Рабочая программа по физкультуре в 7 классе МКОУ Богородская школа №8
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Богородская школа № 8»
Рассмотрено на заседании ШМО
Руководитель
___________/Меркулова Е.Н./
Протокол № 1 от 29.08.2016 г «Согласовано»
Заместитель директора
__________/ Томилова Е.О./
30.08.2016 г «Утверждено»
Приказом№ ___ от «___»____2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
7 класс (Iвариант)
Учитель: Индисова Светлана Ивановна
I квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от 30.08.2016 г.
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету физическая культура составлена на основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, согласно рекомендаций ИПР учащихся.
В процессе овладения двигательной деятельностью на уроках физической культуры укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность, воспитываются нравственные и волевые качества: дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость, выносливость.
Цель обучения – содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры школьника, освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью и формирования основ здорового образа жизни.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
2. Развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей; 3. Формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
4. Формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
5. Выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
6. Совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
7. Усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре
8. Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам деятельности;
9. Обучение простейшим способам контроля, за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности;
10. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;
11. Содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками неразрывно связан с развитием умственных способностей ребенка. Поэтому задача развития этих возможностей считается одной из важных и носит коррекционную направленность.
В программу включены следующие разделы: гимнастика, акробатика (элементы), легкая атлетика, лыжная подготовка (коньки), игры – подвижные и спортивные. Успеваемость по предмету «Физическая культура» в 5-9 классах специальной коррекционной школы определяется отношением ученика к занятиям, степенью форсированности учебных умений и навыков с учетом индивидуальных возможностей.
Занятия с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной программе. Если обучающиеся изъявляют желание и по заключению врача могут заниматься с классом, им заниматься с классом, им разрешается участие в занятиях под особым контролем учителя, с определенными ограничениями.
Осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход при развитии двигательных способностей целесообразно делить класс на группы учащихся с учетом их двигательных и интеллектуальных способностей. Обязательным для учителя является контроль, за уровнем физического развития и двигательной активностью учащихся (ДА). По мере прохождения учебного материала проводятся проверочные (контрольные) испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; челночный бег; бег 3 минуты, гибкость по Даленко.
Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае (избирательно). Полученные данные обрабатываются, сопоставляются с показателями физического развития. На основе этих данных совместно с врачом школы определяются физкультурные группы.
На занятиях физической культуры для достижения поставленной цели используются различные формы проведения уроков: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-праздник, урок-викторина, урок-сказка, эстафеты, спортивный марафон, спортивный калейдоскоп, игровая лаборатория, историческое путешествие. Методы проведения занятий разнообразны: метод показа, метод сравнения, метод анализа.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, практикумы.
Формы контроля опорной системы знаний: наблюдение, беседа, сдача контрольных нормативов.
Содержание тем учебного курса
№ Название темы/раздела Кол-во часов Основные изучаемые вопросы Виды и формы контроля Требования к знаниям и умениям обучающихся (по данной теме)
7 класс Легкая атлетика 22 Ходьба Продолжительная ходьба (20—30 мин) в различном темпе, с изменением ширины и частоты шага. Ходьба "змейкой", ходьба с различными положениями туловища (наклоны, присед).
Бег Бег с низкого старта; стартовый разбег; старты из различных положений; бег с ускорением и на время (60 м); бег на 40 м — 3—6 раз, бег на 60м — 3 раза; бег на 100 м— 2 раза за урок. Медленный бег до 4 мин; кроссовый бег на 500—1000 м. Бег на 80 м с преодолением 3—4 препятствий. Встречные эстафеты.
Прыжки Запрыгивания на препятствия высотой 60—80 см. Во время бега прыжки вверх на баскетбольное кольцо толчком левой, толчком правой, толчком обеих ног.
- Прыжки" со скакалкой до 2 мин. Многоскоки сместа и с разбега на результат. Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги" (зона отталкивания — 40 см); движение рук и ног в полете. Прыжок в высоту с разбега способом "перешагивание"; переход через планку.
