План урока русского языка на тему Имя существительное как часть речи
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема: Имя существительное как часть речи (СЛАЙД №1)
Цели:
- формировать представление об имени существительном как части речи;
- учить распознавать существительные, определять число и род;
- совершенствовать умения использовать существительные в речи;
- воспитывать интерес к предмету, к сказкам
Оборудование: Карта урока с печатной основой, мультимедиа, презентация
«Имя существительное как часть речи»
Тип урока: усвоение новых знаний
Ход урока
І. Организационный этап (оформление Карты урока)
ІІ. Актуализация опорных знаний
Разминка: подтверди или опровергни (СЛАЙД №2)
Русский язык – один из самых интересных и сложных предметов
Повторение: непроизносимый согласный (СЛАЙД №3)
а) на примере слов объяснить орфограмму:
МЕС?НЫЙ
ВКУС?НЫЙ
б) работа с рубрикой «Запомни!» (СЛАЙД №4)
Чувство
лестница
блеснуть
ровесник
сверстник
праздник
в) экспресс-диктант (СЛАЙД №5): вставить пропущенные буквы,
привести собственные примеры.
Самопроверка, оценивание
1) мес..ность
4) доблес..ный
7) облас..ной
10)
2) чудес..ный
5) чу..ство
8) праз..ничный
11)
3)прекрас..ный
6) со..нце
9) блес..нуть
12)
ІІІ. Объявление темы урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель:
На предыдущих уроках мы с вами уже познакомились с частями речи.
Скажите, какими частями речи являются слова из диктанта?
Как вы это определили?
Сегодня мы будем говорить об имени существительном.
ІV. Восприятие учебного материала
Объяснение учителя
Понятие об имени существительном (СЛАЙД №6)
Сущ. – самостоятельная часть речи,
обозначает ПРЕДМЕТ,
КТО? БРАТ
ЧТО? СНЕГ
Признаки существительных (СЛАЙД №7)
Имя существительное
Падежи, падежные вопросы (СЛАЙД №8)
Падежи существительных
Именительный кто? что? книга
Родительный кого? чего? книги
Дательный кому? чему? книге
Винительный кого? что? книгу
Творительный кем? чем? книгой
Предложный о ком? о чем? о книге
Сравнить число и род с украинским языком (СЛАЙД №9), сделать вывод (число и род существительных в русском и украинском языках не совпадает)
По-украински
По-русски
Ліс (м.р)
Лес (м.р)
Степ (м.р.)
Степь (ж.р.)
Волосся (ед.ч.)
Волосы (мн.ч.)
Проверка усвоения теоретического материала.
Диктант «Да. Нет» (СЛАЙД №10).
Взаимопроверка, оценивание (за 1 правильный ответ -2 балла)
«Да. Нет»
Существительное – это самостоятельная часть речи.
Существительное обозначает действие.
Существительное отвечает на вопросы кто? что?
Существительное изменяется по числам, родам, падежам.
Падежей в русском языке 6.
Число и род существительных в русском и украинском языках всегда совпадает.
Да
Нет
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Выполнение тестового задания на распознавание имен существительных. (СЛАЙД №11).
Взаимопроверка, оценивание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
1) радостный; 2) радость; 3) радоваться; 4) радостно; 5) вечер; 6) жизнь;
7) родина; 8) синеть; 9) быстро; 10) мечта; 11) детский; 12) дружба.
Работа с текстом (СЛАЙД №12).
прочитать текст вслух;
пересказать его;
подчеркнуть существительные, надписать род, число (можно по вариантам)
В мире сказки
Все люди любят сказки, особенно дети.
В сказках открывается удивительный мир. Это мир волшебства, добра, красоты, справедливости. Сказки учат правильно жить, уважать людей и природу, быть честным и справедливым.
Работа в группах: составить тематические группы слов (из имен существительных) (СЛАЙД №13).
1 группа: названия сказок
2 группа: сказочные герои
3 группа: волшебные предметы
названия сказок:
«Морозко», «Русалочка», «Дюймовочка», «Снегурочка», «Маша и Медведь», «Золушка»
сказочные герои:
Баба-яга, леший, гном, богатырь, Буратино, колдун, Щелкунчик, колобок
волшебные предметы:
Ковер-самолет, сапоги-скороходы, веретено, зеркальце, яблочко, клубок ниток
Индивидуальное задание: составить диалог на тему «Почему живут сказки?»
7. Творческая работа (в парах): подобрать к существительным имена
прилагательные (СЛАЙД №14). Слушание работ.
лес (какой?) –
деревья (какие?) –
трава (какая?) -
настроение (какое?) –
8.Самостоятельна работа: написать сочинение-миниатюру «В сказочном лесу» (СЛАЙД №15), подчеркнуть имена существительные. Слушание работ.
IV. Домашнее задание.
Выучить теорию § учебника
Выполнить упр. учебника.
*Отредактировать сочинение-миниатюру, передать его в редакцию школьной газеты или выложить на своей страничке «ВКонтакте», узнать мнение друзей.
Нарисовать свой сказочный лес.
V. Итоги: выведение среднего балла за урок
(учащиеся на Карте урока самостоятельно: экспресс-диктант, диктант «Да. Нет», тестовое задание)
Далее смотри Маршрутную карту урока (для ученика)
Дата Класс Фамилия
Тема: Имя существительное как часть речи
Экспресс-диктант:
вставь пропущенные буквы, приведи собственные примеры.
Самопроверка, оценивание
1) мес..ность
4) доблес..ный
7) облас..ной
10) __________
2) чудес..ный
5) чу..ство
8) праз..ничный
11)__________
3)прекрас..ный
6) со..нце
9) блес..нуть
12)___________
Оценка
Диктант «Да. Нет»
Да
Нет
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Оценка
Тестовое задание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Оценка
Средний балл
3. Работа с текстом :
прочитай текст;
перескажи его;
подчеркни существительные, надпиши род, число
В мире сказки
Все люди любят сказки, особенно дети.
В сказках открывается удивительный мир. Это мир волшебства, добра, красоты, справедливости. Сказки учат правильно жить, уважать людей и природу, быть честным и справедливым.
4. Работа в группах: составить тематическую группу слов (из имен существительных)
5. Творческая работа (в парах): подобрать к существительным имена
прилагательные
лес (какой?) –
деревья (какие?) –
трава (какая?) - .
настроение (какое?) – ..
7. Самостоятельна работа: написать сочинение-миниатюру
«В сказочном лесу», подчеркнуть имена существительные.
Оценка 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
изменяется
по родам
зима
лето
по числам
книга
книги
по падежам
15