Конспект урока биологии на тему Заповедное Прибайкалье
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Усть- Кутский промышленный техникум»
(ГБПОУ ИО УКПТ)
ТЕМА УРОКА: «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ»
Автор Разработки:
Преподаватель экологии ГБПОУ ИО УКПТ
Пуляева Галина Михайловна.
Учебное заведение:
ГБПОУ ИО УКПТ
«Усть- Кутский промышленный техникум»
Дата проведения:
«_25_»_января__2017г.
Группа №17-АМ
Возраст обучающихся: 15-16 лет
г.Усть-Кут
2017 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ТЕМЕ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ»
Цель урока:
Обучающая:
обучающиеся должны давать определение и характеристику заповедным местам родного края, находить общее и отличительное в составе флоры и фауны, различать охраняемые территории; использовать приобретённые знания при выполнении заданий.
Развивающая: способствовать совершенствованию навыков работы с учебной и дополнительной литературой, развитию речи, коммуникативных способностей.
Воспитательная: создать условия для воспитания бережного отношения к природе родного края, культуры общения.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование:
Телевизор, видеомагнитофон; DVD- проигрыватель;
видеофрагменты к/ф «Русь изначальная».
«Животный мир байкальских побережий и гор»- НПЦ «BAIKALFOTO»; «Дикорастущие цветы байкальских побережий и гор»- НПЦ «BAIKALFOTO»;
Книжная выставка «Книги о Байкале»
Технологии: Игровая технология
Подготовка к уроку.
Группа делится на три группы по 5-6 человек, группы смешанные. Каждая команда занимает свое место вокруг стола, на котором стоит табличка с названием команды. На столах должна быть бумага, ручки.
Для данного урока-игры ребята придумывают названия своих команд заранее.
План урока
Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку, настрой на урок.
Развитие познавательного интереса. Мотивация.
Библиотекарь: Рассказ о книжной выставке.
ПРОСМОТР видеофрагмента к/ф «Русь изначальная».
Мотивирующий вопрос группе: Какую основную мысль хотели донести до зрителя авторы фильма в просмотренном нами фрагменте?
Тема и цель урока.
Изучение нового материала.
1). Рассказ учителя. Понятие «особо охраняемые природные территории»
2). Сообщение №1. Байкал.
3). Сообщение №2: Байкальские заповедники и заказники.
4). Сообщение №3: Растительный мир Байкала.
5). Сообщение №4:Животный мир Байкала.
V. Закрепление знаний. Игра. Байкал в вопросах и ответах
VI. Вывод по уроку.
VII.Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.
IX. Итоги урока.
Ход урока:
Организационный момент. (Цель: Психологический настрой обучающихся, обеспечение нормальной обстановки на уроке). Предварительная организация группы – проверка принадлежностей. Готовность учителя к уроку.
Развитие познавательного интереса. Мотивация.
Библиотекарь: Рассказ о книжной выставке.
ПРОСМОТР видеофрагмента к/ф «Русь изначальная».
Мотивирующий вопрос группе: Какую основную мысль хотели донести до зрителя авторы фильма в просмотренном нами фрагменте?
Учитель объявляет Тему и цель урока.
Изучение нового материала.
Формирование знаний обучающихся.
Преподаватель: Особо охраняемые природные территории России. Согласно принятому в России Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях», к таковым относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны. В законе выделяются 7 основных категорий ООПТ: заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, а также лечебно-оздоровительные местности и курорты. Заповедники. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Национальные парки - особая форма организации охраняемых природных территорий, где совмещаются задачи сохранения природных и историко-культурных объектов с организацией активного познавательного отдыха. Национальный парк-это сравнительно большая территория, где: 1) экосистемы в результате эксплуатации и пользования человеком существенно не изменены, виды животных и растений и места их обитания представляют собой научный интерес, ландшафты характеризуются удивительной красотой; 2) органами власти страны предприняты шаги к предотвращению или исключению хозяйственного использования природных ресурсов на всей территории и к обеспечению соблюдения правил поведения; 3) посетители пребывают по специальному разрешению для реализации культурных потребностей.