Метание Метание набивного мяча весом 2—3 кг двумя руками снизу, из-за головы, через голову. Толкание набивногомяча весом 2—3 кг с места на дальность. Метание в цель. Метание малого мяча в цель из положения лежа. Метание малого мяча на дальность с разбега по коридору 10 м.
Спортивные игры 18 Волейбол Правила и обязанности игроков; техника игры в волейбол. Предупреждение травматизма. Верхняя передача двумя руками мяча, подвешенного на тесьме, на месте и после перемещения вперед. Верхняя передача мяча, наброшенного партнером на месте и после перемещения вперед в стороны. Игра "Мяч в воздухе". Учебная игра в волейбол
Баскетбол Основные правила игры в баскетбол. Штрафные
броски. Бег с изменением направления и скорости, с внезапной остановкой; остановка прыжком, шагом, прыжком после ведения мяча; повороты на месте вперед, назад; вырывание и выбивание мяча; ловля мяча двумя руками в движении; передача мяча в движении двумя руками от груди и одной рукой от плеча; передача мяча в парах и тройках; ведение мяча с изменением высоты отскока и ритма бега; ведение мяча после ловли с остановкой и в движении; броски мяча в корзину
одной рукой от плеча после остановки и после ведения. Сочетание приемов. Ведение мяча с изменением направления — передача; ловля мяча в движении — ведение мяча — остановка — поворот — передача мяча; ведение мяча — остановка в два шага — бросок мяча в корзину (двумя руками от груди или одной от плеча); ловля мяча в движении — ведение мяча — бросок мяча в корзину. Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.
Подвижные игры "Будь внимателен"; "Слушай сигнал"; "Не ошибись"; "Запомни название" "Кто проходил мимо"; "Стрелки"; "У нас на празднике"; "Сохрани позу"; "Кто точнее".
Кто впереди"; "Узнай кто это был"; "Догони ведущего"; Эстафеты линейные и по кругу. Нарушил порядок";
"Недопрыгнул"; "Запрещено". В четыре стойки"; "Ловкие и меткие". "Перебросить в круг"; "Сохрани стойку". "Борьба за мяч"; "Борьба в квадрате"; "Мяч капитану". "Не задень веревку"; "Поймай мяч"; "Дотянись до круга"; "Салки в воде". "Сохрани позу"; "Смелые, ловкие"; "Эстафета-сороконожка".
Гимнастика 14 Строевые общеразвивающие и коррекционные упражнения Понятие о строе, шеренге, ряде, колонне, двух шереножном строе, флангах, дистанции. Размыкание уступами по счёту «девять», «шесть», «три» на месте. Повороты направо, налево при ходьбе на месте. Выполнение команд: «Чаще шаг!». «Реже шаг!». Ходьба «змейкой», противоходом.
ОР и коррекционные упражнения с предметами на снарядах С гимнастическими палками. Упражнения из исходного положения:
палка на лопатках, палку за голову, палку за спину, палку на грудь, палку вниз. Выпады вперед, влево, вправо с различными положениями палки. Балансирование палки на ладони. Прыжки с различными положениями палки.
Перебрасывание гимнастической палки в парах. Выполнить 4—6 упражнений с гимнастической палкой.
Со скакалками.
Пружинистые наклоны со скакалкой, сложенной вдвое, вчетверо, вперед, в стороны, влево, вправо из различных исходных положений (стоя, сидя, на коленях). Глубокие пружинистые приседания. Натянуть скакалку, стоя на ней. Лежа на животе, прогибание назад, скакалка над головой. Прыжки на месте на одной ноге, с продвижением в шаге, скакалка над головой.
С набивными мячами
(вес 3 кг). Перекатывание мяча сидя, скрестив ноги. Из положения, сидя мяч вверху, наклоны и повороты туловища. Из упора лежа на мяче сгибание и разгибание рук (девочки 3—4 раза, мальчики 4—6 раз).
Прыжки на месте с мячом, зажатым между ступнями ног. Катание мяча одной ногой с продвижением прыжками на другой. Выполнить 6—8 упражнений с набивными мячами. Упражнения на гимнастической скамейке. Сгибание и разгибание рук лежа на скамейке, наклоны вперед, назад (контроль учителя);
прыжки через скамейку, с напрыгиванием на нее.
