Рабочая программа по физкультуре 1 класс УМК «Перспектива»
Управление образования администрации Тамбовского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и согласована
методическим советом
Протокол № __
от _______________ 2014 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Стрелецкая СОШ»
________________ С.В. Вязовова
Приказ № ____ от __________________ 2014 г.
Рабочая программа
по физической культуре
УМК «Перспектива»
для 1 класса
начального общего образования
(базовый уровень)
на 2014-2015 учебный год
Учитель: Беляева Ольга Борисовна
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физическая культура 1 класс
УМК «Перспектива»
Роль и место дисциплины
При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания и самореализации. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности, целью данной программы по физической культуре является формировании у учащихся 1 классов основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образовании, согласно образовательной программе и учебному плану филиала МБОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа » в с. Красная Криуша на 2014-2015 учебный год.
Цели и задачи
совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании;
обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической
подготовленности;
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Специфика программы
Структура и содержание учебного предмета задаются в данной программе в конструкции двигательной деятельности и направлена на воспитание высоконравственных, творческих , компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Основные содержательные линии
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Формы организации учебного процесса
В начальной школе характеризуются разнообразными уроками физической культуры, физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и самостоятельными занятиями физическими упражнениями.
Типы уроков:
ОНЗ - урок «открытия» нового знания
Р - урок рефлексии
ОН - урок общеметодологической направленности
РК - урок развивающего контроля
КЗ – урок контрольных знаний
Итоговый контроль
Итоговый и текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в виде зачетной работы по каждому виду спорта.
Объем и сроки обучения
На изучение русского языка отводится 3 часа в неделю, всего - 99 часов:
I четверть - 27 часов
II четверть - 21 часов
III четверть - 27 часов
IV четверть - 24 часов
Структура и содержание
Теория физической культуры (6 ч)
Знания о физической культуре . Физическая культура.
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры.
История развития физической культуры и первых соревнований.
Особенности физической культуры разных народов. Её связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения.
Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием
основных физических качеств. Физическая подготовка и её связь; с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физической деятельности. Самостоятельные занятия.
Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки). Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы
тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения.
Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнении. Гимнастика для глаз.
Гимнастика с основами акробатики (44 ч)
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группе; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост. Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания и переползания; передвижение по наклонной гимнастической скамейке. Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи. Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги. Опорный прыжок с разбега через гимнастического козла.
Хореографическая подготовка.
Хореография как система различных форм занятий по укреплению здоровья человека. Азбука музыкального движения, классический экзерсис, народно-характерный танец, историко-бытовой, бальный, корригирующая гимнастика как структурные составляющие предмета, развивающие физически здоровую, духовно нравственную, творческую личность.
Общеразвивающие упражнения
(на материале гимнастики с основами акробатики: развитие гибкости, координации, силовых способностей, формирование осанки; на материале легкой атлетики: развитие координации, быстроты, выносливости, силовых способностей; на материале лыжной подготовки: развитие координации, выносливости).
Легкая атлетика (14 ч)
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание. Броски: большого мяча (I кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжная подготовка (26 ч)
Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Подвижные и спортивные игры (9 ч)
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижений на лыжах, упражнения на выносливость и координацию. На материале спортивных игр: Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола. Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Подвижные игры разных народов.
Требования к результатам
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского государства;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных нестандартных ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и т. д.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека;
представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерение индивидуальных показателей физического развития, развитие основных физических качеств;
оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
бережное обращение с инвентарем и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения;
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях;
выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.
Учебно-тематический план
Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 99 часов в год, 3 часа в неделю.
