Модифицированная образовательная программа «Музыка и мы» художественно-эстетического направления

Управление образования администрации
Белгородского района Белгородской области
Муниципальное образовательное учреждение
« Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»




Утверждаю
Директор МОУ « Майская гимназия»
_______________А.Н.Манохин
№ 153 от «31» августа 2011 г






Программа
внеурочной деятельности
« Музыка и мы »
общекультурного направления
на 4 года
возраст обучающихся 7-11лет








Учитель музыки
Турфан Наталья Геннадьевна











п. Майский 2011 год




Программа внеурочной деятельности: « Музыка и мы». Тип программы: тематическая. Направление: общекультурная.



Автор программы:
Турфан Наталья Геннадьевна



Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета

от «31» августа 2011 г., протокол № 1



Председатель _________ А.Н.Манохин















Пояснительная записка
Модифицированная образовательная программа «Музыка и мы» художественно-эстетического направления, составлена на основе:
- авторской программы учителя музыки Лосевой Елены Вячеславовны.
Целью реализации данной программы является формирование музыкальной культуры подрастающего поколения.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- ознакомление с основами певческой культуры;
- формирование навыков и умений исполнения, простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен;
- обучение сценической культуре, работе в коллективе;
- умение воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека;
- развитие индивидуальных творческих способностей детей на основе исполняемых произведений, используя различные приемы вокального исполнения;
- формировать начала музыкальной культуры обучающихся;
- воспитание любви и уважения к духовному наследию, пониманию певческих традиций;
- формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- формирование потребности в общении с вокальной музыкой, создавая атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы многих музыкальных объединений, свидетельствует, что вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетическое развитие ребёнка, но и на умственное, способствует решению задачи гармонического развития личности.
Данная программа расширяет горизонты познания возможностей собственного голоса обучающихся, а также общей вокальной культуры человека, позволяет окунуться в прекрасный мир музыки.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня, современная песня в Гимназии- школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению, пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверяя партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7 до 11 лет. Срок реализации программы 4 года.
Годовая нагрузка 1 года обучения 33 часа, 2, 3, 4 года обучения 34 часа.
Организация образовательного процесса осуществляется на базе МОУ « Майская гимназия», занятия проводятся в актовом зале.
Формы проведения занятий зависят от сложности изучаемой темы, уровня подготовки обучающихся и их социально-возрастных особенностей и индивидуальных потребностей. Теоретические сведения обучающиеся получают в процессе практической работы, в форме бесед, экскурсий, игр, массовых мероприятий, концертов, используются наглядные пособия. Учебное занятие обычно начинается с того, что составляется план работы и ставится перед детьми цель, дается теоретический и практический материал, который закрепляется в ходе работы над песней.
Чтобы убедиться в прочности знаний и умений, в эффективности обучения школьников по модифицированной образовательной программе «Музыка и мы» проводятся три вида контроля:
1.входной контроль – в начале года (прослушивание выученной песни);
2.промежуточный контроль – каждую четверть (участие во внеклассных мероприятиях);
3.итоговый контроль – май (отчётный концерт).

Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Ценностные ориентиры по внеурочной деятельности основы вокального исполнительства «Музыка и мы» - духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результаты:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
бережное заинтересованное отношение к лучшим культурным традициям и вокальному искусству
Метапредмными результаты :
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Предметными результаты:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края и лучших классических традиций.
Прогнозируемые результаты
1 год обучения
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкальных постановках);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- умение двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
2 год обучения
- наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
- увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
- умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
- усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
- участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
3 год обучения
- умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
- умение использовать в работе над песней: опорное дыхание, артикуляцию, певческую позицию;
- знание элементов нотной грамоты;
участие в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
4 год обучения
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа;
- использование элементарных навыков ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
- исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
- умение услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
- умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения к исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.































Содержание 1 года обучения.

Раздел 1.(1ч)
1. Введение в программу. Прослушивание голосов обучающихся. Беседа по профилактике заболевания голосового аппарата.
Форма проведения занятия: Вводное учебное занятие
Методы и приёмы: системный метод.
Форма подведения итогов: опрос

Раздел 2. Основы вокальных навыков (7ч)

2.1Знакатомство с голосовым аппаратом и его строением(2ч)
Теоретические знания: рассказать о строении голосового аппарата человека, об отличии детского голосового аппарата от взрослого. Как развивается детский голос.
Практическая работа: работа над изучаемой песней
Форма проведения занятия: Учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий;
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

