Турнир Знатока
«Турнир знатоков»
Людмила Николаевна ЛАПТЕВА,
учитель трудового обучения,
Новосветловская средняя школа,
Айыртауский район, СКО
Тип урока: урок в форме игры-состязания.
Цель: стимулировать познавательный интерес к предмету, углубляя знания учащихся о казахской кухне и обычаях.
Задачи:Образовательная: ознакомить учащихся с историей и культурой казахского народа.
Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к культуре наших предков, показать знание казахских пословиц и поговорок, народных мудростей.
Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса к предмету технологии.
Материально-техническое оснащение: интерактивная доска. Различные слайды к данной теме.
Участвуют 2 команды знатоков.
Группа экспертов: учащиеся 9-класса.
Игра проходит в 5 туров. Эксперты после каждого тура подводят итог.
Учитель: Казахская национальная кухня - это коллективный опыт многих и многих поколений народов Казахстана, их общественного и семейного уклада. Главной ее особенностью является обилие и разнообразие продуктов, используемых для приготовления блюд.
Выступление ученика.
Для казахского народа предпочтительнее дастархана, пищи ничего не было.
"Тяжелобольному - хорошая пища", "Кто не знает цену пище, тот умрет с голоду, кто не знает цену коню - останется пешим", -так издревле говорилось в народе.
Наиболее популярными блюдами в казахской национальной кухне были мясо, молоко, кумыс, сливочное масло, құрт, ірімшік, напитки молочного происхождения, лепешки, баурсаки, которые отражали особенности жизненного уклада, наложили отпечаток и на технологию приготовления пищи.
Обширные луга позволяли разводить молочный скот. Отсюда широкое использование продуктов животноводства - молока, творога, сметаны. С глубокой древности люди употребляли в пищу говядину, баранину, мясо птицы.
Широко использовались молоко и молочные продукты. При этом предпочтение отдавалось кисломолочной продукции, т.к. ее проще и легче было сохранить в условиях кочевой жизни.
1-тур. «Кулинарный поединок»Учитель называет блюда на казахском языке, а ученики рассказывают, что это блюдо представляет.
Уыз (молозиво). Густое молоко только что отелившейся матки.
Айран (кефир). Готовят из коровьего, овечьего и козьего молока. Молоко кипятят и охлаждают до теплого состояния. Добавляют закваску, взбалтывают и дают постоять 2 часа. Употребляют как низкокалорийный продукт. Айран нельзя хранить больше суток он быстро теряет свои качества.
Жент - в грубомолотое пшено или зерно пшеницы добавляют сахар, молотый урюк, масло, мёд - это очень вкусное блюдо, своего рода шоколад. Жент обычно подавали весьма уважаемым гостям.
Таба нан ("таба" - сковорода, "нан" - хлеб), пшеничный хлеб.
Таба нан у казахов считается самым изысканным мучным изделием. Тесто готовится опарным способом. В зависимости от объема сковороды тесто делят на круглые куски с таким расчетом, чтобы заполнить 2/3 объема сковороды. Сковороду смазывают маслом, кладут тесто и дают расстояться 15-20 минут, затем накрывают второй сковородой и закатывают в горячие угли. Через некоторое время сковороду вынимают и, не открывая крышку, переворачивают на другую сторону и вновь закатывают в угли. Испеченный хлеб имеет коричневый цвет. В современных условиях хлеб выпекают в двух сковородах в духовке при 200-220° в течение 20-25 минут. Поверх горячего хлеба можно класть нарезанное сливочное масло.
Бауырсак - тесто готовится как и для таба нана. Готовое тесто разделывают на жгуты, нарезают на кусочки длиной 3-3,5 см, дают ему расстояться 15-20 минут и жарят в раскаленном жире.
Ши бауырсак (баурсаки из пресного теста) - две пиалы муки, 0,5 чайной ложки пищевой соды, 5 яиц, чуть больше одной пиалы воды или молока, чайная ложка соли. Для жарения - 1-2 пиалы жира. Из этого состава замешивают тесто, тонко раскатывают, нарезают и обжаривают в горячем жире.
Қуырдак-жирную баранину или конину нарезают кубиками и обжаривают. Добавляют сердце, почки, через 15 минут кладут печень и нашинкованный лук, соль, перец, вливают немного бульона и доводят до готовности. К куырдаку обычно подают лепёшки, таба нан или мягкий хлеб.
Шай (чай).
На первый взгляд кажется, что технология приготовления чая простая, однако это не совсем так.