Учебный материал распределён по разделам:
Тема Кол-во
часов Вид контроля
Подтягивание Прыжок Челночный бег Бег
Теория физической культуры 6 1 1 1 1
Гимнастика с элементами акробатики 44 - 1 - -
Легкая атлетика 14 1 1 1 1
Лыжная подготовка 26 - - - -
Подвижные игры 9 - - - -
Итого 99 ч Уровень физической подготовленности обучающихся
В результате освоения данной образовательной программы учащиеся 1 класса должны демонстрировать
определённый уровень физической подготовленности по следующим нормативам:
Контрольные упражнения Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Мальчики Девочки
Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа 11-12 9-10 7-8 9-10 7-8 5-6
Прыжок в длину с места 118-120 см115-117 см105-114 см116-118 см113-115 см95-112 смНаклон вперёд, не сгибая ног Коснуться лбом колен Коснуться ладонями пола Коснуться пальцами пола Коснуться лбом колен Коснуться ладонями пола Коснуться пальцами пола
Бег 30 м с высокого старта 6,2 – 6,0 сек 6,7 – 6,3 7,2 – 7,0 6,3 -6,1 6,9-6,5 7,2-7,0
Бег 1000 м Без учёта времени
Тестирование уровня физической подготовленности учащихся 1 классов
№п/п Физические способности Контрольное упражнение(тест) Уровень
Мальчики Девочки
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
1 Скоростные Бег 30 м, с 7,5 7,3-6,2 5,6 7,6 7,5-6,4 5,8
2 Координа-ционные Челночный бег 3х10 м, с 11, 2 10,8-10,3 9,9 11,7 11,3-10,6 10,2
3 Скоростно-силовые Прыжок в длину с места, см 100 115-135 155 90 110-130 150
4 Выносливость 6-минутный бег, м 700 730-900 1100 500 600-800 900
5 Гибкость Наклон вперед из положения сидя, см 1 3-5 9 2 6-9 11,5
6 Силовые Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики)на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки) 1 2-3 4 2 4-8 12
Тематическое планирование по Физической культуре
УМК «Перспектива»
1 класс (99 часов)
Название раздела, темы раздела
Характеристика деятельности учащихся
Понятие о физической культуре.
Правила по технике безопасности на уроках физической культуры.
Физическая культура как система разнообразных занятий физическими упражнениями, закаливанием, подвижными и спортивными играми, туризмом. Связь занятий физической культурой со здоровьем, физическим развитием и физической подготовленностью.
Раскрывать понятие «физическая культура».
Характеризовать основные формы занятий (например, утренняя зарядка, закаливание, уроки физической культурой, занятия в спортивных секциях, игры во время отдыха, туристские походы). Раскрывать положительное влияние занятий физической культурой на укрепление здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности.
Рассказывать об основных способах передвижения древних людей, объяснять значение бега, прыжков и лазанья в их жизнедеятельности. Называть виды спорта, входящие в школьную программу. Определять виды спорта по характерным для них техническим действиям. Называть основные способы передвижения животных. Определять с помощью каких частей тела выполняются передвижения.
Находить отличительные признаки в передвижениях человека и животных.
Объяснять на примерах важность бега, прыжков, лазанья, плавания, передвижения на лыжах для жизни каждого человека.
Рассказывать о правильном подборе одежды для игр и прогулок на свежем воздухе в зависимости от погодных условий.
Объяснять пользу подвижных игр.
Использовать подвижные игры для организации активного отдыха и досуга.
Выбирать для проведения подвижных игр водящего и капитана команды.
Распределять на команды с помощью считалок.
Как возникли физические упражнения.
Связь физических упражнений с жизненно важными способами передвижения древнего человека. Значение физической подготовленности для жизнедеятельности древнего человека.
Чему обучают на уроках физической культуры.
Виды спорта, входящие в школьную программу: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол), лыжные гонки, плавание.
Виды ходьбы с различным положением рук под счет. Правила по технике безопасности на уроках легкой атлетики.
Многообразие передвижений в животном мире. Способы передвижения, выполняемые с помощью разных частей тела. Сочетание различных видов ходьбы. Подвижные игры.
Жизненно важные способы передвижения человека (ходьба, бег, лазанья и др.). Развитие скоростных качеств. Бег с чередованием с ходьбой.