2.2 Певческая установка, дыхание(2ч)
Теоретические знания. Прежде чем приступить к воспитанию того или иного вокально-хорового навыка, необходимо научить хористов принимать правильную певческую установку. Нельзя сидеть или стоять небрежно, облокачиваться на что-нибудь, сутулиться, разваливаться на стуле. Вялость, небрежность в позе участника хора свидетельствует о том, что он не готов к пению. При пении нужно соблюдать прямое (но не напряженное) положение корпуса, голову держать прямо, как бы следя за полетом звука, плечи отвести назад, руки или свободно опустить или положить на колени (при пении сидя). Полезно обратить внимание хора на отдельных участников, с правильной певческой установкой. Можно предложить хору следить за пением группы хористов и отмечать среди них правильно поющих. Этот прием активизирует учащихся: находя достоинства или недостатки в пении сверстников, они лучше усваивают певческие правила.
Практическая работа: работа над правильным певческим дыханием, звукообразованием при пении. Применение этих умений при исполнении изучаемых песен.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

2.3 Артикуляция, дикция(2ч)
Теоретические знания. В состав артикуляционного аппарата входят: ротовая полость с языком, мягким небом, нижней челюстью, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией. Выразительное, глубоко осмысленное пение может быть только при ясной дикции и правильной артикуляции, что создает естественную регулировку дыхания и звукообразования.
Практическая работа: работа над артикуляцией в изучаемых песнях.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

2.4 Звукообразование. (1 ч)
Теоретические знания. Звукообразование- взаимодействие дыхательных, артикуляционных органов с работой гортани. Этот навык является главным. Он определяется владением разнообразным тембром, умением использовать различные типы атаки звука, способы артикуляции. Умение правильно интонировать является частью навыка звукообразования и тесно связано с регистрами. Звукообразование как целостный процесс не исключает навыков артикуляции, певческого дыхания, обеспечивающих качества дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику и пр.
Практическая работа: работа над звукообразованием в изучаемых песнях.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

Раздел 3. Вокальная работа (7ч)

3.1Виды певческих голосов(2ч)
Теоретические знания. Человеческий голос - это инструмент, который требует максимального количества занятий, и чтобы добиться каких-то результатов, мы должны понять, как он работает.
Практическая работа: работа над собственным голосом.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

3.2 Ансамбль и строй в ансамбле(2ч)
Теоретические знания: рассказать о важнейших элементах исполнительской звучности - ансамбле и строе. Виды: ритмический ансамбль, динамический ансамбль, унисонный ансамбль, гармонический ансамбль. Также объяснить, что строй ансамбля, является одним из главных элементов ансамблевой техники.
Практическая работа: провести работу над ансамблем и строем при изучении песен к Новогодним праздникам.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

3.3 Вокально-хоровые упражнения(2ч)
Теоретические знания. Значительное место в системе хорового обучения занимают вокально-хоровые упражнения. Их цель - вооружить коллектив техническими приемами, которые помогут ему выразительно исполнять сочинения различные по характеру и степени трудности. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков, развивают технику хора (пение в быстром темпе, цепное дыхание); они направлены на то, чтобы создать в хоре единую манеру пения.
Практическая работа: применение вокально-хоровых упражнений при работе над изучаемыми песнями.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

3.4 Пение в унисон (1 ч)
Теоретические знания. Дать понятие пения в унисон.
Практическая работа: Работа над пением в унисон в изучаемых песнях.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

Раздел 4. Средства художественной выразительности в пении(10ч)

4.1 Общее понятие о средствах художественной выразительности(2ч) Теоретические знания: рассказать о важности средств художественной
выразительности для достижения общей художественной цели ансамблевого пения. Дать понятие о том, что лишь проникнутое единством художественное произведение способно взволновать слушателей.
Практическая работа: на примерах песенного материала показать всю важность средств художественной выразительности.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

4.2 Работа над мелодией и поэтическим текстом( 2ч)
Практическая работа: работа над мелодией как главным средством
художественной выразительности в разучиваемых песнях, а также над поэтическим текстом, так как произношение текста во время пения должно быть осмысленным, соответствовать характеру и содержанию произведения.
Форма проведения занятия: Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности;
Методы и приёмы: системный метод
Форма подведения итогов: исполнение песни

4.3 Фразировка в пении(2ч)
Теоретические знания: объяснить, что такое фразировка, о важнейших средствах фразировки.
Практическая работа: работа над фразами в изучаемых песнях.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

4.4 Динамические оттенки в пении(2ч)
Теоретические знания: дать понятие о том, что живое дыхание музыки можно передать только с помощью динамических оттенков. Рассказать о видах динамики, как они изображаются и исполняются.
Практическая работа: работа над динамикой в изучаемых песнях, разучивание песен к Международному женскому дню.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