Во-вторых, вода должна быть пресной и кипятить ее следует в самоваре или в эмалированной посуде. После того как вода вскипела, чай заваривают в чайнике, предварительно два раза прополоскав горячей водой. Кладут заварку на 2/3 воды и ставят на горячие угли или на газ плиту, кипятят достаточно до появления первых пузырьков. Далее чайник обворачивается материалом на некоторое время. Молоко или сливки до употребления немного подогревают. Его наливают в пиалу, затем - заварку. Пиалу с чаем подают правой рукой.
Қымыз (кумыс).
Кумыс изготавливают и употребляют очень давно. В народе называют его богатырским напитком.
Готовятся из свежего кобыльего молока. Наливают в торсык сделанный из верблюжьей, жеребячьей или козьей кожи, или 5 эмалированную посуду и взбивают специальной сбивалкой Обычно в посуду кладут жирные вяленые казы, которые придаёт кумысу неповторимый аромат.Кумыс не только утоляет жажду, повышает тонус, его используют при лечении туберкулеза.
2-тур. «Народные мудрости»Команды по очереди произносят народные мудрости. Кто больше назовёт тот и выиграл.
Выступление учителя.
Казахские пословицы и поговорки - бесценные жемчужины устного творчества, сконцентрировавшие в себе ясность и остроту народной мысли. Они отражают историческое прошлое, поэтическую одаренность, мудрость народа и отвечают едва ли не на все вопросы, которые ставит перед человеком жизнь.
В них выразились мировоззрение, обычаи и нравы народа, его отношение ко многим явлениям действительности, как утверждение нравственных норм, которым должен следовать человек: трудолюбие, патриотизм, взаимовыручка, смелость; осуждает людские пороки, нетерпимые в обществе: лень, трусость, болтливость, сплетни, хвастовство, жадность, лицемерие, пьянство.Труд, вложенный в землю, в земле не залежится.
У трудной работы хлеб сладкий.
Корма для скота и настроения чабана решают все.
Богатство жигита - труд.
Руки поработают, зубам будет работа.
Труд прославляет, лень с пути сбивает.
Хочешь мяса - паси скот.
Зимой скот паси, летом сено коси.
Пахарь как мать свою землю любит, земля как сына пахаря любит.
Кто не умеет пасти скот тот не знает своей выгоды.
3-тур. «Поверья и приметы».
Учитель начинает рассказывать поверья или приметы, а ученики продолжают.
Слово учителя.
Поверья и приметы имеют древние истоки. Они возникли в результате многовекового наблюдения людей над явлениями природы, различными обстоятельствами, связанными с их жизнью. Поверья и приметы отражают представление об окружающей действительности, быт, нравы народа. его религиозные верования, которые складывались с незапамятных времен и передавались от одного поколения к другому.
Ребенка, оказавшегося у кого-то дома, не отпускают без гостинца. Это делается, чтобы у него не пропали интерес к жизни, любознательность, не постигло его разочарование, не охладело сердце и чтобы приветивший его очаг согревался приятным впечатлением и желанием ребенка вновь навестить своих добрых знакомых. Казахи считают, что если ребенок испытал холодный прием и ушел разочарованным, то с потолка негостеприимного дома уходит счастье, с престола - успех, а со стала-достаток.
Женщины избегают давать кому-нибудь свои любимые и выходные головные платки и косынки, иначе счастливая судьба перейдет к другим.
Не выбрасывают и не отдают чужим детскую распашонку. Согласно поверью, счастье младенца начинается с первого дня ношения распашонки, которая хранит это счастье. В прежние времена бии и граждане, отправляясь на суд, батыры, идущие на войну, брали с собой и носили за пазухой распашонки своих детей. Считалось, что это принесет счастье и убережет от опасностей.
У казахов запрещено унижать и притеснять девочек, ибо они - будущие матери, дарительницы и продолжательницы жизни. Через деву прирастает потомство. Народные поговорки гласят: "Унизивший девушку поражается в своих лучших правах", "Девичья дорога перекрывает путь сорока достойным". Таким образом, дочерей казахи почитают высшей драгоценностью семьи.
Казахи не ловят и не убивают лебедя, гуся- гуменника. соловья и одинокую птицу: они считаются
священными и обладают сверхъестественным даром.
Семейные люди не ссорятся и не выясняют отношения за завтраком. На рассвете пробуждается ото сна все живое, и с первыми лучами солнца в мир приходит счастье. Утреннюю пищу принимают с добрыми улыбками, шутками и прибауткам.