Важность правильного выбора одежды для занятий физической культурой. Подбор одежды в зависимости от погодных условий. Челночный бег. Развитие выносливости. Понятие «скорость бега».
Подвижные игры, их значение для физического развития. Самостоятельная организация и проведение игр, распределение на команды с помощью простейших считалок.
Режим дня и личная гигиена. Подвижные игры во время прогулок.
Режим дня как план основных дел, намеченных на день. Составление индивидуального режима дня по образцу.
Раскрывать значение режима дня для жизни человека.
Выделять основные дела, определять их последовательность и время проведения в течение дня.
Составлять индивидуальный режим дня, пользуясь образцом.
Развитие скоростно-силовых качеств. Броски большого мяча. ТБ.
Утренняя зарядка и ее значение для организма человека. Основные части тела человека. Упражнения утренней зарядки. Раскрывать значение утренней зарядки, ее положительное влияние на организм человека.
Называть основные части тела человека, которые участвуют в выполнении физических упражнений.
Называть упражнения, входящие в комплекс утренней зарядки.
Выполнять упражнения утренней зарядки.
Физкультминутка.
Физкультминутка и ее значение для организма человека. Упражнения, входящие в комплекс физкультминуток.
Рассказывать о значении физкультминутки, ее положительном влиянии на организм.
Выполнять упражнения, входящие в комплекс физкультминуток (сидя на стуле, стоя на месте и др.).
Личная гигиена
Личная гигиена, ее основные процедуры. Связь личной гигиены со здоровьем человека.
Рассказывать о личной гигиене, ее основных процедурах и значении для здоровья человека.
Осанка. Что такое осанка.
Осанка. Основные признаки правильной и неправильной осанки.
Определять осанку, как привычное положение тела, когда человек стоит, сидит или передвигается.
Называть основные признаки правильной или неправильной осанки.
Упражнения для осанки.
Упражнения для формирования правильной осанки. Их отличие от других физических упражнений. Упражнения с предметами на голове (стоя у стены и в передвижении). Упражнения для укрепления мышц туловища (без предметов и с предметами).
Называть физические упражнения для формирования правильной осанки.
Определять назначение каждой группы упражнений.
Называть правила выполнения упражнений для формирования правильной осанки.
Демонстрировать правильное выполнение упражнений для формирования осанки.
Передвижение на лыжах. Основная стойка лыжника.
Техника выполнения основной стойки лыжника на месте и при спуске с пологого склона.
Описывать технику выполнения основной стойки, объяснять, в каких случаях она используется лыжниками.
Демонстрировать технику выполнения основной стойки лыжника при передвижении и спуске с небольших пологих склонов.
Ступающий шаг.
Имитационные упражнения для освоения техники ступающего и скользящего шагов. Передвижения на лыжах ступающим шагом без палок.
Демонстрировать технику передвижения на лыжах ступающим шагом.
Выполнять разученный способ передвижения на лыжах в условиях игровой деятельности.
Скользящий шаг.
Передвижение на лыжах скользящим шагом без палок.
Демонстрировать технику передвижения на лыжах скользящим шагом.
Выполнять разученный способ передвижения на лыжах в условиях игровой деятельности.
Одежда лыжника.
Правила выбора одежды для занятий лыжной подготовкой. Возможные травмы во время занятий лыжной подготовкой и основные причины их возникновения.
Правильно выбирать одежду и обувь для лыжных прогулок в зависимости от погодных условий.
Одеваться для занятий лыжной подготовкой с учетом правил и требований безопасности.
Команды лыжнику.
Организующие: «Лыжи на плечо!»; «Лыжи под руку!»; «На лыжи становись!». Передвижение в колонне с лыжами на плече и с лыжами под рукой.
Выполнять организующие команды стоя на месте и при передвижении.
Передвигаться на лыжах в колонне с соблюдением дисциплинарных правил.
