Конспект урока по русскому языку для 3 класса Имя существительное как часть речи


Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа с. Троицкоемуниципального района Сызранский Самарской области
Разработка открытого урока
Предмет: Русский язык
Тема урока: «Имя существительное как часть речи»
УМК «Школа России»
3 класс
Учитель начальных классов:
Страшнова Любовь Николаевна
2014 год
Технологическая карта урока
Цель деятельности учителя Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи.
Тип урока Урок – проект систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты Предметные: знать правила (что обозначает существительное), морфологические признаки существительных (род, число, падеж), синтаксическую роль существительных в предложении, уметь рассказать об имени существительном, отличать существительные, определять морфологические признаки существительных.
Метопредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе, коллективе, использовать современные телекоммуникативные технологии.
Методы и формы обучения Наблюдение над языком; индивидуальная, групповая, фронтальная, метод проекта
Образовательные ресурсы http://www.uroki.net, http://www.zavuch.info, http://nsportal.ruОборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, система контроля и мониторинга качества знаний PROCklss.
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, проекты учащихся.
Основные понятия Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формы организации взаимо-
действия Формируемые умения (УУД) Промежу-точный контроль
1 2 3 4 5 6 7
Мотивация к учебной деятельности. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Вступительное слово учителя:
- Безгранично море знаний,Бесконечны его просторы,И бескрайними кажутся воды,Преодолеть невозможно которые. (Г. Элиш)
- Ребята, сегодня мы продолжаем путешествие по океану Знаний.
-Итак, мы отправляемся!
(учитель звонит в колокольчик)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку. фронтальная Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют действия. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра). Актуализация и подробное учебное действие Воспроизведение ранее изученного- Ребят, а как называется колокол на корабле?
(Ответы детей. Если ответов не прозвучало, учитель объясняет значение слова «рында».
- Рында – это колокол на корабле, который подаёт сигналы).- Смотрите, ребята, к нашему кораблю прибило бутылку с письмом.
Текст письма: «На помощь, беда, волны, шторм, кораблекрушение…»
- Ребята, какие слова использованы в письме?
(Имена существительные)
- Правильно, значит именам существительным нужна наша помощь.
На интерактивной доске написан текст. Детям предлагается выписать все имена существительные. Один учащийся у доски подчеркивает имена существительные.
Текст
Этим летом я ездил на море с родителями. Мы жили в деревянном домике, а домик стоял в роще деревьев, на склоне, который спускался к морю. Целые дни я проводил или в воде, или на берегу моря. Даже ночью, засыпая, я слышал шум прибоя.
Отвечают на вопросы, строят понятия. Смотрят слайды презентации. фронтальная Личностные: имеют позицию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа; устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Устные ответы.
Письменная работа
Самоопределение к деятельности Эвристическая беседа, словарная работа. - Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам.
- О какой части речи говорится в предложении?
- Сформулируйте тему нашего урока.
Имя существительное
- Ребята, сегодня мы постараемся вспомнить всё об этой части речи.
Работа со словом из словаря.
- Отгадайте загадку.
Он в прибрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся над лугами,
Отливает серебром. (самолёт)
- Найдите это слово в словаре.
- Запишите его в тетрадь.
Ученик делает разбор слова у интерактивной доски.
- Что вы можете сказать об этом слове? (Это сложное слово).
- Из каких корней состоит это слово?
- Составьте предложение со словом самолёт, запишите его.
- Запомните написание этого слова.
Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Фронтальная, индивидуальная, групповая Личностные: имеют желание осознать свои трудности и стремятся их преодолеть.
Познавательные: устанавливают приченно-следственные связи, делают выводы.
Познавательные : приобретают умения использовать полуенные знания в практической деятельности и в повседневной жизни. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра). Устные ответы. Письменная работа.
ФизминуткаМорская песенка - танец Выполняют движения в соответствии с текстом. Фронтальная Выполняют упражнения
Выявление места и причины затруднения Интерактивная игра Задания интерактивной презентации по русскому языку
(«Академия младшего школьника» или «Наглядная школа»)
Выполняют задания, слушают одноклассников, отвечают на вопросы. Индивидуальная, работа в парах Личностные: понимают в чём значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Устные ответы
Творческая практическая деятельность по реализации проекта Выполнение творческих заданий на развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля - Ребята, я предлагаю вам систематизировать все свои знания об имени существительном в проекте. Продуктом нашего проекта будет книга. Сейчас каждая группа получит страничку и конверт с заданием. Ваша задача заполнить страницу содержимым из конверта и защитить её.
Содержание конвертов:
1. Имя существительное часть речи (предмет; вопросы: кто, что), шаблоны предметов.
2. Постоянные признаки (одушевленное и неодушевлённое; собственное, нарицательное; род (муж., жен., ср.); склонение (1,2,3, шаблоны предметов .3. Непостоянные признаки (падежи, число ), шаблоны предметов.
4. Синтаксическая роль - Член предложения (подлежащее, дополнение), сюжеты картинок по теме.
(После выполнения задания учащиеся защищают свои работы, приводя свои примеры)
Выполняют задания, слушают одноклассников, отвечают на вопросы. групповая Личностные: понимают в чём значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Творческая работа
Защита мини-проектов
Включение в систему знаний и повторений Выполнение проверочного теста. Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. А сейчас я предлагаю подвести итог с помощью теста «Имя существительное».
(Система контроля и мониторинга качества знаний PROCklss.Тест «Имя существительное»)Выполняют тест, слушают одноклассников. Отвечают на вопросы. фронтальная Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Оценивание работы учащихся на уроке
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Заключительная беседа по вопросам - Что нового вы узнали на уроке?
- Что мы делали сегодня на уроке?
- Понравился ли вам урок?
- Дайте оценку вашей работе. Заполните карты настроения.
(Это могут быть смайлики трёх цветов или лист оценивания)
Д/З: Сделайте морфологический разбор любого имени существительного. Определяют своё эмоциональное настроение. Заполняют листы оценивания. Индивидуальная Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. Листы оценивания