Конспект урока к презентации Действия с положительными и отрицательными числами(6 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Действия с положительными и отрицательными числами»
ФИО (полностью)
Васильева Светлана Владимировна
Место работы
МБОУ СОШ №10 г.Арзамас
Должность
Учитель математики
Предмет
Математика
Класс
6
Тема и номер урока в теме
«Действия с положительными и отрицательными числами»(обобщающий урок по теме)
Базовый учебник
Н.Я.Виленкин, Математика 6
Цель и задачи урока
Цели урока:
Обучающие: обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах действий над положительными и отрицательными числами; закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений;
Развивающие: развитие логического мышления, внимания, умения анализировать, делать выводы, развитие коммуникативных способностей;
Воспитательные: воспитание познавательного интереса к предмету посредством интегрированных заданий, чувства патриотизма, любви к своему городу, формирование целостного мировоззрение о единой картине мира.
Тип урока: урок обобщения
Формы работы учащихся: фронтальная устная и письменная работа, групповая работа, самостоятельная работа
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор.
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Мотивационно-ориентировочная часть.
13 мин
1.1
Мотивация. Постановка учебной задачи.
Авторская презентация «Путешествие по родному городу»
Урок начинается стихотворными строками В. Аполлонова «Арзамас»:
Возведен мастерами умелыми,
Создающими жизни красу,
Он сияет кварталами белыми,
Словно остров в зеленом лесу
Палисадник с кустами смородины,
Парк березовый, Теша, пруды
В этом городе жизнь моей Родины
Отразилась, как в капле воды.
Внимание учащихся акцентируется на том, что не случайно урок начат словами нашего земляка, поэта В. Аполлонова, потому что учащиеся совершат экскурсию по родному городу, повторяя все то, чему научились, изучая тему «Действия с положительными и отрицательными числами», сообщает цели и задачи урока
3 мин.
1.2
Актуализация
Актуализация знаний учащихся организуется в форме устной фронтальной работы. При этом выполняются следующие виды заданий:
а) Выполнив действия и выбрав числа, соответствующие отрицательным ответам, вы узнаете точную дату основания нашего города:
-16 + 23
15+
(-19)
17 – 28
12 - (- 4)
34:(-1,7)
-20 :(-0,5)
-1,3·
(-10)
-6,4·
0,1
2
1
5
4
7
8
9
6
Время основания Арзамаса не установлено. Но существует предание о его разорении в 1366 году ханом Булат-Темиром. В 1576 году в Арзамас направлен первый известный воевода, Григорий Бобров-Щенятьев. Этот год принято считать датой основания Арзамаса. Правда, в исторической литературе "годом рождения" Арзамаса называется 1578 год, когда по повелению царя в Арзамас был назначен воеводой Иван Хохлов.
б) Формулировка правил выполнения действий с положительными и отрицательными числами:
1. Как сложить 2 отрицательных числа? -12 + (-15)
2. Как сложить 2 числа с разными знаками? 12 + (-15)
3. Как выполнить вычитание? - 12 – (-15)
4. Как умножить или разделить 2 числа с разными знаками? -12 : 15
Выполнив задание, учащиеся знакомятся с краткой исторической справкой о дате основания Арзамаса.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
Формулируют правила
Выполняют действия, выбрают правильный ответ, собирают изображение герба города Арзамаса и узнают значение его основных элементов.
7 мин.
Герб Арзамаса утвержден 16 августа 1781 года, когда он был уездным городом Нижегородского наместничества. "На золотом поле два стропила, одно из которых красное, а другое зеленое". Объясняется символика герба следующим образом: красное стропило символизирует русские войска, зеленое стропило - войска ордынцев, направленность стропил в одну точку - битву между русскими и ордынцами во время Казанского похода Ивана IV в 1552 году.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
II. Операционно-познавательная часть.
30 мин
2.1
Перенос знаний в новые условия.
а) Работа над задачей.
Сколько заплатит за проезд на такси гость нашего города, совершив поездку от вокзала станции Арзамас II до площади Пушкина, если координата вокзала В(2,3), а площади – Р(-3,2)? Стоимость по счетчику составляет 18 руб./ км.
б) Нахождение значения выражения.
В настоящее время в городе насчитывается 17 общеобразовательных школ (включая вечернюю школу). А когда в Арзамасе была открыта самая первая школа? Найдя значение выражения и, выбрав правильный вариант ответа, мы узнаем дату ее открытия.
(- 43 · (- 8,3) + (- 56,9) – (- 43,8)) : 0,2
Варианты ответов: 1681 г. или 1719 г. или 1823 г.
Первая школа в Арзамасе связана с именем богатого арзамасского торговца Купчинова. Он на свои средства по указу Петра I отправил своего сына Василия на учение в Муромское училище. И тот, вернувшись в 1719 году, начал занятия с детьми.
в) Решение уравнений.
Решив уравнение и выбрав правильный ответ, узнайте, какое название имели улицы, именуемые сейчас
Повторяют правило нахождения длины отрезка по координатам его концов.
Решают задачу,
1 ученик работает у доски
Самостоятельно находят значение выражения, проверяют правильность выполнения действий на доске
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
Решают уравнения- работа в парах, фронтально отвечают
3 мин.
4 мин
8 мин
Улица Красной Милиции
-5,7 · х = 11,4
Улица Сальникова
х = - 20
Улица Советская
х : (-2,3) = 4,6
Улица Прогонная
х = - 10,58
Улица Свободы
5 (0,2 - х) = 2,5
Улица Алексеевская
х = - 0,3
Улица Ленина
9 (2 х – 3) = 0
Улица Рождественская
х = 1,5
Улица Ореховская
х = - 2
г) Сравнение значений числовых выражений.
Сравнив значения выражений, вы узнаете: Каких домов в нашем городе больше: многоэтажных или одноэтажных?
Многоэтажные дома
Одноэтажные дома
- 68 · 9 – 7
-12 ·(- 15) + 44
Да, действительно, хотя мы живем в городе, но одноэтажных домов в нем почти в 5 раз больше, чем многоэтажек.
– Какая улица длиннее: пешеходная улица старой части города – ул. К. Маркса или современная – пр. Ленина?
Пр. Ленина
Ул. К. Маркса
48 + (- 16) · 3
- 62 + (-115) · 12
Длина пр. Ленина составляет приблизительно 1500 м, а ул. К. Маркса – 1200 м, т.е. современная улица длиннее на целых 300 м.
Выполняют действия
- работа в парах, фронтально сравнивают значения выражений, делают вывод
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
5 мин.
2.2
Контроль знаний
Пришла пора подвести итог вашей работе. С этой целью вы выполняете самостоятельную работу по карточкам (дифференцированно)
1 уровень
2 уровень
Ученики выполняют самостоятельную работу по уровням
10 мин
Рефлексивно-оценочная часть.
5 мин
3.1
Итоги урока.
Притча
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли тележки с камнями для строительства. Мудрец задал каждому по вопросу: «Что ты делал целый день?»
Первый с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Второй ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу» 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Третий улыбнулся, лицо его засветилось радостью и удовольствием:«А я принимал участие в строительстве храма!» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Так кем же вы сегодня были на уроке? Изобразите каждый себя в виде смайлика на карточках для самостоятельной работы
Ученики рисуют смайлики и сдают работы
2 мин
3.2
Планирование дальнейшей учебной деятельности.
Сегодня мы хорошо потрудились, на следующем уроке вас ждет контрольная работа. Поэтому вам предстоит поработать и дома.
1 мин
3.3
Постановка домашнего задания
1) Повторите правила выполнения действий с положительными и отрицательными числами
2) Выполните задание на карточках
1 уровень
2 уровень
Записывают домашнее задание
2 мин