Акробатика перемещение грузов Стойка на руках (с помощью) для мальчиков; переворот боком — строгий контроль со стороны
учителя.
Лазание, перелазания, равновесие. Лазание по канату в два приема для мальчиков, втри приема для девочек (на скорость). Совершенствование лазания по канату способом в три приема на высоту в 4 м (девочки), вис и раскачивание на канате (слабые девочки). Передвижение вправо, влево в висе на гимнастической стенке. Подтягивание в висе на гимнастической стенке (на результат — количество). Преодоление препятствий с перелезанием через них, подлезанием (в эстафетах).
Лыжная подготовка 14 Совершенствование двухшажного хода. Одновременный одношажный ход. Совершенствование торможения "плугом". Подъем "полуелочкой", "полулесенкой". Повторное передвижение в быстром темпе наотрезках 40—60 м (5—6 повторений за урок), 150-200 м (2-3 раза).
Передвижение до 2 км
(девочки), до 3 км
(мальчики). Лыжные эстафеты на кругах 300—400 м. Игры на лыжах: "Слалом", "Подбери флажок", "Пустое место", "Метко в цель".
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
7 класс
Знать - как правильно выполнять размыкания уступами; как перестроиться из колонны по одному в колонну по два,
по три; как осуществлять страховку при выполнении другим учеником упражнения на бревне.
- значение ходьбы для укрепления здоровья человека, основы кроссового бега, бег по виражу.
- как влияют занятия лыжами на трудовую деятельность учащихся; правила соревнований.
- права и обязанности игроков; как предупредить травмы.
- когда выполняются штрафные броски, сколько раз.
Уметь - различать и правильно выполнять команды: "Шире шаг!", "Короче шаг!", "Чаще шаг", "Реже шаг!"; выполнять опорный прыжок способом "согнув ноги" через коня с ручками; различать фазы опорного прыжка; удерживать равновесие на гимнастическом бревне в усложненных условиях; лазать по канату способом в два и три приема; переносить ученика строем; выполнять простейшие комбинации на гимнастическом бревне
- пройти в быстром темпе 20—30 мин; выполнять стартовый разгон с плавным переходом в бег; бежать с переменной скоростью 5 мин; равномерно в медленном темпе 8 мин; выполнять полет в группировке, в прыжках в длину с разбега способом "согнув ноги"; выполнять переход через планку в прыжках в высоту с разбега способом "перешагивание"; выполнять метание малого мяча на дальность с разбега по коридору 10 м; выполнять толкание набивного мяча с места
- координировать движения рук, ног и туловища в одновременном двухшажном ходе на отрезках 40 — 60 м;
пройти в быстром темпе
160—200 м и одновременными ходами; тормозить лыжами и палками одновременно; преодолевать на лыжах до 2 км (девочки), до 3 км (мальчики).
- выполнять верхнюю прямую подачу.
Играть в волейбол.
- выполнять остановку прыжком и поворотом, броски по корзине двумя руками от груди с места.