Строевые упражнения. Построения.
Строевые команды: «В одну шеренгу становись!»; «Равняйсь!»; «Направо!»; «Налево!»; «Смирно!»; «Шагом марш!»; «На месте стой!». Строевые построения: в колонну по одному, в колонну по два, в две шеренги. Значение строевых упражнений для занятий физической культурой. Правила выполнения строевых упражнений.
Характеризовать строевые упражнения как совместные действия учащихся, необходимые для предупреждения травматизма на уроках физической культуры.
Объяснять и демонстрировать технику выполнения строевых команд.
Называть способы построения и различать их между собой.
Называть правила выполнения строевых упражнений.
Исходные положения.
Основные исходные положения (стойки, упоры, седы, приседы, положения лежа). Значение исходных положений для выполнения физических упражнений.
Называть основные исходные положения.
Выполнять основные исходные положения (стойки, упоры, седы, приседы и др.).
Основные способы передвижения. Простые способы передвижения.
Ходьба и бег как самые распространенные способы передвижения человека. Общие признаки и различия в технике выполнения ходьбы и бега.
Находить отличия в технике выполнения ходьбы и бега от других способов передвижения человека (например, прыжков, кувырков и др.).
Определять общие признаки и различия в технике выполнения ходьбы и бега.
Сложные способы передвижения.
Как изменить скорость передвижения.
Сложные способы передвижения ходьбой и бегом (например, боком, спиной вперед). Причины, вызывающие трудности выполнения различных способов передвижения. Изменение скорости ходьбы и бега.
Выполнять сложные способы передвижения (ходьба или бег спиной вперед, ходьба или бег боком).
Определять причины возникновения трудностей в выполнении сложных способов передвижения.
Объяснять возможность изменения скорости передвижения в беге и ходьбе за счет частоты шагов.
Демонстрировать изменение скорости передвижения при беге и ходьбе.
Как составлять комплекс утренней зарядки.
Правильная последовательность выполнения упражнений утренней зарядки. Самостоятельное составление комплекса упражнений утренней зарядки. Объяснять значение физических упражнений, входящих в утреннюю зарядку.
Определять последовательность упражнений при самостоятельном составлении комплекса утренней зарядки.
Составлять самостоятельно комплекс утренней зарядки.
Составлять и регулярно обновлять индивидуальный комплекс утренней зарядки из ранее разученных упражнений по образцу.
Подвижные игры.
Правила и игровые действия подвижных игр для общефизического развития («Пятнашки», «Охотники и утки», «Горелки»), для совершенствования техники передвижения на лыжах («Кто прокатится», «Охотник и олени», «Встречная эстафета»), для закрепления навыков в сложных способах передвижения («Тройка», «Рыбки», «Раки», «Бой петухов»), для развития основных физических качеств («Не попади в болото», «Волк во рву», «Выстрел в небо», «Салки-догонялки», «Совушка», «Не оступись», «Брось-поймай», «Пингвины с мячом», «Кто быстрее»). Называть правила подвижных игр и выполнять их в процессе игровой деятельности.
Подготавливать игровые действия в условиях учебной и игровой деятельности.
Подготавливать площадки для проведения подвижных игр в соответствии с их правилами.
Проявлять смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игры.
Моделировать игровые ситуации.
Регулировать эмоции в процессе игровой деятельности, уметь управлять ими.
Общаться и взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой деятельности.
Развитие положительных качеств личности и закрепление выполнения правил взаимодействия в условиях игровой деятельности.
Упражнения утренней зарядки, выполняемые в определенной последовательности: на потягивание, для усиления дыхания, для мышц рук, туловища, спины, живота, ног, прыжковые упражнения, упражнения для восстановления дыхания.
Демонстрировать технику выполнения упражнений утренней зарядки, определять направленность их воздействия.
Выполнять комплексы утренней зарядки, соблюдать последовательность выполнения упражнений и заданную дозировку.
