Рабочая программа по физкультуре для 6 класса (на основе ФГОС,102 часа)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Князевская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО
протоколом педагогического совета
от ____ ________2015 г. № 1
Директор МБОУ «Князевская СОШ»
____________ Салахова Л.Р.
подпись Ф.И.О.
Введено приказом №__
от___ __________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ Физическая культура
ДЛЯ 6 КЛАССА (кол-во часов в неделю 3, в год 102)
Составитель: Белова Людмила Викторовна (учителя физической культуры)
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора ____________ Пучинина Н.С.
подпись Ф.И.О.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО, протокол от ___ _________ 2015 г. №1
Руководитель МО ___________ Цандер Н.М.
подпись Ф.И.О.
2015
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса физической культуры для 6 класса составлена на основе:
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Методических рекомендаций по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы основного общего образования для образовательных организаций Республики Татарстан от 19.08.2015 № 1055/15;
Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
Примерной программы по физкультуре, созданной на основе ФГОС ООО: Учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011) с учетом требований Регионального компонента РТ и психолого – педагогических закономерностей усвоения знаний, их доступности для учащихся, уровня подготовки по физической культуре, Базисного учебного плана школ, составлено на основании Приказа МО и Н Республики Татарстан от 05.03.2004 года № 1089 <<Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, Реализующих программы среднего (полного) общего образования>>
Учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 102 часа в год.
Цель рабочей программы по физической культуре заключается в том, чтобы заложить установку на всестороннее развитие личности, овладение школьниками основами физической культуры.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
-укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию обучающихся;
-обучение учащихся жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
-развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
-приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
-воспитание у школьников потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе лежат идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания, деятельность ориентируется на воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьники обучаются способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности,- состояния здоровья, самостоятельных занятий.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.
В программе для 6 классов двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивную деятельность. Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья обучающихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга.
Вторая содержательная линия «Спортивная деятельность» соотносится с возрастными интересами обучающихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности обучающихся. Особенностью урочных занятий в 6-х классах является обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание (если есть соответствующие условия).
Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).
Отличительные особенности планирования уроков:
— планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
— планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
— планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ
Решение задач физического воспитания учащихся направлено на:
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных(скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
В результате изучения курса «Физическая культура» учащиеся должны:
Знать:
основы истории развития физической культуры в России;
особенности развития избранного вида спорта;
педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и системзанятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
физиологические, основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования ндивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
психо - функциональные особенности собственного организма;
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
•технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9- 13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м.В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м.
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырех элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящую из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приемами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей (табл. 8), с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Физические
способности Физические упражнения Мальчики Девочки
Скоростные Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, сек 9,2 10,2
Силовые Лазанье по канату на расстояние 6 м, сек Прыжок в длину с места, см
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз 12
180
------ —
165
18
К выносливости Кроссовый бег 2 кмПередвижение на лыжах 2 км8 мин 50 сек
16 мин 30 сек 10 мин 20 сек
21 мин 00 сек
К координации Последовательное выполнение пяти кувырков, сек
Бросок малого мяча в стандартную мишень, м10,0
12,0 14,0
10,0
3. МЕСТО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На предмет «Физическая культура» для 6 класса базисным учебным планом отводится 102 часа (3часа в неделю). Темы, попадающие на праздничные дни планируется изучать за счет объединения тем.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать обучающееся по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты освоения предмета физической культуры.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты освоения физической культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты освоения физической культуры.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий;
Требования к подготовке обучающихся.
Знать (понимать):
-Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения;
-Основные показатели физического развития.
-Правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ.
-Правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.
Уметь:
- Выполнять комплексы упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз;
- Выполнять комплексы упражнений с предметами и без предметов (по заданию учителя) - Выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и коррекции её нарушений.
- Выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
- Подсчитывать ЧСС при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;
- Выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по правилам.
- Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказать первую помощь при травмах.
ПРИЕМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные)
ВОЛЕЙБОЛ
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по Волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
БАСКЕТБОЛ
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по Баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
ГИМНАСТИКА
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
КРОССАВАЯ ПОДГОТОВКА
Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в содействие.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Демонстрировать уровень физической подготовленности 11-12 лет
п/пФизические
способности Контрольное упражнение (тест) Воз-
раст,
лет Уровень
Мальчики Девочки
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
1 Скоростные Бег 30 м,
с 11
12 6,3 и выше
6, 6,1-5,5
5,8-5,4 5,0 и ниже
4.9 6,4 и выше
6,3 .
6,3-5,7
6,2-5,5
5,1 и ниже
5,0
2 Координационные Челночный бег
3х10 м, с 11
12
9,7 и выше
9,3
9,3-8,8
9,0-8,6
8,5 и ниже
8,3
10,1 и выше
10,0
9,7-9,3
9,6-9,1
8,9 и ниже
8,8
3 Скоростно-силовые Прыжки вдлину сместа, см11
12
140 и ниже
145
160-180
165-180
195 и выше
200
130 и ниже
135
150-175
155-175
185 и выше
190
4 Выносливость 6-минутный бег, м11
12 900 и менее
950 1000-1100
1100-1200 1300 и выше
1350 700 и ниже
750 850-1000
900-1050 1100 и выше
1150
5 Гибкость Наклон вперёд из положения сидя, см 11
12
2 и ниже
2
6-8
6-8
10 и выше
10
4 и ниже
5
8-10
9-11
15 и выше
16
6 Силовые Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики) кол-во раз
На низкой перекладине из виса лёжа (девочки) кол-во раз 11
12
1
1
4-5
4-6
6 и выше
7
4 и ниже
4
10-14
11-15
19 и выше
20
Уровни физической подготовленности учащихся соответствуют следующим оценкам:
Низкий – 3
Средний – 4
Высокий - 5
Критерии оценивания теории физической культуры
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
Знать основы истории развития физической культуры в России;
особенности развития избранного вида спорта;
педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и системзанятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
физиологические, основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования ндивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
психо - функциональные особенности собственного организма;
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Оценка «4» ставится:
если ответ удовлетворяет основным требованиям и ответу на оценку «5», но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов. Ответ содержит неточности в изложении материала, фактов, определения понятий, объяснение взаимосвязей и выводов. Неточности исправляются при ответе на дополнительные вопросы.
Оценка«3» ставится:
если большая часть ответа удовлетворяет требованиям и ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы и допущены неточности: учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или последовательности изложения материала, затрудняется в показе на примерах.
Оценка «2» ставится:
если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Программный материал по данному разделу рекомендуется осваивать в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств в ходе уроков или самостоятельно.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ. Основной целью усвоения данного раздела в 5—9 классах является приобретение навыка самозащиты и самообороны. Реализация этой цели обеспечивается решением задач, направленных на прочное освоение техники; приобретение умения защищаться, используя технику единоборства; дальнейшее совершенствование разнообразных технических элементов (группировка, работа в партере, повороты,) и развитие координационных и кондиционных (выносливости) способностей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
№
п/пВид программного материала
Количество часов (уроков)
Класс
6
1 Базовая часть 85
1.1 Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Естественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно воздействующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом различной направленности.
Социально-психологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно-значимых свойств и качеств. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности. Ведение тетрадей по самостоятельным занятиям физическими упражнениями, контролю за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.
Культурно-исторические основы. Основы истории возникновения и развития физической культуры, олимпийского движения и отечественного спорта. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека. Изучение учебной и специальной литературы по физической культуре, изложение взглядов и отношений к ее материальным и духовным ценностям. Самостоятельное выполнение заданий учителя на уроках физической культуры.
Приемы закаливания. Воздушные ванны. Теплые (свыше +22 °С), безразличные (+20...+22 °С), прохладные (+17...+20 °С), холодные (0...+8 °С), очень холодные (ниже 0 °С).
Солнечные ванны. Водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Дозировка данных процедур указана в программе начальной школы. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся. Пользование баней 1—2 раза в неделю. Температура в парильне +70...+90 °С (2—3 захода по 3—7 мин).
Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей. Приемы самоконтроля физических нагрузок: на выносливость, скоростной, силовой, координационной направленности. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности. В процессе урока
1.2 Спортивные игры
Баскетбол: Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м. Вырывание и выбивание мяча. Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом (1:0). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:5, 3:3
Волейбол: Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения). Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках. Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3. Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин.Бег с ускорениями, изменением направления, темпа, ритма, из различных и.п. Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3—6 м от сетки. Нижняя прямая подача мяча через сетку Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар. Комбинации из освоенныхэлементов техники перемещений и владения мячом.
Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание приемов), Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля.
11
10
1.3 Гимнастика с элементами акробатики
Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте. Сочетание различных положений рук, ног, туловища.
Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями с поворотами. Простые связки. Общеразвивающие упражнения в парах.
Мальчики: ОРУ с набивным и большим мячом, гантелями (1-3 кг). Махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор; махом назад соскок; сед ноги врозь, из седа на бедре соскок поворотом. Акробатические упражнения – стойки на лопатках. Разновидности: стойка на лопатках с касанием носками ног пола за головой; стойка на лопатках вертикально.
Девочки: ОРУ с обручами, булавами, большим мячом, палками. Наскок прыжком в упор на нижнюю жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лежа; вис присев. Прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100-110 см). Два кувырка вперед слитно; мост из положения, стоя с помощью стенки. Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения на гимнастической скамейке, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, брусьях, перекладине, гимнастическом козле и коне. Акробатические упражнения - перекаты. Разновидности: группировка, в положении лежа; группировка в приседе; перекат назад в группировке; перекат в сторону в группировке; перекат назад перекатом вперед - упор присев. Акробатические упражнения – стойки на лопатках. Разновидности: стойка на лопатках с касанием носками ног пола за головой; стойка на лопатках вертикально. Прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря. Подтягивания, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами. Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча. Разновидности ходьбы. Перешагивания. Равновесие. Приседы. Повороты. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке. Упражнения с предметами. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений. 18
1.4 Легкая атлетика
Спринтерский бег: Высокий старт. Бег с ускорением. Бег в равномерном темпе до 12 мин. Прыжки в длину с 7—9 шагов разбега. Прыжки в высоту с 3—5 шагов разбега. Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5-6 м, в горизонтальную и вертикальную цель (1x1 м) с расстояния 6—8 м, с 4—5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние. Всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учетом возрастных и половых особенностей. Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью. Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и. п, в цель и на дальность (обеими руками). 15
1.5
1.6
Лыжная подготовка
Одновременный двухшажный и бесшажный ходы. Подъем «елочкой». Торможение и поворот упором. Прохождение дистанции 3,5 км. Игры: «Остановка рывком», «Эстафета с передачей палок», «С горки на горку» и др. Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах.
Связанный с региональными и национальными особенностями
Бадминтон: История развития бадминтона. Способы держания (хватки) ракетки. Игровые стойки в бадминтоне. Передвижения: приставным шагом; скрестным шагом. Техника выполнения ударов. Техника выполнения подачи. Упражнения с жонглированием волан открытой и закрытой стороной ракетки. Передвижения из средней стойки игрока приставным шагом. Передвижения с отбиванием волана снизу открытой и закрытой стороной ракетки. Передвижение по площадке выпадами вперед. 18
13
2 Вариативная часть 17
2.1 Прикладная физическая культура. Приемы защиты и самообороны из атлетических единоборств. Страховка. Полоса препятствий. Кросс по пересеченной местности. С элементами спортивного ориентирования 3
2.2
2.3
2.4 По выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта
Баскетбол: Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м. Вырывание и выбивание мяча. Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков. Нападение быст-рым прорывом (1:0). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола
Мини Футбол Правила соревнований. Индивидуальные и групповые упражнения с мячом: удары по мячу ногой, остановка мяча ногой, отбор мяча. Передача мяча, ведение мяча, игра головой, использование корпуса, обыгрыш сближающихся противников, финты.
Плавание Основные способы плавания: кроль на груди и спине, брасс. Личная гигиена. 7
4
3
Итого 102
Календарно-тематический план
Белова Людмила Викторовна
учителя физической культуры на 2015/2016 учебный год
Календарно-тематическое планирование составлено на основе:
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Методических рекомендаций по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы основного общего образования для образовательных организаций Республики Татарстан от 19.08.2015 № 1055/15;
базисного учебного плана образовательного учреждения, составленного в соответствии с методическими рекомендациями по разработке учебного плана основного и среднего общего образования для общеобразовательных организаций Республики Татарстан от 19.08.2015 № 1063/15;
Учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011) с учетом требований Регионального компонента РТ и психолого – педагогических закономерностей усвоения знаний, их доступности для учащихся, уровня подготовки по физической культуре,
Предмет Класс Всего кол-во часов Кол-во часов в неделю Учебники
Физическая культура 6 102
3
Физическая культура. 1-11 классы, под редакцией В.И. Ляха, М., Просвещение, 2011
Методическая тема на 2015/2016 учебный год
Районная методическая тема: Школьная методическая тема: Учителя
«Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся»
«Формирование компетенции учителя и учащихся, как средство повышения качества образования универсальных учебных действий учащихся» «Формирование представлений учащихся о влиянии вредных привычек на здоровье, физическое развитие физические качества человека»
6. Календарно-тематическое планирование по физической культуре 6 класс (3 ч в неделю, всего 102 часа)
№ урок
а № урока Изучаемый раздел,
тема учебного
материала
Количество часов Календарные
сроки Фактические сроки Контрольно-измерительные
материалы
6 А6 Б6 В6 А 6 Б6 ВПредметные
результаты
Метапредметные результаты Личностные результаты I четверть – 27/27 Легкая атлетика – 15 часов
1
1 Инструктаж по ТБ при занятиях легкой атлетикой. Высокий старт
от 10 до 15 м.
1 2.09 2.09 1.09 Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой
Уметь пробегать с максимальной скоростью 60 м с низкого старта
Измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий
Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены Смотри уровень физической подготовленности учащихся
2 2 Овладение техникой спринтерского бега. 1 4.09 3.09 2.09 3 3 Скоростной бег до 40м. 1 7.09 4.09 4.09 4 4 Бег на результат 60м. 1 9.09 9.09 8.09 5 5 Овладение техникой длительного бега. 1 11.09 10.09 9.09 Уметь бегать в равно мерном темпе до 20 минут Смотри уровень физической подготовленности учащихся
6 6 Бег на 1000 м. 1 14.09 11.09 11.09 7
7
6-минутный бег, м. 1 16.09 16.09 15.09 8 8 Овладение техникой прыжка в длину. 1 18.09 17.09 16.09 Уметь прыгать в длину с разбега Мальчики: 340,320, 300
Девочки: 300,280,260
9 9 Прыжок в длину способом «согнув ноги». 1 21.09 18.09 18.09 10 10 Прыжок с 7-9 шагов разбега. 1 23.09 23.09 22.09 11 11 Овладение техникой прыжка в высоту. 1 25.09 24.09 23.09 Уметь прыгать в высоту с разбега
Уметь метать малый мяч 12
12 Прыжок в высоту «перешагивание». 1 28.09 25.09 25.09 13 13 Овладение техникой метания теннисного мяча с места на дальность отскока от стены. 1
30.09 30.09 29.09 14 14 Метание теннисного мяча с места на заданное расстояние. 1
2.10 1.10 30.09 15 15 Метание теннисного мяча с разбега. 1
5.10 2.10 2.10 Оценить метание малого мяча на дальность
Бадминтон 13 часов
16 1 Инструктаж по ТБ при занятиях бадминтоном. История развития бадминтона. 1 7.10 7.10 6.10 История развития бадминтона. Организация и проведение занятий бадминтоном. Способы самоконтроля на занятиях бадминтоном. Правила поведения учащихся во время занятий.
Влияние занятий бадминтоном на организм человека. Уметь держать (хватку) ракетки Подготовка мест занятий.
Выполнение обязанностей командира отделения, помощника судьи. 17 2 Способы держания (хватки) ракетки. Игровые стойки в бадминтоне. 1 9.10 8.10 7.10 18 3 Передвижения: приставным шагом, скрестным шагом. 1 12.10 9.10 9.10 Уметь принимать игровые стойки, передвижения в бадминтоне Оценить способы держания (хватки) ракетки, стойки, передвижения в бадминтоне
19 4 Самоконтроль на занятиях бадминтоном. Игра в бадминтон. 1 14.10 14.10 13.10 Оценить технику ударов, подачи, поворотов на месте и в движении.