4.5 Хореография(2ч)
Теоретические знания: дать понятие о хореографии и о необходимости её использования при исполнении песни.
Практическая работа: обучение сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

Раздел 5. Основы музыкальной грамоты (6ч)

5.1 Знакомство с нотами, нотным станом, скрипичным ключом(2ч)
Теоретические знания: дать понятие о нотах, нотном стане, скрипичном ключе.
Практическая работа: пение простых нотных упражнений.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

5.2 Понятие о такте, о сильной и слабой долях. (2)
Теоретические знания: дать понятие о такте, сильных и слабых долях.
Практическая работа: работа над тактированием в изучаемых песнях.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

5.3 Понятие о длительности звука(2)
Теоретические знания: дать понятие того, что звуки в музыке имеют разную длительность.
Практическая работа: работа над понятием длительности звука в изучаемых песнях.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

Раздел 6. Итоговое занятие(2ч)
6.1Повторение пройденного материала (в форме теста, презентации, игры)(1)
6.2 Концерт (для учителей, родителей, одноклассников)(1)
















Учебно-тематическое планирование 1 года обучения
№ п\п
Разделы программы
и темы учебных занятий
Всего часов
В том числе




Теория
Практика

1.
Введение в программу. Прослушивание голосов обучающихся. Беседа по профилактике заболевания голосового аппарата.
1
1
-

2.
Основы вокальных навыков
7
3,5
3,5

2.1
Знакомство с голосовым аппаратом и его строением
2
1
1

2.2
Певческая установка, дыхание
2
1
1

2.3
Артикуляция, дикция
2
1
1

2.4
Звукообразование
1
0,5
0,5

3.
Вокальная работа
7
3,5
3,5

3.1
Виды певческих голосов
2
1
1

3.2
Ансамбль и строй в ансамбле
2
1
1

3.3
Вокально-хоровые упражнения
2
1
1

3.4
Пение в унисон
1
0,5
0,5

4.
Средства художественной выразительности в пении
10
4
6

4.1
Общее понятие о средствах художественной выразительности
2
1
1

4.2
Работа над мелодией и поэтическим текстом
2
-
2

4.3
Фразировка в пении
2
1
1

4.4
Динамические оттенки в пении
2
1
1

4.5
Хореография
2
1
1

5.
Основы музыкальной грамоты
6
3
3

5.1
Знакомство с нотами, нотным станом, скрипичным ключом
2
1
1

5.2
Понятие о такте, о сильной и слабой долях
2
1
1

5.3
Понятие о длительности звука
2
1
1

6.
Итоговое занятие
2
0,5
1,5

6.1
Повторение пройденного материала
1
0,5
0,5

6.2
Концерт
1
-
1


Всего часов
33
15,5
17,5





Содержание 2 года обучения.

Раздел 1.Основы вокальных навыков (7ч)

1.1 Повторение материала 1 года обучения (2ч) Теоретические знания: проверить и закрепить теоретические знания, полученные за 1 год обучения
Практическая работа: исполнение всех пройденных песен.
Форма проведения занятия: Учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий;
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песен

1.2 Певческая установка, дыхание(2ч)
Теоретические знания. Закрепление знаний о правильной певческой установке.
Певческий вдох и выдох разделяется мгновенной паузой- остановкой дыхания, после чего начинается выдох. Эта остановка- фиксация дыхательной позиции (положение полузевка, приподнятая грудная клетка).
Основная задача выдоха - экономное расходование дыхания и плавность. Дети, часто набирая большое количество воздуха при вдохе, расходуют его уже на первых звуках музыкальной фразы. Чтобы научить экономно, расходовать дыхание, можно делать такое упражнение. Указательный палец поставить на расстоянии 8-10 см от губ. Сделав глубокий вдох, задержать выдох, зафиксировать приподнятую грудную клетку и начать выдох сквозь маленькую щелочку между губ. Дыхание должно слегка обдувать палец, согревая его и должно быть экономным. Учитель одновременно считает до пяти, потом наращивает счет до 10. Также учителю необходимо следить за тем, чтобы после окончания музыкальной фразы, после снятия звука сохранялось вдыхательное положение грудной клетки, «оставался резерв дыхания». Это позволяет быстро организовать новый вдох.