Природные парки- форма ООПТ, в пределах которой совмещаются задачи сохранения природных ландшафтов и историко-культурных объектов с организацией познавательного отдыха и туризма. Помимо чисто территориальных природных парков, в России существуют и такие, которые включают не только сушу, но и водные пространства. Это парк «Остров Монерон», учрежденный в 1995 г. Он расположен в 50 км к западу от юго-западной оконечности Сахалина и включает сам остров площадью 1700 га и окружающее его водное пространство акватории Японского моря (2 морские мили от берега) в качестве охранной зоны. В списке природных парков России значатся также четыре ООПТ Республики Саха (Якутия). Наиболее известный из них парк «Ленские Столбы» (485 тыс. га).
Заказники- это территории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. До некоторого времени заказники служили типично охотничьими воспроизводственными и резервными участками, образованными на определенный срок, необходимый для восстановления истощенных охотничьих ресурсов. Однако в России в конце прошлого века стали появляться заказники республиканского значения, отличающиеся от местных более строгим режимом охраны, неограниченным сроком действия.
Памятники природы- уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы. Охрана памятников природы получила широкое распространение во многих странах Европы в начале XX в. Здесь в качестве памятников природы сохранялись отдельные старые или редкие деревья, аллеи, валуны, скалы, пещеры, источники и др.
Основная цель объявления природных комплексов и других объектов памятниками природы - сохранение их в естественном состоянии: участки живописных местностей; участки нетронутой природы; места произрастания редких и исчезающих видов растений; термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей; отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, острова, лагуны, бухты, скалы, утесы, проявления карста, гроты).
Преподаватель информирует о том, что материал по особо охраняемым территориям Иркутской области подготовлен ребятами в виде сообщений.
Россия богата озерами, реками и другими водоемами. Но самое уникальное озеро – это Байкал! В мире больше нет озер, которые бы пользовались такой славой. Недаром народы слагали о нем песни и сказания.
Сообщение №1. Байкал (в переводе с тюркоязычного) произошло от слова Бай – Куль – значит богатое.
Байкал (на монгольском языке означает) – богатый олень.
Байгал Нуур (бурятское) – значит озеро Байкал.
И действительно это озеро можно назвать морем, так как оно самое – самое глубокое, оптимальная глубина – 1640м.
Образовано примерно 25 млн лет назад.
Площадь воды составляет – 23 тыс. км3 или 20% запасов пресной воды на планете.
Площадь водного зеркала – 31, 5 тыс. км2 (это площадь таких стран как Дания, Нидерланды или Бельгия).
Длина 1636 км, средняя ширина озера составляет 40 км (максимальная 79,5 км).
Как же образовалось такое уникальное озеро?
Существует такая легенда. Давно это было. Упал на землю огромный камень около Саян. Пока он падал, раскололся и пошел на землю проливной
дождь. В воронку на горячий камень потекла вода. Земля, камень и вода все вскипело, начал таять снег и лед. Воды стало так много, что она попала в щель, которую образовал камень. Так образовалось озеро Байкал.
А как ученые объясняют образование озера? Это загадка природы и чтобы разгадать ее давайте же отправимся в путешествие по Байкалу.
В каменную чашу Байкала можно было бы влить 23 Аральских моря, а чтобы заполнить ее всем рекам мира пришлось бы трудиться 230 дней. Корни Байкальской впадины уходят на 50- 60 см в глубь мантии земли. Под впадиной идет сильный разогрев недр, причина которого неясна. Ученые установили, что берега Байкала удаляются друг от друга со скоростью 2 см в год. Причиной является растяжение земной коры. Для этой зоны характерны землетрясения. Легенда гласит о том, что в 1862 году после 10 бального землетрясения в северной части дельты реки Селенги образовался залив (провал) и часть Цаганурской степи ушла под воду на глубину 300м. Местные жители рассказывают о том, что сейчас можно видеть под толщей воды церковь, избы. Погибли тогда люди и животные.
На берегах озера есть заповедные зоны: Баргузинский и Байкальский заповедники.