20 5 Техника выполнения ударов. Игра в бадминтон. 1 16.10 15.10 14.10 21 6 Техника выполнения при подаче. Игра в бадминтон. 1 19.10 16.10 16.10 Уметь группироваться при подаче 22 7 Совершенствование техники поворотов на месте и в движении. 1 21.10 21.10 20.10 Уметь держать стойку при жонглировании волана 23
24 8
9 Упражнение с жонглированием волана открытой и закрытой стороной ракетки. 1 23.10 22.10 21.10 Упражнение с жонглированием волана открытой и закрытой стороной ракетки. Учебная игра. 1 26.10 23.10 23.10 25 10 Передвижения из средней стойки игрока приставным шагом. Совершенствование техники удара. 1 28.10 28.10 27.10 Оказание первой помощи при травмах
Упражнения в парах, совершенствование ударов и подачи Уметь принимать стойку для принятия волана Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом
26 11 Передвижения с отбиванием волана снизу открытой и закрытой стороной ракетки. Совершенствование техники подачи.
1 30.10 29.10 28.10 27 12 Учебная игра в бадминтон. 1 9.11 30.10 30.10 II четверть – 21/48 28 13 Передвижения по площадке выпадами вперед. Игра в бадминтон. 1 13.11 11.11 10.11 Оказание первой помощи при травмах
Оценить технику передвижения по площадке.
Гимнастика – 18 часов
29 1 Инструктаж по ТБ при занятиях гимнастикой. Строевые упражнения. Выполнение команды «Прямо!», поворотов направо, налево в движении. 1 16.11 12.11 11.11 Знать правила ТБ на уроках гимнастики. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений.
Уметь выполнять комбинацию из разученных элементов, строевые упражнения Значение гимнастических упражнений
для развития координационных способностей; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для самостоятельной тренировки
30 2 Перестроение из колонны по одному в колонну по двое. 1 18.11 13.11 13.11 31 3 Висы. 1 20.11 18.11 17.11 32 4 Висы. 1 23.11 19.11 18.11 33 5 Подтягивание в висе. 1 25.11 20.11 20.11 34 6 Сочетание различных положений рук,ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. 1 27.11 25.11 24.11 Уметь выполнять комбинацию из разученных элементов, строевые упражнения 35 7 Сочетание различных положений рук,ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. 1 30.11 26.11 25.11 Оценка техники выполнения акробатических элементов
36 8 Комбинация в равновесии. 1 2.12 27.11 27.11 Уметь выполнять опорный прыжок, Выполнение на оценку комбинации в равновесии
37 9 Опорный прыжок. 1 4.12 2.12 1.12 38 10 Опорный прыжок. 1 7.12 3.12 2.12 39 11 Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись. 1 9.12 4.12 4.12 40 12 Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись. 1 11.12 9.12 8.12 41 13 Акробатика. Строевой шаг. 1 14.12 10.12 9.12 Оценка техники выполнения акробатических элементов
42 14 Акробатика. Строевой шаг. 1 16.12 11.12 11.12 43 15 Мальчики: кувырок вперед и назад, длинный кувырок, стойка на голове и руках.
Девочки: мост , кувырки вперед и назад. 1 18.12 16.12 15.12 Уметь выполнять кувырки вперед и назад 44 16 Кувырок вперед и назад. 1 21.12 17.12 16.12 Уметь выполнять кувырки вперед и назад 45 17 На освоение акробатических упражнений. 1 23.12 18.12 18.12 Оценка техники выполнения акробатических элементов
46 18 На освоение акробатических упражнений
1 25.12 23.12 22.12 III четверть –30/78 Лыжная подготовка 18 часов
47 1 Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы. 2 11.01
13.01 24.12 23.12 Знать правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта.. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах Уметь передвигаться лыжными ходами Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами
48 2 50 3 Прохождение дистанции 3 км. 1 15.01 25.12 25.12 Уметь подниматься «полуёлочкой» 51 4 Подъем «полуелочкой». 2 18.01 13.01 12.01 52 5 20.01 14.01 13.01 Уметь тормозить плугом 53 6 Прохождение дистанции 3 км. 1 22.01 15.01 15.01 54 7 Торможение «плугом».
Повороты переступанием 2 25.01 20.01 19.01 Уметь проходить дистанцию в равномерном темпе 55 8 27.01 21.01 20.01 56 9 Прохождение дистанции 3 км. 1 29.01 22.01 22.01 Оценка техники вы-полнения ходов
57 10 Подъем «полуелочкой». 2 1.02 27.01 26.01 58 11 3.02 28.01 27.01 Оценка техники вы-полнения подъем «полуелочкой»
59 12 Прохождение дистанции 3 км. 1 5.02 29.01 29.01 60 13 Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы. 2 8.02 3.02 2.02 61 14 10.02 4.02 3.02 62 15 Прохождение дистанции 3 км. 1 12.02 5.02 5.02 Без учёта времени.Оценка техники вы-полнения торможение «плугом».
63 16 Торможение «плугом». Повороты переступанием 1 15.02 10.02 9.02 64 17 Совершенствование техники лыжных ходов.
1 17.02 11.02 10.02 65 18 Совершенствование техники торможение «плугом».
1 19.02 12.02 12.02 Уметь проходить дистанцию в равномерном темпе Волейбол 10 часов
66 1 Стойка и передвижение игрока. 1 22.02 17.02 16.02 Знать. Терминологию избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений (быстрый, прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми Уметь выполнять правила ТБ- играть в волейбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры
Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр 67 2 Перемещение в стойке. 1 24.02 18.02 17.02 68 3 Передача двумя руками сверху на месте. 1 26.02 19.02 19.02 Оценка техники передачи в двойках после перемещения
69 4 Подвижные игры с эле ментами волейбола. 1 29.02 24.02 24.02 70 5 Передача двумя руками сверху в парах. 1 2.03 25.02 26.02 71 6 Прием мяча снизу двумя руками над собой. 1 4.03 26.02 1.03 72 7 Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. 1 7.03 2.03 2.03 Оценка техники нижней прямой подачи
73 8 Нижняя прямая подача с 3-6 м. 1 9.03 3.03 4.03 74 9 Освоение техники нижней
прямой подачи. 1 11.03 4.03 9.03 75 10 Освоение техники прямого нападающего удара 1 14.03 9.03 11.03 Баскетбол 18 часов
76 1 Инструктаж по ТБ при занятиях баскетболом. Передачи мяча разными способами на месте. 1 16.03 10.03 15.03 (быстрый, прорыв,расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры. Оценка техники передвижений, остановок, поворотов и стоек
77
2 Личная защита. Учебная игра. 1 18.03 11.03 16.03 IV Четверть – 21/102
78 3 Бросок одной рукой от плеча с места с сопротивлением. 1 30.03 16.03 18.03 Оценка техники ловли и передачи мяча
79 4 Передачи мяча разными способами в движении в тройках 1 1.04 17.03 30.03 80 5 Передачи мяча разными способами в движении в тройках, в сопротивлении 1 4.04 18.03 1.04 81 6 Ведение мяча на месте и в движении. 1 6.04 30.03 5.04 Знать. Правила и организация избранной игры(цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры Оценка техники передвижений, остановок, поворотов и стоек
Оценка техники ловли и передачи мяча
82 7 Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах 1 8.04 31.03 6.04 83 8 Игра в мини-баскетбол. 1 11.04 1.04 8.04 84 9 Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах. 1 13.04 6.04 12.04 85 10 Игра в мин-баскетбол. 1 15.04 7.04 13.04 86 11 Ведение мяча в движении шагом, бегом. 1 18.04
8.04 15.04 Смотри уровень физической подготовленности учащихся
87 12 Остановка прыжком.
Челночный бег 3х10м. 1 20.04
13.04 19.04 88 13 Бросок двумя снизу в движении. 1 22.04 14.04 20.04 895вершенствование 14 Бросок двумя руками от головы с места. 1 25.04 15.04 22.04 Оценка техники ведения мяча
90 15 Ведение мяча с изменением скорости. 1 27.04 20.04 26.04 Оценка техники ведения мяча
91 16 Ловля мяча двумя руками от груди в квадрате, в круге. 1 29.04 21.04 27.04 92 17 Освоение индивидуальной техники защиты. 1 2.05
22.04 29.04 93 18 Закрепление техники владения мячом и развитие 1 4.05
27.04 3.05 Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом Мини-футбол 3 часа
94 1 Ведение мяча (по прямой, «змейкой»,с обеганием лежащих и стоящих предметов). 1 6.05 28.04 4.05 Знать. Терминологию избранной спортивной игры; техника, передачи, ведения мяча; тактика нападений (расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита).
Уметь играть в мини-футбол, выполнять правильно технические действия Помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры. Правила самоконтроля Оценка техники остановки мяча.
95 2 Удары с места и в движении. 1 11.05 29.04 6.05 96 3 Остановка катящегося мяча. 1 13.05 4.05 10.05
Плавание 3 часа
97 1 Инструктаж по ТБ при занятиях по плаванию. Основные способы плавания: кроль на груди и спине, брасс. Личная гигиена. 1 16.05 5.05 11.05 Правила техники безопасности при занятиях по плаванию
Уметь держаться на воде Технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации
98 2 Техника безопасности по плаванию 1 18.05 6.05 13.05 Координационные способности
Влияние занятий плаванием на развитие выносливости,
99 3 Правила поведения на воде и оказание первой медицинской помощи 1 20.05 11.05 17.05 Уметь оказать первую медицинскую помощь Уметь плавать, выполнять правильно движения рук, ног и туловища Прикладная физическая культура 3 часа
100-101 1
2 Приемы защиты и самообороны. 2 23.05
25.05 12.05
13.05
18.05
20.05
Правила техники безопасности при занятиях по плаванию. Влияние занятий плаванием на развитие выносливости, координационных способностей. Уметь плавать, правильно движение рук, ног и туловища. Технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации. 102 3 Страховка. Полоса препятствий. 1 27.05 18.05 24.05 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Предмет Класс Программа Учебник Аннотация к УМК
Физическая культура 5 – 7 класс Примерная программа основного общего образования по физической культуре. (стандарты 2011 года).
Лях В.И., Зданевич А.А. «Комплексная программа физического воспитания», 1-11 классы, М.: Просвещение, 2007-2012. Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. «Физическая культура. 5-7 классы». Учебник Учебник являются составной частью завершённой предметной линии УМК Лях В.И., Виленский М.Я. 5-9 классы (издательство «Просвещение»). Учебник переработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и авторской программой «Физическая культура. 5–9 классы» (автор – В.И. Лях). В учебнике даются основные сведения о здоровье и здоровом образе жизни, о влиянии физических упражнений на системы организма человека, о самоконтроле и оказании первой помощи при травмах. Большое внимание уделено развитию двигательных способностей, а также двигательным умениям и навыкам в изучаемых видах спорта.
Физическая культура 5 класс Матвеев А.П. «Программа общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Основная школа (5- 9 классы). Матвеев А.П. «Физическая культура. 5 класс». Учебник Материал учебника раскрывается в соответствии с дидактическими правилами: от известного к неизвестному, от простого к сложному. Учебник содержит как теоретический, так и практический материал, который поможет учащимся повторить и закрепить полученные на уроках знания, умения, навыки. Учебник составлен в соответствии с ФГОС основного общего образования и авторской программой «Физическая культура. 5–9 классы» (автор – А.П. Матвеев).
материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения Количество Примечание
Спортивный инвентарь 6 Мячи, гимнастические палки, набивные мячи, гимнастические маты, скакалки, лыжи.
Спортивное оборудование 5 Канат, оборудование для прыжков в высоту, сектор для прыжков (яма с песком), козел гимнастический, рулетка измерительная.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1 Библиотечный фонд «1 сентября»
Печатные пособия Технические средства обучения 1 Компьютер
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Знания о физической культуре
Обучающейся научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Обучающийся научится:
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Обучающийся получит возможность научиться:
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Обучающийся научится:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.