Статья Культурно-образовательная среда города Воронежа и ее возможности в воспитании подрастающего поколения
"Культурно-образовательная среда города Воронежа и ее возможности в воспитании подрастающего поколения"
То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой!
Еще когда я учился в начальной школе, мы учили такие песни, как, например, та, из которой взяты вышеупомянутые строки. Уже тогда в нас на различных предметах, и музыки в том числе, воспитывали чувства ува-жения, гордости и любви к родному краю, к тому месту, где мы родились. Естественно, что успех воспитания любви к конкретному месту или региону напрямую зависит от того, в каком состоянии находится культурно-образовательная среда этого населенного пункта или региона. Для этого необходимо понять, что же представляет собой культурно-образовательная среда.
В педагогике термин «культурно-образовательная среда» в наше время применяется для осмысления множества образовательных категорий. Е. П. Белозерцевым он трактуется как «совокупность всевозможных критериев, в которых люди живут, обучаются и работают, человек развивается. Среда – это воздух, в котором дышит, живет и развивается человек». В соответствии с его пониманием культурно-образовательная среда – это и средоточие «природных, исторических, религиозных, культурных, материальных, общественных критериев, в которых проходит жизнь и работа сельского и городского населения». В изыскании Д. А. Пряхина культурно-образовательная среда – это исторически образовавшиеся, функционирующие в диалектическом единстве образовательно-обучающая (семья, учебные заведения) и культурно-воспитывающая (учреждения культуры, мировоззренческие установки) сферы жизни.
Стоит добавить, что культурно-образовательную среду можно назвать многоуровневой и всеохватывающей – КОС школы, поселка, города, области и т.п.
В настоящее время усиленно уделяется внимание воспитанию патриотизма. Естественно, что чувство любви к Родине воспитывается параллельно с чувством любви к Родному краю. Любовь к Малой Родине воспитывается в процессе сакрализации культурно-образовательной среды конкретного региона, в ходе которого место, в котором человек родился, превращается в его сознании в то, что мы называем Отчим краем.
Для осуществления данного процесса необходимо наличие факторов, которые условно можно разделить на объективные и субъективные.
В группу объективных факторов входят:
- богатая история края;
- достопримечательности и значимые места (памятники природы и т.п.);
- жители, прославившие край;
- наличие некоего центра культурно-образовательной среды, которым может стать школа, университет, дом культуры и т.п.
Субъективные факторы включают в себя личное отношение человека к месту, определенные воспоминания в частности.
Так как образовательные учреждения в большей степени могут оказать влияние на отношение воспитанников к объективным факторам, то именно на них мы и остановимся.
Богатая история
Воронежский край безусловно обладает богатой историй, которую мы с Вами прекрасно знаем. Давайте вспомним своеобразные визитные карточки Воронежа в области истории? Колыбель русского флота, Родина ВДВ, Родина «Катюши», Воронеж – второй Сталинград.
Достопримечательности
Также наш город и область обладают целым рядом достопримечательностей. Давайте вспомним и их. Их можно разделить на группы: до начала XX века; памятники ВОВ; памятники, относящиеся к послевоенном
·у времени и до наших дней.
- (Музей-усадьба Д. Винивитинова, дворец Ольденбургских, ряд православных храмов (Покровский кафедральный собор, Никольский храм, Ильинский храм и др.), дом Бунина, Дом-Музей А.Л. Дурова, здание Музея им. Крамского (построено в 1777-1779 гг.); «Петровские места» - река Осередь у впадения в р. Дон, Шипов лес – места, где рождался русский флот.
- Памятники ВОВ (Ротонда, Чижовский плацдарм, памятник Славы и т.д.)
- «Белый Бим Черное Ухо», Котенок с улицы Лизюкова, и т.п.
Жители, прославившие край
Также стоит отметь и личностей, прославивших наш край, или известных людей, которые здесь жили. Конечно же, нужно назвать в первую очередь таких людей как: Иван Алексеевич Бунин, Алексей Васильевич Кольцов, Осип Мандельштам, Андрей Платонович Платонов, Константин Феоктистов и др. (для историков: Желябов и Перовская участвовали в Воронежском съезде «Земли и воли» в 1879 г.)
Памятники природы
Шипов лес, Воронежский заповедник, Дивногорье, Белый колодец, Хоперский заповедник и др.
Мы с Вами знаем, чем мы можем гордиться! Воронежская область обладает огромными возможностями в воспитании подрастающего поколения, большим педагогическим потенциалом. Но как до этого поколения донести необходимую информацию? Чем можно воспользоваться, чтобы привить детям чувство любви и гордости за Родной край?
Среди форм работы с детьми для воспитания патриотических чувств можно выделить следующие:
- экскурсионная работа (по значимым общеизвестным местам). Также можно организовать проект «Воронеж в именах» (по улицам). Ведь мы все знаем множество улиц, названных в честь людей, оставивших свой след в истории, но не знаем кто эти люди. Например: Антонов-Овсеенко, Сакко и Ванцетти, Димитров, Перхорович, Бовкун, Лидия Рябцева и др. Можно организовать как очные так и заочные экскурсии по этим улицам, так и другие мероприятия;
- проектная работа. Предполагается самостоятельная работа учеников по заданным темам. (Виды представления проектов: круглый стол, конференция, конкурс, классный час);
- участие в так называемых квестах. Можно принимать участие как в уже традиционных квестах, приуроченных ко Дню освобождения Воронежа, так и заниматься разработкой собственных;
- посещение ветеранов ВОВ и других известных людей нашего города;
- посещение мероприятий, приуроченных ко Дню Победы и ко Дню освобождения Воронежа и активное участие в этих мероприятиях. (Шефство над братскими могилами, участие в акциях памяти и т.п.).
Современность и взгляд в будущее
Конечно, нельзя не обращать внимание и на появление в нашем городе новых событий, достопримечательностей, пополняющих группу объективных факторов.
Среди них можно выделить появление новых символов города, таких как точная копия первого российского линейного корабля «Гото-Предестинация», куда можно также организовать экскурсию. В нашем городе появилось два «дома-музея Сергея Есенина», открыты памятники Владимиру Высоцкому, С.Я. Маршаку и, несомненно, в будущем нас ожидают новые сюрпризы. Главное - правильно использовать памятные места и исторические события, архитектурные и литературные памятники в процессе воспитания подрастающего поколения.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515