Практическая работа: работа над правильным певческим дыханием, звукообразованием при пении. Применение этих умений при исполнении изучаемых песен.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

1.3 Артикуляция, дикция(2ч)
Теоретические знания. Обучение пению связано с перестройкой работы голосового аппарата с речевой функции на певческую. Певческий гласный звук помимо формант речевой гласной, содержит еще и певческие форманты, которые придают ему звонкость, полетность, округлость и бархатистость в звучании.
Так как пение осуществляется только на гласных, поэтому на них и вырабатываются все вокальные качества голоса (тембр, сила, точность интонации, регистровая ровность) и техника. Поэтому каждому руководителю необходимо знать пути образования певческого гласного звука.
Практическая работа: работа над артикуляцией в изучаемых песнях.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

1.4 Звукообразование. (1 ч)
Теоретические знания. Звук рождается в гортани при совместной работе голосовых связок и органов дыхания. Но, возникнув в гортани, он еще не имеет определенного характера того или другого гласного. Только в резонаторных полостях звук получает определенное оформление (окраску) в зависимости от формы ротоглоточного канала. Поэтому важен практический вывод: гортань при пении должна иметь устойчивое положение, т.к. все гласные звуки, воспроизводимые гортанью, имеют одинаковый характер и уже обладают основными качествами: силой, точной высотой, тембром. Одинаковое положение гортани достигается не фиксацией внимания хористов на ее движениях, а постоянной целенаправленной работой над единообразной манерой пения гласных.
Практическая работа: работа над звукообразованием в изучаемых песнях.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

Раздел 2. Вокальная работа (9ч)

2.1Виды певческих голосов(2ч)
Теоретические знания. Выделяется три вида певческих голосов:
Бас - низкий мужской голос
Баритон - средний мужской голос"
З. Тенор - высокий мужской голос. Мужчины имеют «добавку» к своему диапазону, называется ФАЛЬЦЕТ! Фальцет звучит не так мощно как основной голос.

Фальцет- способ звукоизвлечения, позволяющий испытать свободу пения верхней части диапазона. В отличие от головного голоса, фальцет не связывается с грудным голосом. Этот факт, а так же незначительные динамические возможности фальцета, ограничивают его использование его кругом специальных вокальных эффектов.

Женские:
Сопрано - высокий женский голос.
Меццо - сопрано - средний женский голос.
Контральто - низкий женский голос.
Детские:
1. Дискант - голос мальчиков. В ансамбле дисканты разделяются на низкие, средние и |высокие по вокальным партиям.
2 Сопрано - высокий голос девочек. В ансамбле голоса сопрано разделяются по вокальным партиям.
3. Альт - низкий голос девочек. В ансамбле альты разделяются по вокальным партиям.

Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни


2.2 Ансамбль и строй в ансамбле(2ч)
Теоретические знания: Чтобы добиться ансамбля, нужна кропотливая работа руководителя и всех исполнителей. Умение певца подчинить свою индивидуальность задачам коллектива - основное правило настоящего ансамбля. В навыке ансамблевого пения и проявляется главная суть хорового исполнения - коллективность.
Практическая работа: провести работу над ансамблем и строем при изучении песен к Новогодним праздникам.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

2.3 Вокально-хоровые упражнения(2ч)
Теоретические знания. Вначале распевания целесообразно применять привычные, несложные, хорошо впетые упражнения. Затем уже даются упражнения, направленные на усложнение освоенного или на формирование нового навыка. Сначала упражнения надо выполнять в спокойном темпе, далее темп меняется в зависимости от методических целей. При введении нового упражнения его мелодию лучше играть в унисон с поющим. Подыгрывать нужно гораздо тише поющего, чтобы не мешать ему слушать себя. Как только интонация станет устойчивой, оставлять только гармоническую поддержку. Паузы между повторениями упражнения должны быть по возможности одинаковыми, чтобы поющий мог без спешки хорошо подготовиться к следующему повторению упражнения.
Практическая работа: применение вокально-хоровых упражнений при работе над изучаемыми песнями.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

2.4 Пение в унисон (1 ч)
Практическая работа: Работа над пением в унисон в изучаемых песнях.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни
2.5Концерт «Несёт улыбки Новый год»(2 часа)

Раздел 3. Средства художественной выразительности в пении(10ч)
3.1 Общее понятие о средствах художественной выразительности(2ч) Теоретические знания: рассказать о важности средств художественной
выразительности для достижения общей художественной цели ансамблевого пения. Дать понятие о том, что лишь проникнутое единством художественное произведение способно взволновать слушателей.
Практическая работа: на примерах песенного материала показать всю важность средств художественной выразительности.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни
3.2 Работа над мелодией и поэтическим текстом(2ч) Практическая работа: работа над мелодией как главным средством
художественной выразительности в разучиваемых песнях, а также над поэтическим текстом, так как произношение текста во время пения должно быть осмысленным, соответствовать характеру и содержанию произведения.
Форма проведения занятия: Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности;
Методы и приёмы: системный метод
Форма подведения итогов: исполнение песни

