План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: 
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:  Занятие по развитию речи в старшей        группе "Что мы знаем о зиме?"
Программное  содержание:
Закрепить  знания детей  о  зимних  признаках в  природе; Продолжать  учить  детей  согласовывать существительные  с  прилагательными, составлять описательные  загадки.
Развивать связную  речь  дошкольников, логическое  мышление, внимание, память.
Воспитывать культуру  поведения  детей  на  занятии.
Ход  занятия:
Дети  с  воспитателем  заходя  в  группу  и  здороваются  с  гостями на 3-ех языках (коми, английский, немецкий)
Описание   гостей:
- очаровательные
-с  модной  прической
- веселый  взгляд
- стильная  одежда
Педагог: ребята, вы  сейчас  нашли  для  гостей  разные  слова, поздоровались  необычно, как  вы  думаете,  какое  у  нас  будет  занятие: математика, лепка  или  речевое?
-Почему  вы  так  решили?
-Да , на  занятии  по  развитию  речи мы  придумываем  новые  слова, учимся  красиво говорить и приобретаем  новые  знания. А  если  знания  о  чем  - то  уже  есть, что  мы  можем  сделать?
Дети: рассказать кому – то, поделиться с  кем – либо.
Педагог: Не  хотите  ли  вы  сегодня  поделиться  с  гостями своими  знаниями?
А  в  гости  к  нам  пришли  не  только  воспитатели, но  и  Лунтик с  друзьями. Они  попали к  нам  зимой, а  о  зиме  ничего  не  знают: Кузя  говорит, что  зимой  очень  хорошо, Миле  зимой  холодно. Ну  а  Лунтик  теперь  в  раздумье: зима  - это  хорошо  или  плохо.
Поможем  им?
Наше  занятие  так  и  называется «Что  мы  знаем  о  зиме?» И  мы  всем  гостям  расскажем, что  знаем.
1 задание: Что  происходит  в  природе  зимой. 
Земля  покрывается  снежным одеялом
Водоемы  застыли под  толстым  слоем  льда
Не  поют  птицы, они  улетели
Деревья  не  растут, они  спят
Насекомые  забились  в  щели
Люди  одевают  теплые  шубы
2  задание не  менее  легкое, будьте  внимательны: закончи  предложение  о  зимних  приметах.
Если  на  вечернем  небе  много  звезд – жди  мороза
Кошка  скребет  пол – будет  метель
Сока  в  снегу  валяется – не  за  горами  вьюга
Галки  вьются  в  воздухе- к  снегопаду
Если  много  снега- будет  много  хлеба
Педагог: А  сейчас  я  предлагаю гостей  наших  развлечь стихотворением  «Снегопад», а  расскажем  мы  его  эхом.
Дети  садятся  на  стулья
Педагог: Ребята, мы   с  вами  знаем  много  о  зимних  месяцах, а  Лунтик  с  друзьями  нет. Давайте  расскажем им  об  этом.
- Декабрь – год  кончает, зиму  начинает. Декабрь  называют  студинец, так  как  он  самый студеный, холодный.
- Январь – году  начало, зиме  середина. Январь  крыша  зимы или  верхушка. И  это  самый  снежный  месяц  в  году.
-Февраль – в  феврале  2  друга- метель  да  вьюга. Февраль  лютый  спрашивает «как  обутый?». В  феврале  дуют  ветры  почти  каждый  день.
Ребята, а  как  вы  думаете, зима  - это  хорошо  или  плохо?
Высказывания  детей  о  плюсах  и  минусах  зимы.
Давайте  устроим  минуту  поэзии
Художественное  слово : «Снежинка», «Ах  как  весело  зимой», «Вьюга  нынче  потрудилась»
Педагог: следующее  задание очень  сложное: придумать  словосочетания.
Что  бывает  зимним? ….. вечер, ветер, пейзаж, день, праздник
Зимняя? Одежда, погода, картина, ночь
Зимнее? Дерево, утро, небо, пальто
ФизминуткаПедагог: ребята, я  предлагаю вам  игру  «Найди  сравнение»
Лед  прозрачный как
Вьюга  воет как
Снег  белый как
Сугроб  огромный  как
Разминка  для  ума «Четвертый  лишний». Будьте  внимательны.
Варианты:
Медведь, еж, верблюд, конь
Кенгуру, косуля, суслик, кит
Жираф, олень, козлик, лось
Лама, песец, заяц, еж
Переходим  к  составлению  загадок. Я  предлагаю  вам  выбрать любое  зимнее  явление
Снеговик
Белый, но  не сахар
Веселый, но  не  клоун
3-х этажный, но  не  дом.
Добрый, но  не Доктор  айболитПрием ТРИЗ  «Чудесная  лесенка»
Рассказ  составляется  по  вопросам  педагога.
Предлагаю  отгадать  загадку, которую мы  придумали  с  другой  подгруппой
Рыжая, но  не  лиса
Прыгает  по  веткам, но  не  воробей
Сушит  грибы, но  не  бабушка  (белка)
Рассказ  про  белку  составляет  ребенок с  помощью  чудесной  лесенки.
Итог: Ребята, скажите. Смогли ли  мы  убедить  Лунтика, что  зима  интересное  время  года?
Что  для  вас  было сложным – какое  задание.
Значит  над  словосочетаниями  мы  еще  будем  с  вами  работать.
Спасибо ребята за  сотрудничество.
                                                                                      Воспитатель: Аулова М. А.
                                                                2016г.