Статья Берегите народную куклу!


Сберегите народную куклу!
Семенова Людмила Владимировна педагог дополнительного образования ГБУДО РХ «РЦДО»
В сфере образования время вносит изменения, вводится профессиональный стандарт, в регионах открываются технопарки. Одни кружки признаются менее востребованными, другие, согласно времени, считаются более востребованными . В последнее время робототехнике уделяется большое внимание, конструирование роботов считается развитием инженерного развития ребёнка . Кто то даже думает , что инженерное видение можно развивать исключительно на технических кружках. В какой- то мере это правильно, но почему тогда под угрозой закрытия становится художественное направление? Неужели всего за несколько лет оно стало невостребованным и ушло в прошлое? Неужели устарело, перестало способствовать развитию и отстало от времени?
Ни один месяц на Руси не обходился без той или иной кулы- обереговой, игровой, лечебной: кубышка –травница,зерновушка, ангел-крестец, московка, зайчик на пальчик, покосница, веснянка-это ли не народные традиции, это ли не повод изучать нашу, народную культуру?
Работать с геометрически правильными узорами, вышивать на пяльцах, рисовать- все эти навыки , которые всю жизнь развивают в художественно одарённых детях, а у профессиональных художников связаны с точными расчётами и математикой, конструированием. Поверьте, это не просто- взять и изготовить такую куколку- здесь нужно знать и пропорции, принимать правильное цветовое решение, аккуратно изготовить и внести неповторимость авторства- это огромный творческих труд, который развивает и облагораживает ребёнка, оставляя в нём живой след народной педагогики.
«Все мы родом из детства» с успехом могут сказать выходцы из центров детского творчества, в дальнейшем посвятившим себя работе с детьми именно по тому направлению, которое было развито в детские лета, изначально. Любимое рисование, лепка, резьба по дереву- всё, что связана с изобразительной деятельность, с рукой, с мозгом, то, что развивает, помогает раскрыть творческий потенциал, стать человеку счастливым, востребованным, удачливым…
Недаром говорят, что одарённый человек талантлив везде- явление, которое мы наблюдаем на одарённых детях- они успевают и рисовать и посещать театральный кружок и спортом занимаются…Конечно же, одарённость есть разной направленности, но знание традиций , истоков, изучение народного творчества тоже должно приветствоваться в образовании. Ведь просто дизайнеров- их , что говорится «пруд пруди», а вот художников, которые знают историю народа, природосообразность вещей, изготовленных в прошлом, которые видят этот кладезь, таких нужно воспитывать и сделать это в дополнительном образовании. А уж потом, получив базовые знания, детей обучают работам в современных программах, преломляют дизайнерское видение на современность, но делают это органично, не ломая и не уничтожая вечное, разумное, доброе.
Обереги и куклы, которые изготавливали наши предки заслуживают внимания и в целях изучения истории и в целях развития культурно-воспитательных основ ребёнка .Ведь мы воспитываем не только умения ,навыки, компетенции. Мы стараемся воспитать успешную личность, находящую выход из любой ситуации. А здесь нужны неоспоримые знания, те, на которые можно опереться в любом возрасте, знания, проверенные временем- а это всегда народные истоки, потребность в развитии, базовые национальные ценности.
Народная кукла- такое, казалось бы, простое скручивание тряпочек, с сопровождением в ту или иную легенду…Легенда о свекрови и невестке, легенда о неразлучной молодой паре, легенда о богатыре…И всё это- в обычных куклах, пришедших к нам из прошлого.
Тряпичная куколка изготавливалась в семьях самостоятельно, её нельзя было выбрасывать, ведь материал в то время был дорогим. Поэтому куколку переворачивали и перекручивали по многу раз, сохраняя и завещая в сундуках свои детям. И каждая такая кукла была индивидуальной, её делали определённому ребёнку, думая о этом ребёнке, вкладывая в изделие теплоту души и любовь. Кукла была объектом конструирования, моделирования, авторского видения. В некоторых крестьянских семьях в сундуках для детей насчитывалось до ста и более таких куколок.
При любых событиях и переменах ребенок остаётся ребёнком и, как свойственно детям, он выстраивает свой мир вокруг себя- мир игрушек, рисунков, мир взаимоотношений со взрослыми. Тогда и раскрываются таланты и способности, когда ему разрешено творить, вносить в обычные вещи что то своё, то что он хотел бы всегда видеть рядом.
Мы живём в эпоху перемен, когда овладение лишь стандартными знаниями не даёт ключ к успеху. Решения задач по образцу и однообразие не приветствуется, тогда как конструирование своих образов во все времена вызывает интерес и здоровые споры. Ведь от замысла до воплощения ребёнок должен будут пройти путь сомнения, реализации , отстаивания своего образа- возможно, не сразу принимая его другими. А этот путь хотя и не лёгок и полон разочарований- единственный для создателя чего то нового.
Как почувствовать связь со своим народом, как развивать пространственное мышление и фантазию, как принять единственное верное решение из десятка подходящих- вот творческий путь, который покажет педагог и учение пойдёт по нему, а задача педагога- постоянном поддерживать интерес, пока ребёнок не научится получать радость, оттачивая свои навыки и стремясь к развитию.
Объёмная композиция, работа с экологическими материалами, с бионикой, подбор инструментов… Не боясь, словно в чистую воду- окунайте своих подопечных в устое народное творчество и фольклор, они от этого хуже не станут, не скупитесь на индивидуальнее занятия с одарёнными детьми.
Не дарам природный материал имеет полное право присутствовать на «творческих прогулках» . Принесенная из таких походов солома, веточки листья, глина, а тот же снег зимой- может явиться прекрасным материалом для вашего конструировании. Сеговик-он ли не неповторимая авторская кукла? Сделайте своё занятие интересным, пусть кукла «оживает» и благодарит «творца».
Рассмотрите народные игрушки- округлость или ,наоборот, геометрию их форм, поучите геометрические фигуры на их основе, составьте игрушки их простых геометрических фигу, посмотрите и ознакомьтесь с цветовой гаммой, изучите подмалёвку в создании узора, поиграйте с цветовыми пятнами и., конечно же, пусть во сей красе явится на урок барыня- Матрёшка. Начните с плоских изображений, постепенно изучая цвет, светотень, разнообразьте краску, с которой будете работать, не бойтесь нетрадиционных техник- они увлекательны и шаловливы, а это обязательно найдёт отклик в детских сердцах !
Изучите и создайте образ на традиционной палочке, поленце, если не можете найти материал- воспользуйтесь стеклянной бутылкой, папье-маше- изучите грунтовку лица куклы. Надуйте воздушные шарики различных форм и создайте человечка! Работайте группами , чтобы дети помогали друг другу, чтобы смех и успех присутствовал на занятии. Этот художественный опыт ваши ученики запомнят надолго, даже если не продолжат путь по художественному развитию
Историческая и культура основа куклы, экскурсии по виртуальным музеям тоже станут открытием для учащихся, ведь обучающиеся увидят , что кукла в народе и народной педагогике занимала не последнее место в мире детства.
В ходе занятий просматривается неподдельный интерес конструирования авторских кукол на основе круга, треугольника, квадрата. Кроме декоративного и воспитательного значения некоторые куклы имели и прикладной характер- мы с изготовили кубышку травницу и дети создали лечебную куклу после эпидемии гриппа. Мы изготовили бойцовую игрушку-куклака- и дети развивали кругозор с помошью его длинных тряпичных рук.
Не бойтесь народного творчества- оно единственный чистый источник для ваших смелых идей и решений в области дополнительного образования.