3.3 Фразировка в пении(2ч)
Теоретические знания: объяснить, что такое фразировка, о важнейших средствах фразировки.
Практическая работа: работа над фразами в изучаемых песнях.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни
3.4 Динамические оттенки в пении(2ч)
Теоретические знания: дать понятие о том, что живое дыхание музыки можно передать только с помощью динамических оттенков. Рассказать о видах динамики, как они изображаются и исполняются.
Практическая работа: работа над динамикой в изучаемых песнях, разучивание песен к Международному женскому дню.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни
3.5 Хореография(2ч)
Теоретические знания: дать понятие о хореографии и о необходимости её использования при исполнении песни.
Практическая работа: обучение сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

Раздел 4. Основы музыкальной грамоты (4ч)

4.1 Пение по нотам простых произведений (2ч)
Теоретические знания: повторить знания о нотах, нотном стане, скрипичном ключе.
Практическая работа: пение простых нотных упражнений.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

4.2 Понятие стаккато и легато в нотной записи (2ч)
Теоретические знания: дать понятие о такте, сильных и слабых долях.
Практическая работа: работа над тактированием в изучаемых песнях.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

Раздел 5. Итоговое занятие(4ч)
5.1Повторение пройденного материала (в форме теста, презентации, игры)(2ч)
5.2 Концерт (для учителей, родителей, одноклассников)(2ч)



Учебно-тематическое планирование 2 года обучения
№ п\п
Название разделов и тем
Всего часов
В том числе


Теория
Практика

1.
Основы вокальных навыков
7
3,5
3,5

1.1
Повторение материала 1 года обучения
2
1
1

1.2
Певческая установка, дыхание
2
1
1

1.3
Артикуляция, дикция
2
1
1

1.4
Звукообразование
1
0,5
0,5

2.
Вокальная работа
9
3
6

2.1
Виды певческих голосов
2
1
1

2.2
Ансамбль и строй в ансамбле
2
1
1

2.3
Вокально-хоровые упражнения
2
1
1

2.4
Пение в унисон
1
-
1

2.5
Концерт « Несёт улыбки Новый год»
2
-
2

3.
Средства художественной выразительности в пении
10
4
6

3.1
Общее понятие о средствах художественной выразительности
2
1
1

3.2
Работа над мелодией и поэтическим текстом
2
-
2

3.3
Фразировка в пении
2
1
1

3.4
Динамические оттенки в пении
2
1
1

3.5
Хореография
2
1
1

4.
Основы музыкальной грамоты
4
2
2

4.1
Пение по нотам простых произведений
2
1
1

4.2
Понятие стаккато и легато в нотной записи
2
1
1

5.
Итоговое занятие
4
1
3

5.1
Повторение пройденного материала
2
1
1

5.2
Концерт
2
-
2


Всего часов
34
13,5
20,5









Содержание 3 года обучения.

Раздел 1. Вокальная работа (16ч)
1.1Повторение материала 2 года обучения(2ч)
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песен

1.2 Певческая установка, дыхание(2ч)
Практическая работа: работа над правильным певческим дыханием, звукообразованием при пении. Применение этих умений при исполнении изучаемых песен.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

1.3 Артикуляция, дикция(2ч)
Практическая работа: работа над артикуляцией в изучаемых песнях.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

1.4 Звукообразование при исполнение простого двухголосия (2 ч)
Практическая работа: работа над звукообразованием в изучаемых песнях.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

1.5 Слух- регулятор голоса(2ч)
Практическая работа: работа над слухом в изучаемых песнях.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

1.6 Ансамбль и строй в ансамбле(2ч)
Практическая работа: провести работу над ансамблем и строем при изучении песен к Новогодним праздникам.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

1.7 Вокально-хоровые упражнения(2ч)
Теоретические знания. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения первого уровня
· формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Практическая работа: применение вокально-хоровых упражнений при работе над изучаемыми песнями.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

1.8 Подготовка к концерту «Несёт улыбки Новый год»(2 часа)

Раздел 2. Средства художественной выразительности в пении(10ч)
2.Работа над распеванием голоса (2)
Теоретические знания: рассказать о важности распевания для достижения общей художественной цели ансамблевого пения. Дать понятие о том, что лишь проникнутое единством художественное произведение способно взволновать слушателей.
Практическая работа: Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась детям слишком утомительной, педагог может разнообразить этот вид работы, предлагая исполнение упражнений в разных вариантах.
Прием «эхо».
Сначала вся группа поет распевание относительно громким звуком, а затем повторяет его же в тихой динамике. Таким образом поется ряд распеваний с движением по хроматической гамме.
Прием «перекличка».
Педагог делит коллектив на две группы. Сначала распевание поет одна группа, затем его же повторяет вторая. В переходе на исполнение распевания с другого звука последовательность исполнителей меняется: сначала распевание поет вторая группа, а затем его же повторяет первая.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

2.2 Работа над музыкальным слухом и памятью (2ч)
Теоретические знания: рассказать о важности работы над музыкальным слухом и памятью, как неотъемлемой части высоко – художественного исполнения песни.
Практическая работа: Упражнение «Речевой портрет».
Попробуйте изобразить голосом:
1) пение птиц (кукушка «ку-ку», воробей – «чив-чив», ворона – «ка-а-а-р», дятел – «тук-тук»);
2) возгласы зверей;
3) воспроизвести голоса родных, друзей.
Это упражнение развивает у детей речевой регистр.
Форма проведения занятия: Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности;
Методы и приёмы: системный метод
Форма подведения итогов: исполнение песни

Развитие чувства ритма (2ч)
Теоретические знания: Для того чтобы создать выразительную мелодию, недостаточно взять один за другим несколько звуков разной высоты. Их нужно организовать, соразмерить. Слово ритм и означает «соразмерность». Звуки разной продолжительности, чередуясь, выстраиваются в определенный звуковой рисунок. По этому рисунку мы узнаем вальс, мазурку, тарантеллу, марш.
Цель: развить чувство метра и ритма; привить навыки элементарной ритмической импровизации, приобщить к различным формам музыкального исполнительства в ролевых играх.
Практическая работа: Упражнение-игра «Хлопай в такт».
Повторяйте эту игру на каждом занятии в течение года. Вместе с детьми попробуйте уловить и воспроизвести хлопками в ладоши метрический пульс речи, а затем звучащей музыки.
Упражнение «Маршируем под музыку».
Устройте конкурс: кто лучше промарширует и отобразит метрический пульс в ходьбе.
Шутки-прибаутки.
Барашеньки-крутороженьки
По горам ходят, по лесам бродят,
В скрипочку играют,
Машу потешают.
Понятие ритма: чередование длинных и коротких звуков, игра на двух ложках.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

2.4 Художественный образ в песне (2ч)
Практическая работа: работа над художественным образом в изучаемых песнях, разучивание песен к Международному женскому дню.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

2.5 Соотношение сценического движения и пения (2ч)
Теоретические знания: дать понятие о хореографии и о необходимости её использования при исполнении песни.
Практическая работа: Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта:
Настраивайте себя на концерт задолго до выхода на сцену, ещё дома, собирая ноты, готовя костюм и реквизит.
Старайтесь делать все, получая удовольствие: от надетого вами платья или костюма, подбора грима и предвкушения чуда, которое называется «сцена».
Оденьтесь, сделайте последние штрихи, выпрямитесь, разверните плечи, чтобы нормально дышать и красиво выглядеть, что немаловажно, улыбнитесь и вперед.
Состояние перед выходом на сцену сравнивается с поведением скаковой лошади перед стартом. Это состояние возвышенного возбуждения и нетерпения быстрейшего выхода на сцену. Несите себя ровно, с достоинством, с высоко поднятой головой.
Вот вы на сцене и перед вами сотни зрителей. Не начинайте выступление сразу, старайтесь даже при самом страшном волнении сохранять внешнее спокойствие.
Если сильное сердцебиение, и дыхание не восстанавливается, сохнет во рту, рекомендуют раза три медленно вздохнуть и выдохнуть, тихонечко покусать кончик языка – это вас успокоит и увлажнит полость вашего рта.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни
Раздел 3. Основы музыкальной грамоты (2ч)
3.1 Пение по нотам простых двухголосных произведений (2ч)
Теоретические знания: повторить знания о нотах, нотном стане, скрипичном ключе.
Практическая работа: пение простых двухголосных упражнений.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни
Раздел 4. Итоговое занятие. Концертная деятельность.(6ч)
4.1Повторение пройденного материала (в форме теста, презентации, игры)(2ч)
4.2 Концерт « Краски осени»(1ч)
4.3 Концерт « Несёт улыбки Новый год»(1ч)
4.4 Итоговый концерт(2ч)
Учебно-тематическое планирование 3 года обучения
№ п\п
Название разделов и тем
Всего часов
В том числе



Теория
Практика

1.
Вокальная работа
16
2
14

1.1
Повторение материала 2 года обучения
2
1
1

1.2
Певческая установка, дыхание
2
-
2

1.3
Артикуляция, дикция
2
-
2

1.4
Звукообразование при исполнение простого двухголосия
2
-
2

1.5
Слух- регулятор голоса
2
-
2

1.6
Ансамбль и строй в ансамбле
2
-
2

1.7
Вокально-хоровые упражнения
2
1
1

1.8
Подготовка к концерту« Несёт улыбки Новый год»
2
-
2

2.
Средства художественной выразительности в пении
10
4
6

2.1
Работа над распеванием голоса
2
1
1

2.2
Работа над музыкальным слухом и памятью
2
1
1

2.3
Развитие чувства ритма
2
1
1

2.4
Художественный образ в песне
2
-
2

2.5
Соотношение сценического движения и пения
2
1
1

3.
Основы музыкальной грамоты
2
1
1

3.1
Пение по нотам простых двухголосных произведений
2
1
1

4.
Итоговое занятие
Концертная деятельность
6
1
5

4.1
Повторение пройденного материала
2
1
1

4.2
Концерт « Краски осени»
1
-
1

4.3
Концерт « Несёт улыбки Новый год»
1
-
1

4.4
Итоговый концерт
2
-
2


Всего часов
34
8
26








Содержание 4 года обучения.

Раздел 1. Вокальная работа (18ч)
1.1Повторение материала 3 года обучения(2ч)
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песен

1.2 Певческая установка, дыхание(2ч)
Практическая работа: работа над правильным певческим дыханием, звукообразованием при пении. Применение этих умений при исполнении изучаемых песен.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

1.3 Артикуляция, дикция(2ч)
Практическая работа: работа над артикуляцией в изучаемых песнях.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

1.4 Звукообразование при исполнение простого двухголосия (2 ч)
Практическая работа: работа над звукообразованием в изучаемых песнях.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

1.5 Слух- регулятор голоса(2ч)
Практическая работа: работа над слухом в изучаемых песнях.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

1.6 Ансамбль и строй в ансамбле(2ч)
Практическая работа: провести работу над ансамблем и строем при изучении песен к Новогодним праздникам.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

1.7 Вокально-хоровые упражнения(2ч)
Теоретические знания. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения первого уровня
· формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Практическая работа: применение вокально-хоровых упражнений при работе над изучаемыми песнями.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

1.8 Импровизация при пении(2ч)
Теоретические знания: Рассказать о методах импровизации в пении.
Практическая работа: Дети садятся на полу в круг. Один из них сворачивается на полу, как спящий ежик.
Сидящие ребята могут производить любые звуки – шуршать, стучать по полу, по телу, в ладоши, произносить любые звуки, слоги – отрывисто или протяжно. Важно скоординировать свои усилия с группой в динамике – композиция развивается волнообразно – от пиано до форте через ряд crescendo и diminuendo.
< p < > pm < mf < f > mf < ff
«Спящий ежик» чутко реагирует на все изменения динамики, постепенно «просыпаясь».

1.9 Подготовка к концерту «Несёт улыбки Новый год»(2 часа)

Раздел 2. Средства художественной выразительности в пении(8ч)
2.1 Работа над распеванием голоса (2ч)
Практическая работа:
Прием «перекличка».
Педагог делит коллектив на две группы. Сначала распевание поет одна группа, затем его же повторяет вторая. В переходе на исполнение распевания с другого звука последовательность исполнителей меняется: сначала распевание поет вторая группа, а затем его же повторяет первая.
Прием «соревнование».
Группа поочередно исполняет попевку. Педагог или сами дети дают оценку исполнению: кто точнее спел. По мере освоения простейших распеваний следует постепенно разучивать новые, которые строятся в более широком диапазоне.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

2.2Развитие чувства ритма (2ч)
Практическая работа:
Упражнение «Спой свое имя».
Покажите детям, как можно интересно ритмизовать имена в соответствии с простейшими формулами, например:



Варьируйте имя каждого ребенка – пусть все дети повторяют эти ритмические варианты, отхлопывая ритмический рисунок в ладоши и произнося имена нараспев.
Упражнение «Угадай имя».
Учите детей находить слова к ритмам.
Предложите выполнить хлопки в ладоши одного из знакомых вариантов ритмизации имен. Дети на примере любого имени угадывают и произносят этот вариант, например:



Упражнение «Хор часов».
Предложите детям изобразить одновременный ход больших и маленьких часов в речевом ритмизованном двухголосии. Для этого детей разделите на две группы. Первая группа произносит низким голосом «бом-бом» (четвертными длительностями), а вторая – высоким голосом «тики-тики» (восьмыми длительностями).


Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

2.3 Художественный образ в песне (2ч)
Практическая работа: работа над художественным образом в изучаемых песнях, разучивание песен к Международному женскому дню.
Форма проведения занятия: Повторение ранее изученного материала, учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и способов действий.
Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

2.5 Соотношение сценического движения и пения (2ч)
Практическая работа: Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта:
Стройте программу вашего концерта по нарастающей, перемежая сильные тяжелые произведения более легкими, чтобы связки и весь организм успевал немного отдохнуть.
Ведите себя в паузах между произведениями интеллигентно и с достоинством, не забывая при этом про улыбку.
Не кланяйтесь в низком реверансе – это признак дурного тона. Также не рассылайте бесконечные воздушные поцелуи.
Во время пения не смотрите в пол, глаза при пении очень важны, они выражают эмоциональное состояние каждого произведения.
Не переминайтесь с ноги на ногу, найдите положение, удобное для вашего тела. Не рекомендуется стоять во время пения фронтально к публике, лучше развернуть торс в полуобороте, выдвинув одну ногу вперед.
Не машите чрезмерно руками – это говорит о нервозности и непрофессионализме, но и не зажимайте руки, прижав их к себе, так как при пении живет весь организм. В зависимости от образа руки могут быть нежными, страстными и даже страшно скрюченными, но это только в том случае, если этого требует образ.
Заканчивайте выступление на его пике, не утомляя публики, и ни в коем случае не заканчивайте концерт после пика менее выигрышными произведениями. Заканчивайте тогда, когда во время пика публика еще хочет и хочет вас слушать.

Методы и приёмы: творческий метод
Форма подведения итогов: опрос, исполнение песни

Раздел 3. Итоговое занятие. Концертная деятельность.(8ч)
3.1Повторение пройденного материала (в форме теста, презентации, игры)(2ч)
3.2 Концерт « Краски осени»(1ч)
3.3 Концерт « Несёт улыбки Новый год»(1ч)
3.4 Концерт «Нашим мамам»(2ч)
3.4 Итоговый концерт(2ч)











Учебно-тематическое планирование 4 года обучения
№ п\п
Название разделов и тем
Всего часов
В том числе



Теория
Практика

1.
Вокальная работа
18
2
16

1.1
Повторение материала 3 года обучения
2
1
1

1.2
Певческая установка, дыхание
2
-
2

1.3
Артикуляция, дикция
2
-
2

1.4
Звукообразование при исполнение двухголосия
2
-
2

1.5
Слух- регулятор голоса
2
-
2

1.6
Ансамбль и строй в ансамбле
2
-
2

1.7
Вокально-хоровые упражнения
2
-
2

1.8
Импровизация при пении
2
1
1

1.9
Подготовка к концерту« Несёт улыбки Новый год»
2
-
2

2.
Средства художественной выразительности в пении
8
-
8

2.1
Работа над распеванием голоса
2
-
2

2.2
Развитие чувства ритма
2
-
2

2.3
Художественный образ в песне
2
-
2

2.4
Соотношение сценического движения и пения
2
-
2

3.
Итоговое занятие
Концертная деятельность
8
1
7

3.1
Повторение пройденного материала
2
1
1

3.2
Концерт « Краски осени»
1
-
1

3.3
Концерт « Несёт улыбки Новый год»
1
-
1

3.4
Концерт «Нашим мамам»
2
-
2

3.5
Итоговый концерт
2
-
2


Всего часов
34
3
31









Учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во
обучающихся
в классе
Необходимое
кол-во
Фактическое
кол-во
Оснащённость
%

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Программа Лосевой Е.В. « Акварельки»






Методические пособия (рекомендации к проведению занятий)
133
1
1
100


Методические журналы по искусству
133
1
1
100


Музыкальная энциклопедия (в цифровой форме)
133
1
1
100

2. Печатные пособия

Книги о музыке и музыкантах (в том числе в цифровой форме)
133
1
1

100


Дидактический раздаточный материал: карточки по музыкальной грамоте и хоровой работе (комплект)

Хрестоматии музыкального материала
133





133
1





1
1





1
100





100


Сборники песен и хоров
133

1
1
100

3. Технические средства

Акустическая система
133
1
1
100


Микрофоны
133
1
1
100


Проектор
133
1
1
100


Экспозиционный экран
133
1
1
100

4. Музыкальные инструменты

Фортепиано
133
1
1
100


Баян
133
1
1
100


Клавишный синтезатор

133
1
1
100























13PAGE 15


13PAGE 142315




Заголовок 315