Календарно-тематическое планирование
№ урока по программе № урока по темам ТЕМАТИКА ПО ЧЕТВЕРТЯМ Использование ИКТ Количество часов по теме Д А Т А
7 «А» 7 «Б»
I ЧЕТВЕРТЬ
Раздел 1. Легкая атлетика 12 планируемая фактическая планируемая фактическая
Тема 1: «Ходьба.бег» 7 1 1 1) Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике. Что такое двигательный режим. 1 05.09 04.09 2 2 2) Продолжительная ходьба в разменном темпе, с изменением ширины и частоты шага. Бег с низкого старта, бег 60м на время. 1 07.09 07.09 3 3 3) Ходьба «змейкой» с различным положением туловищ. Медленный бег 4 мин, бег 60м-З раза. Встречная эстафета. 1 12.09 11.09 4 4 4) Продолжительная ходьба в разменном темпе, с изменением ширины и частоты шага. Бег с низкого старта, бег 60м на время. 1 14.09 14.09 5 5 5) Ходьба в различном темпе; бег 40м-5 раз; кроссовый бег 500-1000м. 1 19.09 18.09 6 6 6) Ходьба «змейкой» с различным положением туловищ. Медленный бег 4 мин, бег 60м-З раза. Встречная эстафета. 1 21.09 21.09 7 7 7) Ходьба в различном темпе; бег 40м-5 раз; кроссовый бег 500-1000м. 1 26.09 25.09 Тема 2: «Прыжки.метания» показ слайд шоу 5 8 1 1) Прыжки на и через препятствия прыжки во время бега у баскетбольного щита. Метание набивного мяча, толкание набивного мяча с места на дальность. 1 28.09 28.09 9 1 День безопасности 03.10 9
2 2) Много скоки с места, с разбега, прыжок в длину «согнув ноги»; метание мяча в цель из положения лежа. 1 02.10 10 3 3) Прыжки на и через препятствия прыжки во время бега у баскетбольного щита. Метание набивного мяча, толкание набивного мяча с места на дальность. 1 05.10 05.10 11 4 4) Много скоки с места, с разбега, прыжок в длину «согнув ноги»; метание мяча в цель из положения лежа. 1 10.10 09.10 12 5 5) Прыжок в длину с места, с разбега; метание мяча на дальность. 1 12.10 12.10 Раздел II. Спортивные игры 4 Тема 1: «Волейбол» 4 13 1 1) Правила и обязанности игроков; верхняя подача двумя руками на месте и в движении вперед. 1 17.10 16.10 14 2 2) Техника приема и передачи мяча; игра «Мяч в воздухе». Учебная игра в волейбол. 1 19.10 19.10 15 3 3) Предупреждение травматизма. Нижняя и верхняя подача волейбольного мяча; верхний и нижний прием мяча. 1 24.10 23.10 16 4 4) Техника приема и передачи мяча; игра «Мяч в воздухе». Учебная игра в волейбол. 1 26.10 26.10 Раздел III. Гимнастика 14 Тема 1: «Строевые.общеразвивающие и корректирующие упражнения» 4 17 1 1) Техника безопасности на гимнастических снарядах. Комплекс утренней зарядки. 1 31.10 30.10 18 2 2) Повороты направо, налево при ходьбе на месте; в упоре лежа сгибание и разгибание рук; поочередное и одновременное поджимание ног. 1 09.11 09.11 19 3 3) Понятие о строе, шеренге, ряде, колонне, размыкание уступами; лазание по гимнастической скамейке; регулирование дыхания при интенсивной работе. 1 14.11 13.11 20 4 4) Повороты направо, налево при ходьбе на месте; в упоре лежа сгибание и разгибание рук; поочередное и одновременное поджимание ног. 1 16.11 16.11 Тема 2: «ОР и коррекционные упражнения с предметами.на снарядах» 3 21 1 1) Упражнения с набивными мячами на гимнастической скамейке, стенке. 1 21.11 20.11 22 2 2) Упражнения с гимнастическими полками, со скакалками, дыхательные упражнения. 1 23.11 23.11 23 3 3) Упражнения с набивными мячами на гимнастической скамейке, стенке. 1 27.11 27.11 Тема 3: «Акробатические упражнения.висы и упоры» показ слайд шоу 2 24 1 1) Стойка на руках (с помощью), подъем переворотом в упор. 1 30.11 30.11 25 2 2) Переворот боком (контроль учителя), передвижения в висе, махом назад соскок. 1 05.12 04.12 Тема 4: «Лазание.пере лазание. равновесие» 3 26 1 1) Лазание по канату (на скорость), передвижение вправо, влево на гимнастической стенке; ходьба по скамейке спиной вперед. 1 07.12 07.12 27 2 2) Подтягивание в висе на гимнастической стенке, преодоление препятствий с перелезанием через них; упражнения на гимнастическом бревне. Игра: «Вот так поза!». 1
