Конспект занятия Совушка-сова (подготовительная к школе группа)




по ознакомлению детей старшего возраста с анималистической живописью посредством пластинографии.



Цели занятия:
Расширить представления детей о лесной птице сове, об особенностях её внешнего облика, образе жизни.
Учить создавать композицию из отельных деталей, используя, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание, деление целого на части с помощью стеки.
Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина.
Развивать творческое воображение.

Материал для занятия:
Плотный картон
Набор пластилина
Салфетка для рук
Доска для лепки
Стека
Иллюстрации с изображением совы

Предварительная работа: чтение книг В. Бианки «Сова», «Лесные домишки», «Птичьи разговоры».

Ход занятия
Организационная часть.
Предложить отгадать загадку о лесной птице:
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Днем спит, ночью летает
И прохожих пугает
Ушастая голова – это (сова)
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель.
Верно. Про сову сложено много сказок стихов, песенок. Послушайте одну из них:
Совушка-вдовушка
На суку сидела.
Совушка-вдовушка
За реку глядела.
Задремала совушка,
Задремала вдовушка.
С дерева свалилась
На сук рассердилась:
- ты бы мог меня, сучок,
Подхватить за бочок!
(Русская народна песенка)
Показать детям иллюстрацию с изображением совы.
Воспитатель.
У совы – большая голова, которой она может вертеть во все стороны, почти нет шеи, вернее, её не видно из-за пышного пестрого оперения, которое спасает сову от зимних холодов. Закругленные крылья и широкий короткий хвост помогают ей бесшумно летать. Сова – хищник, который охотится только ночью. Природа наградила эту птицу одной особенностью: глаза совы не любят яркого дневного света. Если сову вытащить из гнезда днем, она будет беспомощной, потому что на свету её большие глаза практически ничего не видят. Поэтому днем сова спит и не вылезает из своего дупла, а в ночное время она великолепно видит в темноте.
Бесшумно летает сова над ночными полянами. Увидит она мышь, поймает её и снова возвратится в дупло.
Физминутка

В лесу темно,
Все спят давно,
Все птицы спят.
Дети складывают ладошки под наклоненной в сторону головой – «спят», глаза закрыты.

Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Руки в стороны – машут крыльями

Совушка-сова,
Большая голова, на суку сидит
Руки согнуты в локтях на уровне груди – «сова» сидит на ветке

Головой вертит.
Во все стороны глядит.
Повороты головы вправо-влево.

Да вдруг – как полетит
Руки в стороны- машут крыльями.


Практическая часть.
Предложить детям изобразить эту птицу, обсудить (по иллюстрациям) особенности внешнего облика совы: туловище вместе с головой овальной формы, большие круглые глаза желтого цвета с черными зрачками, брови-щеточки над глазами, треугольный клюв, закругленные крылья, пестрое оперенье.
Этапы выполнения работы
Голова. Из пластилина серого цвета скатать два шарика, расплющить их до лепешечек и расположить рядом (бочок к бочку) в верхней части основы. Стекой по краю обеих сторон окружностей нанести неглубокие штрихи – пушистое оперенье.
глаза. Скатать два шарика меньшего размера из желтого пластилина – глаза, расплющить поочередно каждый по середине окружности головы. Скатать маленькие шарики черного цвета – зрачки, расплющить их в желтых кружочках.
брови-щеточки. Из кусочка белого пластилина скатать колбаску, изогнуть её уголком и закрепить между глазами в верхней части головы. Стекой «распушить» брови короткими штрихами с наружной стороны бровей.
клюв. Скатать колбаску из желтого пластилина, пальчиками заострить один конец и слегка прижать его в нижней части головы острым концом вниз.
Туловище. Скатать шарик се6рого или черного цвета, преобразовать его в овал, приложить его к голове и расплющить на основе. Затем скатать длинные колбаски их серого и черного пластилина , стекой разделить их на мелкие части, из которых накатать шарики, сделать их них лепешечки-перышки путем расплющивания. Выложить перышки рядами, начиная с нижнего края туловища и чередуя их: 1-й ряд черные, 2-й ряд серые. Нижний край последующих рядов накладывать на верхний край предыдущих. Покрыть все туловище птицы.
крылья. Скатать длинную колбаску из черного пластилина, разделить её стекой на две части, каждую колбаску-крылышко расположить с обеих сторон туловища и расплющить. В нижней части каждого крыла сделать стекой насечки-перышки.
Лапки. Из небольшого кусочка пластилина красного цвета скатать шарик, расплющить до блинчика, стекой сделать два надреза, слегка раздвинуть их к краям, получившиеся части расплющить и заострить пальчиками, так же сделать вторую лапку. Прикрепить их после изготовления ветки, на которой сидит сова.

Разминка для рук в процессе работы.

Совушка – сова,
Большая голова
Руки положить на голову, покачать головой из стороны в сторону.

На суку сидела,
Головой вертела.
Не убирая рук с головы, покрутить ею из стороны в сторону.

В траву свалилась,
В яму провалилась.
Уронить руки на колен.
Убрать руки ч колен и уронить их в «яму»


Заключительная часть.
В конце занятия провести игру «Совушка-сова».
Одному ребенку надеть шапочку – маску совы. Ребенок садится на стульчик.
Остальные дети – птички выбегают в центр свободного пространства группы – «на полянку», летают.
Совушка-сова, большая голова,
Днем крепко спит, на дубу сидит.
А как ночь настает, просыпается,
На охоту собирается.
Летит, кричит «У-у-у!»
Сова вылетает, птицы замирают на месте или присаживаются. Сова ищет детей, которые шевелятся, и забирает с собой в дупло.
Конспект занятия большая голова»Белый мрамор15