Статья Пути совершенствования системы профессионального образования в области проектирования одежды
Богодухова Е.В. – преподаватель колледжа декоративно-прикладного искусства им. Карла Фаберже (г.Москва),
аспирантка Московского Государственного Университета Технологии и Управления имени К.Г. Разумовского
Пути совершенствования системы профессионального образования в области проектирования одежды
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проектирование, профессиональная подготовка, форма тела,
одежда.
Структурные и содержательные изменения в системе профессионального образования России, продиктованы социальными и экономическими изменениями современного общества, интеграцией российской образовательной системы в мировую.
Новые подходы к профессиональной подготовке студентов нацелены на способность выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности, его умение адаптироваться к меняющимся экономически-производственным и социальным условиям, владение сформированной проектной культурой.
Проектирование одежды – это особый вид дизайнерской деятельности, при котором объекту, кроме его утилитарного предназначения, придают эстетические качества, повышают функциональность, подчёркивают или нивелируют социальную ориентацию, при этом тесно увязывая проектирование одежды с антропоморфологическими, псхофизиологическими и личностными характеристиками человека. Изменение отношения социума к личности, человеческой телесности (телу), его восприятию, рост или спад ценностей этой категории человеческого проявления формируют концепцию современного проектирования одежды, в основе которой лежит принцип психофизиологического комфорта. Поэтому в дизайне одежды актуализируются те направления проектной деятельности, которые определяют социологические, психологические, экономические аспекты жизни человека и экологию его окружения.Одежда для современного человека является внешним проявлением самовыражения, с помощью которого личность стремится не только к удобству и красоте, но и к обозначению своей «самости», отличности от других, углублению принимаемой на себя социальной роли, что приводит к достижению психологического комфорта, ощущению морально-эстетического удовлетворения. В современном обществе актуальными и востребованными остаются те изделия, при взаимодействии с которыми человек получает положительные эмоции от того, что их свойства обеспечивают ему психофизиологический комфорт. Это возможно, если при проектировании учитывают не только размерные характеристики, но и форму тела.
В вопросах взаимодействия элементов системы «человек – одежда» выделены следующие направления:
- экологическое, основанное на сохранении, восстановлении баланса и гармонизации взаимосуществования искусственной и природной среды;
- «одушевленный» дизайн, основанный на стремлении идентификации искусственных и естественных оболочек, то есть разработки систем в одежде, аналогичных по своим физиологическим свойствам природным системам;
- бионическое, основанное на установлении структурно-функционального единства биологических и технических структур, визуальной и эргономической гармонии объектов и субъектов проектирования [1].
Проектирование объектов по аналогии с природой ориентировано на основные типы структур: монолитные, каркасные, оболочковые. Наиболее распространёнными в проектировании одежды являются «оболочковые» структуры, внутренним или центральным элементом которых является фигура человека.
Тело человека является сложным объектом, который представляет собой объёмно-пространственную систему с конструктивной связью отдельных её частей. Изучение особенностей его строения и жизнедеятельности с позиции бионики, направлено на совершенствование конструкций одежды и восполнение разобщённости её проектирования с психофизиологией человека.
Так, например, сведения о телосложении человека, применительно к проектированию одежды, помогают при работе над техническими рисунками.
Технический рисунок один из самых важных этапов дизайнерской деятельности, используемый в процессе разработки модели для визуального представления изделия. Он точно передает силуэтные линии, пропорции деталей и модели в целом, конструктивное решение. Однако технический рисунок модели, выполненный отдельно от фигуры человека, не в полной мере характеризует систему «человек-одежда». Информация о пропорциональных соотношениях фигуры и её морфологических особенностях способствует реалистичному графическому изображению в системе «человек-одежда».
Целостность внешнего вида фигуры человека определяют по двум проекциям: фронтальной и профильной.
Построение схем профильной проекции торса на основании 20 размерных признаков по разработанному автором алгоритму, позволяет исключить использование фотометрического метода и метода бодисканирования в определении типа осанки фигуры.
Осанка является важной характеристикой телосложения человека, которая оказывает существенное влияние на уровень соответствия одежды фигуре.
С точки зрения биомеханики, осанку можно рассматривать как биомеханическую схему тела человека при спокойном стоянии в вертикальном положении.
Изучение анатомии в прикладных целях, применительно к дизайну среды, помогает студентам выявлять целесообразность проектирования одежды на основе принципов биоуправления, которые базируются на кибернетических представлениях о механизмах регуляции и управления систем организма человека посредством обратной связи.
Отсюда следует, что в профессиональной подготовке специалистов по проектирования одежды, важны подходы из таких областей, как психология, экология, биология, антропология, морфология, информатика.
Однако в рамках существующей системы профессиональной подготовки студентов, уровень сформированности обобщенных понятий и умений по вопросам перечисленных областей наук, применительно к проектированию одежды, является недостаточным.
Для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих дизайнеров и конструкторов одежды необходим следующий комплекс педагогических условий:
- разработка и комплексное использование специальных учебно-профессиональных заданий, связанных с восприятием человека как части природы, гармоничного объекта в жизни и в искусстве;
- готовность и способность осуществлять творческую проектную деятельность с включением образного мышления, обеспечивающего эффективное формирование рационального мышления;
- межпредметная интеграция и разработка соответствующих учебных программ по преподаваемым учебным дисциплинам с взаимной согласованностью содержания;
- структурирование и отбор учебного материала, исходя из требований и оптимального учета задач профессиональной подготовки будущих дизайнеров и конструкторов;
- использование технологии диалогического взаимопонимания преподавателя и студентов, способствующее усвоению студентами новых знаний, формирующее позитивное представление об обучении.
В силу специфики профессиональной подготовки специалистов в области проектирования одежды, основой процесса обучения является художественно - проектная деятельность. Преподавателю необходимо давать учебный материал, основанный на действительности и объективных фактах, значимых для всех, на погружении обучающихся в актуальный социальный, культурный, экономический и политический контекст. Для организации проектной деятельности такой подход является эффективным, способствует самостоятельности в получении знаний и опыта, развитию независимости мышления, инициативности и творческой активности, что находит отражение в самостоятельном выборе тем для проектных работ.
Оптимизация междисциплинарных связей обеспечит специализированные программы теоретическими основами со стороны фундаментальных дисциплин, которые являются, в свою очередь, важными элементами теоретической платформы специализации с понятийной и терминологической базой.
Новые ценностные ориентиры предполагают новый подход к социальной и профессиональной адаптации студентов. При этом модернизация учебных программ должна учитывать изменившиеся требования к компетенциям дизайнера одежды, а также повышение внимания к возможностям самоактуализации, способствующей повышению конкурентоспособности специалиста на рынке труда.
Таким образом, одним из оправданных путей совершенствования системы профессионального образования в области проектирования одежды является смена акцентов: от узкой проектно-художественной или проектно-технической деятельности к практикоориентированной и адаптированной к реальным потребностям общества профессиональной подготовке.
1 Козлова Т.В., Белько Т.В. Костюм и бионика. Учебное пособие для вузов. - М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2007. -223с.
Сведения об авторах:
Богодухова Елена Викторовна, аспирант Московского Государственного Университета Технологии и Управления имени К.Г. Разумовского, e-mail: bogoduhova27@mail.ru,
тел. +7(917)5332625.
Bogodukhov Elena, a graduate student of the Moscow State University of Technology and the Office of the name KG Razumovsky, e-mail: bogoduhova27@mail.ru,
Phone: +7 (917) 5332625.