Управленческий аспект реализации здоровьесберегающего компонента образования

Доклад на научной сессии кафедры управления образовательными системами МПГУ «Управленческий аспект реализации здоровьесберегающего компонента образования»
Базанова Юлия Викторовна

Содержание и организация образовательного процесса всегда должны соответствовать возрастным функциональным особенностям учащихся. Подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями ученика – одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющий характер ее влияния на здоровье учащихся. Именно поэтому одной из главных задач государственной политики в области образования является обеспечение активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формирование ответственности за личное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовывать, является задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни.
Здоровьесберегающий компонент содержания образования представлен в различных аспектах:
Целезадающий – это создать модель образовательной среды: описание системы здоровьесберегающих технологий и их задач и целей;
Содержательный - формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
Процессуальный – исследование методов здоровьесбережения в процессе работы;
Ресурсный - образовательные, материальные, человеческие, психологические, здоровьесберегающие, социальные ресурсы.
А в своем исследовании мы рассматриваем актуальность проблемы проектирования программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни определена не только предписывающими документами Федерального государственного образовательного стандарта, но и жизненной необходимостью. Каждый руководитель образовательного учреждения, понимая значимость здоровьесберегающего подхода, решает ее с учетом индивидуальных особенностей, опираясь на организационно-правовую форму функционирования образовательного учреждения, возможность создания структурных подразделений – центров содействия и укрепления здоровья школьников, траекторию развития учебного заведения, интеграцию образовательных, воспитательных и методических планов работы школы, содержание здоровьесберегающих технологий.
Предполагается создание здоровьесберегающей образовательной среды школы, способной последовательно, системно и качественно решать комплекс проблем, связанных со здоровьем учащихся на основе реализации современных педагогических технологий, программ и проектов оздоровления.
Целью здоровьесберегающей деятельности школы является разработка эффективной организационно-управленческой формы, обеспечивающей комплексное формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, направленных на сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на различных ступенях образования.
Основные принципы здоровьесберегающей образовательной среды образовательного учреждения предполагают:
Комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
Непрерывность и последовательность проведения оздоровительных мероприятий в течение года.
Максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся и педагогического коллектива в целом.
Интеграцию и систематизацию оздоровительных технологий в образовательный процесс.
Преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое применение средств направленных на профилактику отклонений в состоянии здоровья.
Использование доступных педагогических технологий.
Формирование положительной мотивации у учащихся, сотрудников к проведению оздоровительных мероприятий.
Реализацию в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию учащихся, охране психического здоровья, оздоровлению детей.
Обучение всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, само коррекции, самоконтроля.
Повышение эффективности оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в образовательном учреждении санитарно-гигиенических норм и правил.
На современном этапе в новых условиях финансового обеспечения образовательных учреждений актуализируется проблема обновления содержания практики образования. В контексте нашего доклада эта проблема связана с вопросом, как и кем должны быть представлены знания и фрагменты культуры здорового образа жизни внутри образовательного процесса. Полагаем, что профессионализм педагога, его личностные особенности являются определяющими факторами успешности при реализации проекта создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.
Программа формирования учебно-воспитательного процесса предусматривает организацию и финансирование деятельности специализированных служб:
центр психолого-педагогического сопровождения учащихся с проведением мониторинга и корректировки психического развития учащегося: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, воображения;
методический центр по разработке и внедрению индивидуальных учебных программ по предметам, проведению мониторинга и корректировки эмоционально-волевой сферы и уровня обученности учащихся, разработке системы воспитательной работы, способствующей привитию ценностей здорового образа жизни;
методическое объединение учителей элективные курсы с профилизацией обучения на старшей ступени;
дополнительное образование, предусматривающее включение в учебный план экскурсий, уроков музыки, изо, этики.
Одним из аспектов здоровьесбережения в образовании является направленность на сотрудничество педагогов и обучающихся. Именно в рамках сотрудничества наиболее эффективно осуществляются позитивные изменения, как с точки зрения развития, так и в отношениях с партнерами по образованию.
Роль педагога заключается не только в том, чтобы создавать соответствующие условия, но и выявлять своеобразные границы для каждого ребенка, за которыми возможен ущерб здоровью.
Задача педагога состоит в том, чтобы оказать помощь обучающемуся в определении разумных, не идущих во вред здоровью, нагрузок.
Решая задачу нормализации нагрузок в рамках сотрудничества педагогов и обучающихся, следует учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности последних. Возрастные особенности накладывают общие ограничения на объем и интенсивность нагрузок, допустимых для обучающихся в образовательных процессах. Учет же индивидуальных особенностей требует от педагога серьезной работы по выявлению соответствующих особенностей. Все это возможно при том условии, что в своей работе педагог опирается на личностно-ориентированный, дифференцированный, деятельностный и другие подходы, где ученик выступает как цель образовательного процесса, превращаясь из обучаемого в обучающегося.
Одним из путей индивидуализации работы педагога с обучающимися является модульный подход. Он основан на использовании образовательных программ, составленных с помощью модулей. Это предполагает составление индивидуальных образовательных программ, в которых содержание образования представлено в виде самостоятельных учебных блоков (модулей).
В заключение, из опыта коллег, нами были выведены модели необходимые в управленческом аспекте здоровьесберегающего компонента в образовании.
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения (подобрана оптимальная цветовая гамма всех помещений задействованных в учебном процессе; возможности корректировки освещения, температурного режима и влажности воздуха; подбор квалифицированного (кандидаты педагогических наук, профильные специалисты) педагогического коллектива обеспечивающих оздоровительную работу с учащимися).
Рациональная организация учебного процесса (функционирование образовательного учреждения по типу режима школы полного дня, что обеспечивает учащихся оптимальной учебной и вне учебной нагрузкой; дифференцированный подход при организации оздоровительной работы с учащимися начальной, основной и старшей школы).
Организация физкультурно-оздоровительной работы (организация общешкольной зарядки, способствующей эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; полноценная и эффективная работа с учащимися различных групп здоровья; организация спортивных секций (баскетбол, мини-футбол, народный танец, спортивное ориентирование и туризм, общефизическая подготовка, единоборства) и привлечение к секционным занятиям широкого круга обучающихся детей; регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, внутри школьных и межшкольных соревнований, олимпиад, туристических походов, конкурсов).
Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья (на базе школы создана психолого-медико-педагогическая служба (психологи, логопеды, медицинские работники, социальный педагог) занимающаяся диагностикой, развивающей и коррекционной работой, консультированием, профилактической, просветительской и социальной работой с учащимися); обеспечена информационная доступность сведений о состоянии здоровья учащихся педагогам и родителям).
Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни (внедрены в систему работы образовательного учреждения образовательные программы, лекции, беседы, дни здоровья, конкурсы, спортивные праздники, направленные на формирование понятий ценности здоровья и здорового образа жизни; проводится анкетирование и консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек)
Данные компоненты модели здоровьесберегающей образовательной среды в совокупности могут предоставить успешность, при тесном сотрудничестве, профессионально сплоченного коллектива единомышленников, что позволит лучшей реализации управленческого аспекта здоровьесберегающего компонента образования.

15