Сообщение №2: Байкальский заповедник самый старый в Бурятии заповедник, который был образован в 1916 году царским правительством Николая 2 по охране баргузинского соболя. Животный мир здесь разнообразен и богат – 39 видов млекопитающих, 4 вида рептилий, 220 видов птиц, 30 видов рыб.
Баргузинский заповедник – это первое научно-исследовательское учреждение на Байкале, благодаря которому проводятся исследования, эксперименты и т.д.
Байкал считается бесценной сокровищницей генетического богатства Земли,
он является памятником природы, участком мирового наследия. Вокруг Байкала расположены: 3 национальных государственных природных заповедника (Прибайкальский, Забайкальский, Тункинский, образованные в 1991 году).
- 5 заповедников (Баргузинский биосферный, Байкальский биосферный, Джергинский – 1992г, а с Иркутской стороны – Сохондинский и Байкало – Ленский – 1986г).
- 24 заказника в Республике Бурятия (Фролихонский – расположенный в Северобайкальском районе, Алтачевский - Ворганский – расположенный в Джидинском районе и др.).
- многочисленные памятники природы.
Педагог: Прошу обратить ваше внимание на экран. Удивительна Байкальская тайга, когда расцветает рододендрон даурский. Это кустарник полностью покрывает мыс Шаманский, который является памятником природы. В переводе на русский язык «рододендрон» означает «красное деревце». Он родственник азалии, занесен в Красную книгу. (Просмотр видеофрагмента)
Педагог: Кроме мыса Шаманского на Байкале, который находится между Култуком и Слюдянкой, и напоминает спящего зверя, свернувшегося в клубок, есть еще один мыс на острове Ольхон, который раньше так и назывался Шаманским или Пещерным. Сейчас это мыс Бурхан. Двумя высокими каменистыми гребнями он далеко вдается в воды Байкала. По легенде, в пещере этого мыса когда – то жил владыка этих мест Бурхан.
Сообщение №3: Растительный мир Байкала.
Растительный мир Байкала представлен различными растениями: необыкновенными мхами и лишайниками, душистыми тополями причудливой формы, целебными кедрами, деревьями-ходулями с обнаженными корнями.Особое положение в растительном мире Байкала занимают степи, составляя примерно 79 % площади региона. они представляют особый элемент растительности и относятся к наиболее богатым с точки зрения флористически - 666 видов сосудистых растений, для сравнения: леса 625, луга и болота 319, высокогорье 550 видов.Растительность Байкала очень богата и своеобразна и мы расскажем Вам только о некоторых ее видах. Ходячие деревьяБайкал всегда был интересен своими многочисленными природными "сокровищами". К таким "сокровищам" относятся и знаменитые шагающие или ходячие деревья: сосны и лиственницы. Они давно стали символом Байкала. КедрСибирский кедр - долгожитель Байкала. Высота деревьев достигает от 35 до 40 м, диаметр ствола - до 1,8 м. А еще местное население называет кедр хлебным деревом Сибири. В первую очередь благодаря кедровым орехам, богатый урожай которого бывает через каждые 5-6 лет. БагульникПрирода Байкала это в первую очередь цветущие заросли багульника. В отдельных местах цветение багульника настолько буйное, что напоминает сплошное розовое полотно, по красоте не уступающее цветению сакуры в Японии. ЧабрецЧабрец издревле ценили за его удивительные лечебные свойства. В Древней Руси чабрецу приписывали даже магические свойства. С помощью этой удивительной травы могли узнать, говорит ли человек правду. (Просмотр видеофрагмента)
Сообщение №4:Животный мир Байкала. Здесь обитает огромное количество животных, некоторых из которых встретить можно только в этом месте. К примеру, нерпу – симпатичного зверька, ставшего давно уже символом этого озера. Или рыбу-голомянку – совершенно прозрачную! В озере Байкал животный мир представлен огромным количеством различных рыб, нерпой и пр. На берегу живут белки, соболи, олени, кабаны, лисы, которые туристам встречаются очень часто. Волки, медведи и рыси держатся вдали от троп туристов. Сутки напролет здесь поют птицы. Здесь единственный представитель млекопитающих – это нерпа байкальская (или тюлень). И если рассматривать проблемы Байкала, то можно отметить как раз то, что это животное находится на грани вымирания.