12.12 11.12 28 3 3) Лазание по канату в два-три приема. Расхождение вдвоем на гимнастической скамейке; игра: «Так держать!», «Сохрани позу». 1 14.12 14.12 Тема 5: «Опорный прыжок» 2 29 1 1) Прыжок согнув ноги вместе, через «козла», ноги врозь; игра «Не допрыгнул». 1 19.12 18.12 30 2 2) Прыжок, ноги врозь, через «козлю> в ширину с поворотом на 180 (мальчики). 1 21.12 21.12 Тема 2: «Баскетбол» 2 32 Новогодний утренник 1 26.12 III ЧЕТВЕРТЬ Раздел IV. Лыжная подготовка 14 33 1 1) Техника безопасности на занятиях с лыжами. 1 11.01 11.01 34 2 2) Совершенствование двухшажного хода; повторные передвижения в быстром темпе 40-60м, игра: «Слалом». 1 16.01 15.01 35 3 3) Одновременный, одношажный ход, совершенствование торможения«плугом»; игра: «Подбери флажок». 1 18.01 18.01 36 4 4) Совершенствование двухшажного хода, подъем «полуелочкой», «полулесенкой»; игра: «Метко в цель». 1 23.01 22.01 37 5 5) Совершенствование двухшажного хода; повторные передвижения в быстром темпе 40-60м, игра: «Слалом». 1 25.01 25.01 38 6 6) Одновременный, одношажный ход, совершенствование торможения«плугом»; игра: «Подбери флажок». 1 30.01 29.01 39 7 7) Совершенствование двухшажного хода, подъем «полуелочкой», «полулесенкой»; игра: «Метко в цель». 1 01.02 01.02 40 8 8) Одновременный, одношажный ход, повторение передвижения в быстром темпе 150-200м; передвижение до 2-х км. 1 06.02 05.02 41 9 9) Совершенствование двухшажного хода; лыжные эстафеты 4- 200м; игра«Пустое место»; передвижения 3км. 1 08.02 08.02 42 10 10) Одновременный, одношажный ход, повторение передвижения в быстром темпе 150-200м; передвижение до 2-х км. 1 13.02 12.02 43 11 11) Совершенствование Совершенствованиедвухшажного хода; лыжные эстафеты 4- 200м; игра«Пустое место»; передвижения 3км. 1 15.02 15.02 44 12 12) Одновременный, одношажный ход, совершенствование торможения«плугом»; игра: «Подбери флажок». 1 20.02 19.02 45 13 13) Совершенствование техники двухшажного хода; лыжная эстафета 4-200м.: Игра «Пустое место» 1 22.02. 22.02. 46 14 14) Одновременный, одношажный ход, совершенствование торможения«плугом»; игра: «Подбери флажок». 1 27.02 26.02 Раздел V. Спортивные игры 8 Тема 1: «Волейбол» 4 47 1 1) Предупреждение травматизма, верхняя передача мяча двумя руками в паре. Игра: «Мяч в воздухе». 1 29.02 29.02 48 2 2) Техника подачи и приема волейбольного мяча; перемещение игроков по площадке. Учебная игра. 1 05.03 04.03 49 3 3) Техника подачи мяча снизу и сверху, прием мяча снизу. Учебная игра. 1 07.03 07.03 50 4 4) Техника подачи и приема волейбольного мяча; перемещение игроков по площадке. Учебная игра. 1 12.03 11.03 Тема 2: «Баскетбол» 2 51 1 1) Основные правила игры. Бег с мячом с изменением направления и скорости; броски в корзину. 1 14.03 14.03 52 2 2) Передача мяча от груди на месте, в движение; передача мяча в парах, в тройках; бросок мяча в кольцо одной рукой. Учебная игра. 1 19.03 18.03 IVЧЕТВЕРТЬ Раздел V. Спортивные и подвижные игры 6 Тема 1: «Баскетбол» 4 53 1 1) Ведение мяча разноименными руками, передача и ловля мяча. Броски в кольцо. 1 28.03 28.03 54 2 2) Ведение мяча с изменением высоты отскока и ритма бега; броски в корзину одной рукой от плеча. 1 02.04 01.04 55 3 3) Повороты на месте вперед, назад; передача мяча двумя руками от груди и одной от плеча; броски в кольцо. 1 04.04 04.04 56 4 4) Ведение мяча с изменением высоты отскока и ритма бега; броски в корзину одной рукой от плеча. 1 09.04 08.04 Тема 2: «Подвижные игры» 2 11.04 11.04 57 1 1) Коррекционные игры: «Слушай сигнал», «Не ошибись», «Запомни название». 1 16.04 15.04 58 2 2) Игры с элементами ОРУ: «Стрелки», «Граница», «Сохрани позу», «Кто точнее?» 1 18.04 18.04 Раздел I. Легкая атлетика 10 Тема 1: «Ходьба.прыжки» 3 59 1 1) Ходьба «змейкой», спортивная ходьба, прыжок в высоту. Игра «Не допрыгнул» .1 23.04 22.04 60 2 2) Продолжительная ходьба в различном темпе, с изменением ширины и частоты шага; прыжок в высоту с разбега «перешагивание». 1 25.04 25.04 61 3 3) Ходьба «змейкой», спортивная ходьба, прыжок в высоту. Игра «Не допрыгнул» .1 14.05 29.04 Тема2:«Бег, метания» 7 62 1 1) Медленный бег до 4х. мин.; бег с нужного старта; метание мяча в цель из положения лежа. 1 16.05 06.05 63 2 2) Стартовый разбег, бег с ускорением и на время 60 м; метание мяча (2кг) снизу; через голову. 1 21.05 13.05 63 День защиты Детей 23.05 64 3 3) Медленный бег 5 мин; бег с ускорением 30м-5раз; кроссовый бег300м. метание мяча на дальность. 1 28.05 16.05 65 4 4) Стартовый разбег, бег с ускорением и на время 60 м; метание мяча (2кг) снизу; через голову. 1 30.05 20.05 66 День защиты Детей 23.05 67 5 5) Медленный бег 5 мин; бег с ускорением 30м-5раз; кроссовый бег300м. метание мяча на дальность. 1 27.05 68 6 6) Бег с ускорением БОм-3раза; бег 80м с препятствиями (3-4 предмета). Толкание набивного мяча с места. 1 30.05 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы: учебное издание, сборник 1,ООО «Полиграфист», зав редакцией К.М. Шевченко
Бабенкова Р.Д, Боброва Л.И. Особенности координации движений у учащихся с дефектами развития// Дефектология.- 2010.- сент.- окт. (№5).- С. 69-73.
Ванюшкин В.А. Коррекция двигательной активности у учащихся с недостатками интеллектуального развития// Дефектология.- 2004- июль- авг.(№4).- С.26-31.
Дети с отклонениями в развитии: методич. Пособие/ сост. Н.Д. Шматко - М.:Аквариум,2005 - 128 с.- ISBN 5-85684-160-3.
Дмитриев А.А. О совершенствовании физического воспитания во вспомогательной школе// Дефектология.-1084-сент-окт.(№5)- С.36-39.
Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.- М.: Академия,2002.- 264 с.- ISBN5-7695-0571-0.
Матвеев А.П. Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: учеб. Пособие для студентов пед. инстит. и учащихся пед. уч-щ.- М.: Просвещение, с.: ил.- ISBN5-09-003459-1.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры ( общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико – методические аспекты спорта и профессионально- прикладных форм физической культуры) : учеб. Для ин-тов физ. культуры.- М.: физкультура и спорт, ил.- ISBN 5-278-00326-х.
Методика физического воспитания с основами теории: учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов и учащихся пед. Уч-щ.- М.: Просвещение.ил.- ISBN 5-09-0034591.
Перспективы развития специального образования: сборник научных трудов / под ред. Л.С. Сековец.-Н.Новгород,2002.- 92 с.
Воронкова ВВ, Петрова МН, Экк В.В., Кмытюк Л.В., Сивоглазов В.В., Лифанова ТМ, Бородина О.И., Мозговой ВМ, Кузнецов Б.В., Романина ВИ, Павлова НП, Евтушенко ИВ, Грошенков ИА,: программы для 5-9 классов специальных ( коррекционных) учреждений VIII вида:СБ1-М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС