консультации и выявление детей входящих в группу повышенного риска по нарушению зрения (близорукости и т.д.), которую организует учитель, работая с дошкольниками в течение года.
Условия по профилактике органа зрения следующие:
Чаще бывать на свежем воздухе;
Проветривать классное помещение;
Больше двигаться;
Не рассматривать предметы и картинки на близком расстоянии;
Не наклоняться при письме и чтении;
Освещение падало слева для правши и справа для левши.

Специальные упражнения для укрепления зрения:
Быстрый перевод взгляда с близкого на удаленный предмет и обратно в течение 0,5 - 1 минуты. Для этого можно использовать яркие картинки или шары, подвешенные на расстоянии.
Использовать приемы для расслабления глаз («восьмерочка», точечный массаж, быстрое открывание и закрывание глаз, и т.д.).
Нельзя не сказать о таких заболеваниях, как: болезнь зубов, заболевание лор-органов, нарушение нервно- психического здоровья.
Особое внимание надо обратить на предшкольной подготовке на речь дошкольника. Необходимо выполнить ряд требований к речи учителя- не «сюсюкать», а четко , правильно выговаривать все слова, без скидки на возраст дошкольника. К сожалению, часто наблюдаются дефекты речи, проявляющиеся в нарушении произношения звуков. Необходимо выявить и устранить все нарушения звукопроизношения до обучения в школе. Иначе, дефекты закрепятся, школьник будет писать так, как слышит. В итоге- неизбежные ошибки в письме. А ведь полноценная речь является непременным условием успешного обучения.
Можно исследовать речь дошкольника по картинкам. Например при проверке звука [с] предлагаются картинки - санки, автобус, усы и т.д. Конечно же надо обращаться к врачу – логопеду, познакомиться учителю и родителям с пособиями, например: Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».
На что же еще необходимо обратить особое внимание в этот последний предшкольный год? Прежде всего, дошкольника приучать к новой организации жизни, в которой чередуются также виды деятельности, как занятия, отдых, игры, питание, сон. Чтобы облегчить переход к первому, наиболее тяжелому этапу школьной жизни, необходимо воспитывать у ребенка привычку действовать по новому распорядку дня.
На последнем занятии предшкольной подготовки необходимо подвести итоги отслеживания за состоянием здоровья дошкольника. Собранный материал в папке «Как готовить ребенка к школе» дополняется сводной таблицей всех показателей на каждого ребенка. В таблице помещены разделы:

Анкета родителей «Здоровье вашего ребенка»;
Медицинская справка в 1 классе;
Результаты обследования врачами 3-5 сентября;
Мои наблюдения;
Мнение психолога;
Выводы и рекомендации.
Таким образом, при организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении необходимо учитывать:
- профессионализм педагога, его личную заинтересованность;
- уровень города, района, школы, класса.
Только при условии, что все отдельные условия будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровое образовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.





































Анкета родителей «Здоровье вашего ребенка»
Медицинская справка в 1 классе.
Результаты обследования врачами 3-5 сентября.
Мои наблюдения
Мнение психолога
Выводы и рекомендации