Комплексы упражнений утренней зарядки № 1, № 2, № 3.
Упражнения физкультминуток сидя на стуле, для пальцев рук.
Правильная последовательность выполнения упражнений в комплексах физкультминуток и их оптимальная дозировка.
Упражнения с предметами на голове и их назначение.
Упражнения для укрепления мышц туловища с предметами на голове, стоя у стены; с предметом на голове в движении; без предметов; с предметами. Их назначение.
Организующие команды, выполняемые стоя на месте и при передвижении: «Вольно!», «Равняйсь!»; «Смирно!»; «Шагом марш!»; «На месте!», «Группа, стой!».
Выполнять комплексы упражнений физкультминутки для профилактики утомления крупных (туловищных) и мелких (пальцев) мышечных групп.
Выполнять упражнения, входящие в комплексы упражнений для профилактики и коррекции осанки.
Соблюдать последовательность в их выполнении и заданную дозировку.
Выполнять организующие команды по распоряжению учителя.
Соблюдать дисциплину и четко взаимодействовать с товарищами при выполнении строевых упражнений (например, во время построения в шеренгу и перестроения из шеренги в колонну; при передвижении строем и т.п.).
Построение в шеренгу и колонну по ориентирам. Перестроение из шеренги в колонну и обратно уступами. Повороты прыжком по командам: «Прыжком налево!», «Прыжком направо!».
Основные виды гимнастических стоек: основная стойка, руки на поясе; стойка ноги врозь; стойка на коленях. Техника правильного их выполнения. Основные виды гимнастических упоров: упор присев; упор лежа; упор стоя на коленях; упор в седее на пятках. Техника правильного их выполнения.
Основные виды седов: сед углом руки вперед; сед углом руки за голову. Техника их выполнения.
Основные виды приседов: присед руки на поясе; присед руки в стороны; присед руки вверх; присед руки вперед; присед руки за голову. Техника их выполнения.
Основные виды положений лежа: на животе; на спине; на левом боку; на правом боку. Обучить технике их выполнения.
Техника выполнения переката в группировке на спине. Техника выполнения группировки из положения стоя и группировки из положения лежа на спине.
Фрагменты акробатических комбинаций, составленных из хорошо освоенных акробатических упражнений.
Техника выполнения лазанья по гимнастической стенке в горизонтальном направлении в правую и левую стороны. Техника выполнения лазанья по гимнастической стенке в вертикальном направлении вверх и вниз.
Техника преодоления полос препятствий, включающих в себя: ползание на боку, спине, по-пластунски; лазанье по гимнастической стенке; перепрыгивание через напольное гимнастическое бревно и гимнастическую скамейку; запрыгивание на горку матов с последующим спрыгиванием; ходьбу и бег простыми и сложными способами.
Техника преодоления полос препятствий, включающих в себя освоенные двигательные действия.
Техника выполнения бега с высоким подниманием бедра; бегом с переходом на поочередные прыжки на правой и левой ноге; бега с ускорением; бега с изменяющимся направлением передвижения (змейкой и по кругу).
Техника выполнения прыжков: на месте (на одной и двух ногах, с поворотами вправо и влево); с продвижением вперед и назад (толчком одной и двумя ногами); левым и правым боком (толчком двумя ногами); в длину и высоту с места (толчком двумя ногами).
Техника выполнения основной стойки при передвижении и спуске на лыжах с небольших пологих склонов. Техника выполнения ступающего шага. Техника выполнения скользящего шага.
Игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись – разойдись»; «Смена мест».
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» и т. п..
Подвижные игры: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний» и т.д.
Подвижные игры: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире» и т. п.
Удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места. Удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с одного и двух шагов разбега. Передача мяча в парах и тройках (на расстоянии 2-3 м).
Передача и ловля двумя руками стоя на месте низко летящего мяча. Передача и ловля двумя руками мяча, летящего на уровне груди. Бросок мяча двумя руками снизу стоя на месте.