Уходя, не хлопают дверью. Известная пословица гласит: "Не хлопайте дверью, в которую вам еще придется войти". Дверь и төр - места, где гнездится счастье, которое просто сбегает от непочтительного обращения.
При встрече с путником не положено спрашивать "Куда едешь?", а следует пожелать ему счастливого пути.
Девушка не должна носить белый или черный головной убор.
Белый - признак жаулыка, преждевременного старения, черный - признак горя.
Если в куполе юрты ласточка свила гнездо, то хозяева не уезжают до тех пор, пока птенчики не вырастут и не улетят, а гнездо не разрушают.
4-тур. «Мы встречаем гостей»
(Угощение мясом почетных гостей)Учитель задаёт вопросы капитанам команд. Капитаны отвечают полным ответом.
Слово учителя. У казахов сохранился древний обычай в распределении приготовленного мяса. Почетный гость получает голову барана, обрезает уши и угощает ими детей и юношей, нёбо дает девушкам или молодым женщинам. Считалось, что от этого они будут красивыми, трудолюбивыми, красноречивыми. Затем почетный гость отрезает от головы небольшой кусочек мяса, съедает его, угощает мясом других почетных гостей.
Почетными гостями считаются аксакалы (старики), сваты, родственники. Им по традиции подают лучшие части вареного мяса, предварительно разделенные по их символическому значению, выражая этим большое уважение.
Что подают почётному гостю в честь которого зарезали барана?
Подается голова и вместе с ней бедренная кость (жанбас). Если на блюде нет жанбаса, гость вправе обидеться.
Какую часть барана подают зятю? Отсутствие на его тарелке төса может вызвать обиду.
Отсутствие на его тарелке төса может вызвать обиду. Когда угощали жениха при первом знакомстве с семьей невесты, ему обязательно подавали грудинку, а в знак благодарности он должен был ответить каким- либо подарком.
Что посылают девушке недавно выданной замуж?
Посылать кабырга (ребрышки), куйымшак (хвостоваячасть)
Что подают хозяйке дома и сватам?
Всегда подают кусок курдюка и печени. Отсюда и поговорка: "Слово дали - курдюк, печень ели".
Что подают невесте?
Всегда невесте подавали субе, кабыргу, жак (нижняя челюсть с языком), чтобы была неболтлива.
Женщине в почетном возрасте и вдове в исключительном случае подают.
Қойдыћ басы женщине подается в исключительном случае (если она в почтенном возрасте и вдова, а за столом нет мужчин).
Готовясь к застолью - банкету (той достархан).
хозяевам или поварам на что следует обращать внимание?
На качество блюд, их вкус, вид, цвет, но и на эстетику их украшения и подачи. Основной принцип оформления блюда: в центре сервировки - главный продукт, вокруг - украшение из гарнира, с учетом цвета, формы и удобства укладки.
5-тур. «Бата»
Участник команды читает бата.
Цель кто лучше расскажет благословения.
Слово учителя: У казахов издревле был замечательный обычай произносить бата в начале или по окончании какого-либо дела: перед закалыванием животного, перед отъездом в дальнюю дорогу, после еды произносить добрые пожелания хозяину дома, мальчику, девочке, напутствия к празднику Наурыз. Они призывали к добру, честности, порядочности, состраданию, дружбе и т.д.
Обычно бата произносил всеми уважаемый в ауле аксакал. Бата - один из древнейших жанров казахского фольклора, сохранившийся до наших дней.
1-команда:
Угостил чаем - С хорошим тебя настроением!
Угостил мясом - Пусть минуют тебя болезни!
Подал сурпу -
Счастье тебе сполна!
Здоровья тебе, хозяин,
А также твоей семье.
Пусть будет ровным порог,
Конь не покидает дом,
Пусть не оскудеет твой дастархан,
Да не оставит тебя богатство,
И счастье не обойдет стороной,
Пусть льется оно, как кумыс, через край.
Живи без старости до ста лет.
2-команда:
Сделай счастливыми всех нас, о Аллах!
И надели нас богатством, о Аллах!
Чтобы у нас было много скота
, Чтобы не согнула нас нищета.
Чтоб почитаемым быть у народа,
Чтоб сохранить достоинство рода.
Кто против заветов таких из потомков –
Пусть скот потеряет, наденет котомку.
Итог урока: эксперты подсчитывают балы и объявляют победителя.
Награждают грамотой. Учитель выставляет оценки.