Главной пищей нерпы является голомянко-бычковые рыбы. В сутки она съедает 3-5 кг свежей рыбы. Взрослая нерпа за год съедает до тонны рыбы. Примерно в 4 года самка становится половозрелой. На 1-2 года позже достигают половой зрелости и самцы. У нерпы беременность длится 11 месяцев. До сорокалетнего возраста она способна приносить потомство. В феврале-апреле рождаются щенки. Они появляются в снежном логове, на льду, кормятся материнским молоком. В основном нерпа рожает 1-го, иногда двух малышей, вес которых до 4 килограмм. Детеныши имеют белый мех, что им позволяет оставаться на снегу практически незаметными. Средний вес нерпы составляет 50 кг, максимальный – 150 кг. Скорость плывущего животного – до 20 километров в час. Большая голомянка В Байкале живет 2 вида голомянок – маленькая и большая. Эти 2 вида встречаются на значительных глубинах. Они держатся днем на глубине до 500 м, поднимаясь ночью до 50 м. Поскольку вода Байкала очень чистая, можно увидеть этих красивых рыбок розового цвета, переливающихся всеми оттенками радуги размером около 20 сантиметров. У голомянки тело полупрозрачное из-за огромного содержания жира (около 45%).
В холодных водах Байкала водится 52 вида рыб, из них 27 эндемичны. Самые распространенные это: омуль, окунь, щука, елец, язь, налим. Еще в Байкале можно поймать рыбу сиг живет по всему озеру, растет быстрее омуля, даватчан (красная рыба) обитает в горных озерах Северного Байкала, занесен в «Красную книгу РФ», хариус черный и белый, последний тоже занесен в «Красную книгу РФ». (Просмотр видеофрагмента)
Педагог: Понравился ребята вам фильм? Я попрошу вас ответить на вопрос: А как вы думаете, почему многие животные занесены в Красную книгу?
Правильно, потому что человек стал по – варварски относится к уникальному, природному наследию – озеру Байкал. Основными экологическими проблемами являются: нескончаемая череда лесных пожаров, несанкционированные, внеплановые рубки леса, мусорные свалки – это та часть хозяйственной деятельности человека, приносящая огромный вред не только озеру Байкал, но и флоре и обитающей фауне.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ИГРА.
ХОД ИГРЫ.
Учитель приветствует команды, напоминает правила игры.
В игре участвуют все команды. Ответы сдаются в письменном виде жюри. На обдумывание вопроса дается 1 минута.
ВИКТОРИНА
Байкал в вопросах и ответах
Что такое озеро?
Как называется наука об озерах?
Сколько притоков у Байкала?
Какой самый большой приток Байкала?
Каков возраст Байкала?
Бывают ли на Байкале землетрясения?
Что такое рифы и есть ли они на Байкале?
Где находятся самые большие глубины на Байкале?
где самое теплое место на Байкале?
Где на Байкале больше всего солнечных дней?
Почему на Байкале редко бывают облака?
. Какие ветры бывают на Байкале?
. какой самый свирепый ветер на Байкале?
Где в Байкале самая холодная вода?
Когда замерзает озеро?
Замерзает ли весь Байкал?
Ответы:
Озеро - это водоём с замедленным водообменном.
Лимнология(синоним озероведение) - это комплексная наука об озёрах ,водохранилищах.
Ещё со времен исследований И.Д.Черского в прошлом веке считается ,что в Байкал впадает 336 постоянных водотоков.
Река Селенга - её длина от истока 1024 км ,площадь водосборного бассейна около 465 тыс.квадратных км. Она приносит около половины объема речных вод ,поступающих в озеро из всех притоков.
По геологическим исследованиям – 20-25 млн. лет – время от начала заполнения его котловины водой.
Землетрясения на Байкале бывают довольно часто – в течение года до 2 тыс .,но они, в основном, слабые и фиксируются только сейсмографами. Примерно один раз в 10-12 лет бывают землетрясения в 5-6 баллов(по 12-балльной шкале), а один раз в 20-23 года более сильные и разрушительные землетрясения – от 7 до 9 баллов и выше.
Рифами называют опасные для плавания судов скальные или коралловые поднятия дна, которые могут располагаться как выше, так и ниже поверхности воды. Скалистые рифы почти всегда отделены от берега, коралловые – могут быть связаны с берегом. На Байкале рифы есть на многих участках прибрежья – в районах губ Сосновки, Лаканды , Кедровых мысов, у мыса Покойники и др.
У восточного берега острова Ольхон , на участке прибрежья между мысами Ижимей и Хара-Хушун, в 8-12 км к востоку от берега. При измерениях в 1959-1960 гг. тросовым лотом со льда здесь была зафиксирована глубина 1620 м.
Бухта Песчаная – здесь среднегодовая температура воздуха +0,4 градуса по цельсию . Заметно потеплело за последние 30-40 лет в Слюдянке – здесь в течение этого срока среднегодовая температура воздуха повысилась на 0,2 градуса по цельсию.
Если в среднем по Байкалу 48,8 ясных дней в году, то на о. Ольхон – 64,2;число пасмурных дней по Байкалу 125,3 а на Ольхоне – 74,9, в пос. Лиственичном – 96,9 дней. По числу часов солнечного сияния Байкал богаче, чем соседние территории Сибири и даже некоторые западные и южные районы страны.
В весенне-летнее время с поверхности холодной воды испарение незначительное, и облака образовываться не могут.
Продольные, вдоль котловины, и поперечные; ветры, связанные с общей циркуляцией атмосферы (транзитные) и местные. Господствуют на Байкале северо-западный ветер, или горная; баргузин, или северо-восточный, он же верховик(в северной половине его называют ангара); култук , или юго-западный, и шелонник, или юго-восточный ветер.
Северо-западный, или горная. Именно с этим ветром связаны самые большие катастрофы на Байкале, он причиняет больше всего ущерба людям и народному хозяйству. Он же наиболее грозен для судоходства.
В открытой части средней котловины, с восточной стороны острова Ольхон , в районе самых больших глубин.
В среднем замерзание Байкала начинается 21 декабря, а кончается 16 января, то есть на полное замерзание требуется около месяца. При раннем замерзании толщина льда обычно бывает большей, соответственно позднее начинается и вскрытие озера. От начала разрушения ледового покрова в южной котловине, которое происходит в апреле, до полного очищения всего водоема в мае-июне происходит также около месяца и больше.
Байкал замерзает целиком, кроме небольшого в 15-20 км протяженностью участка, находящегося в истоке Ангары.
Жюри подводит итоги игры, объявляет победителей.
Педагог: В заключении мне хотелось бы сказать о том, что, каждый из нас побывав на Байкале, будет знать и помнить о том, как уникален, и в то же время хрупок мир Байкала.
VI. Выводы.
Байкал - уникальное озеро-море.
Хрупкий эндемичный реликтовый мир нуждается в более тщательной охране.
Нужны новые исследования Байкала.
VII.Рефлексия деятельности
Каждый обучающийся высказывается одним или несколькими предложениями, выбирая начало фразы:
«Я узнал».
«Я понял, что».
«Я смог».
VIII.Домашнее задание.
Составить кроссворд по Байкалу.IX.Итоги урока
Преподаватель выставляет оценки, комментирует домашнее задание.
Литература
Универсальная энциклопедия для юношества. Земля. М.: педагогика- пресс. 2001г.
Байкал. _ М.: Изд. Планета,1990г.
Криксунов Е. А., Пасечник В. В.,Экология, 10-11 кл.,М.: Дрофа, 2010г.
Лапин Б. Ф, Слово в защиту Байкала.,Восточно- Сибирское книжное издательство, 1987г.
Галазий Г. И.,Байкал в вопросах и ответах, - М.:- Мысль, 1988г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Гулин А.А., Гетманская А.А. Методическое сопровождение программ по экологическому образованию для учреждений НПО Иркутской области // Актуальные проблемы и задачи профессионального образования в стратегии развития Иркутской области: Материалы научно-практической конференции инженерно-педагогических и руководящих работников системы НПО и СПО.-И.: ИПКРО, 2008.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
ФђЗаголовок 1±ђЗаголовок 215