Национальные игры. Отражение в них традиций культурных ценностей своего народа.
Гимнастические упражнения для развития основных мышечных групп и физических качеств. Их правильное самостоятельное выполнение учащимися.
Легкоатлетические упражнения для развития основных мышечных групп и физических качеств. Их правильное самостоятельное выполнение учащимися. Упражнения лыжной подготовки для развития основных мышечных групп и физических качеств. Их правильное самостоятельное выполнение учащимися.
Развивать физические качества посредством физических упражнений из базовых видов спорта. Называть основные виды стоек, упоров, седов и др.
Демонстрировать технику выполнения разученных стоек, седов, упоров, приседов, положений лежа на спине, перекатов на спине, группировок из положения стоя и лежа на спине.
Выполнять фрагменты акробатических упражнений. Например: переход из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно; группировка в положении лежа на спине и перекаты вперед; назад в группировке; из положения в группировке переход в положение лежа на спине (с помощью); из приседа перекат назад с группированием и обратно (с помощью).
Выполнять акробатические комбинации из ранее хорошо освоенных прикладных упражнений в условиях учебной и игровой деятельности
Демонстрировать технику упражнений, разученных для преодоления искусственных полос препятствий.
Демонстрировать технику выполнения разученных беговых упражнений в стандартных условиях (не изменяющихся).
Демонстрировать технику выполнения разученных прыжковых упражнений в стандартных условиях.
Демонстрировать основную стойку лыжника.
Демонстрировать технику выполнения скользящего шага в процессе прохождения учебной дистанции.
Демонстрировать технику выполнения разученных способов передвижения на лыжах в условиях игровой деятельности.
Участвовать в подвижных играх.
Проявлять интерес и желание демонстрировать свои физические возможности и способности, технику выполнения освоенных двигательных действий.
Проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе подвижных игр.
Проявлять доброжелательность, сдержанность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности.
Проявлять положительные качества личности в процессе игровой деятельности (смелость, волю, решительность, активность, инициативность).
Демонстрировать разученные технические приемы игры в футбол.
Выполнять разученные технические приемы игры в футбол в стандартных и вариативных (игровых) условиях.
Характеризовать и демонстрировать технические примы в баскетбол.
Выполнять разученные технические приемы игры в баскетбол в стандартных и вариативных (игровых) условиях.
Интересоваться культурой своего народа, бережно относиться к его традициям, обрядам, формам поведения и взаимоотношения.
Принимать активное участие в национальных играх, включаться в соревновательную деятельность по национальным видам спорта.
Выполнять дома общеразвивающие упражнения для развития основных физических качеств.
Воспроизводить требуемую (заданную по образцу) дозировку физической нагрузки
Демонстрировать приросты результатов в показателях развития основных физических качеств.
Программно-методическое обеспечение
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785)
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год.
Сборник программ УМК «Перспектива» - изд-во «Просвещение», 2011
Методические пособия для учащихся, учебники
А.П. Матвеев Физическая культура. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений – М., 2013 г.
Методические пособия для учителя
1) Матвеев А.П., Петров Т.В., Оценка качества подготовки учащихся начальной школы по физической культуре. М.: Дрофа, 2002 г.
2) Мишин Б.И.. Настольная книга учителя физкультуры: справочно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2003 г.
3) Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Волгоград. Автор-составитель А.Ю. Патрикеев.
Технические средства обучения
Классная доска
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Литература и средства обучения
Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр, кроме специально оговоренных случаев)
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экземпляра на двух учащихся)
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экземпляров)
№ Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1 Учебно-методические комплекты по физической культуре для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.) 2 Стандарт начального образования и документы по его реализации 3 Примерная программа начального образования по физической культуре . Печатные пособия 1 Матвеев А.П., Петрова Т.В., Оценка качества подготовки учащихся начальной школы по физической культуре. М.: Дрофа, 2002.
Экранно-звуковые пособия 1 Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения