Конспект занятия Люблю березку русскую (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Росинка»
План – конспект интегрированного занятия
в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с задержкой психического развития
«Люблю березку русскую»
Воспитатель Евсеенко В.Н.
Шарыпово 2015 год
Цель: Познакомить детей с берёзой – символом России, символом нашей Родины. Расширять и обогащать знания детей о Родине. Учить изображать дерево березу акварельными красками.
Коррекционно-образовательные задачи:
Активация и актуализация словаря по теме «Деревья», «Родина»;
Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Коррекционно-развивающие задачи:
Создание условий для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
Развитие творческих способностей детей, интереса и наблюдательности к окружающей природе, умения замечать изменения в ней;
Формирование навыка рисования концом кисти тонких линий (веток).
Коррекционно-воспитательные цели:
Поддерживать оптимальную двигательную активность детей в целях предупреждения утомляемости, обеспечения смены видов деятельности;
Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников;
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование: альбомные листы (по количеству детей), краски, кисточки, салфетки, баночки-непроливайки; картинки с изображением деревьев, березовая ветка; музыкальное сопровождение «Пение птиц».Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание березы, заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза», приметы о березе, пение песен, русский хоровод «Во поле березка стояла» и т.д.
Индивидуальная работа: оказание индивидуальной помощи затрудняющимся детям в выполнении заданий (показ, объяснение, уточнение).
Ход
Организационный момент. Дети входят в группу, где звучит пение птиц.Воспитатель: Ребята, куда это мы с вами попали? Где можно услышать пение птиц? (ответы детей).
Воспитатель: Почему вы решили, что это лес? (ответы детей).
Воспитатель: Я предлагаю вам присесть на полянке и послушать, как красиво поют птицы.
Основная часть.
1)Дидактическая беседа.
- Чем похожи все деревья между собой?
(называют части дерева – ствол, ветви, листья, корни).
- Какие деревья растут в нашем лесу?- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.2) ФИЗМИНУТКА:Наступило утро,Солнышко проснулось,
(медленно подняться)И деревья к солнцу потянулись(руки вверх, встать на носочки)Поздоровались друг с другом,Наклонившись в стороны.(наклоны в стороны)С солнцем поздоровались,Радуясь дню новому.(руки вверх, помахать ими).
3) Загадка о березе.
Воспитатель: Отгадайте, ребята, какое дерево спряталось на картинке? (Воспитатель загадывает детям загадку):
Клейкие почки,
Зеленые листочки
С белой корой
Стоит под горой (береза)
4) Рассматривание иллюстраций с изображением березы.
Воспитатель: Молодцы ребята, это березка. Из всех деревьев русского леса всех милее мне наша березка. А как можно берёзу назвать ласково? (берёзка, берёзонька). Какие красивые слова! Это самое любимое русским народом дерево. Её считают символом России – нашей Родины. Стройные белые стволы покрыты белой тонкой берестой. Посмотрите ребята на березку, полюбуйтесь ею (рассматривание картинки с изображением березы).
А кто мне скажет, как в любое время года мы можем узнать березку? (ответы детей).
Воспитатель: правильно ребята, по белому стволу дерева. Многие писатели и поэты восхищались белоствольной березой и посвящали ей стихи.
4) Чтение стихотворений детьми.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах,
Это платье золотое
У березки на плечах (Е. Трутнева) (осенью)
2. Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром (С.Есенин) (зимой)
3. Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы (С.Есенин) (летом)
5) Подготовка к рисованию.
Воспитатель: много мы сегодня узнали о нашей русской красавице, которую поэты воспевают в стихах, художники в картинах, песенники в песнях, танцах. А давайте сейчас нарисуем нашу березку. Рисовать мы будем красками. Давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать во время рисования красками?
(ответы детей).
6) Показ.
Воспитатель демонстрирует детям, как будет расположено дерево на листе бумаги, комментирует свои действия, проговаривая последовательность этапов: сначала рисуем ствол, затем толстые ветки, затем тонкие. Делает акцент, чтобы веточка получилась тонкой, нужно прорисовывать её кончиком кисти, контролируя нажатие.
Воспитатель: Почему мы не будем рисовать листья? Что произошло с деревьями осенью?
Прежде чем приступать к работе разомнём пальчики, поиграем с ними.
7) Пальчиковая гимнастика 1, 2,3, 4,5- будем листья собирать.
Листья берёзы, листья рябины,
Листики клёна, листья калины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.8) Продуктивная деятельность.
Воспитатель предлагает детям занять места и приступить к работе. Во время работы детей используются приёмы косвенного руководства, физическая помощь, указания. Воспитатель создает ситуацию успеха, стимулирует детей к деятельности. Воспитатель предлагает дополнять свой рисунок деталями: тучи, дождь, птицы улетают и т. д. 3. Заключительная часть. Итог. Тем, кто закончил, предлагается убрать своё рабочее место, тихо, не мешая другим. По мере окончания работы детей воспитатель задает вопросы:- Скажите, что мы сегодня (сейчас) рисовали? - Какие у нас получились деревья?
-Трудно ли было рисовать березу?Вы все большие молодцы, замечательные рисунки, давайте их отнесём на нашу выставку и покажем родителям.
- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.
Ребенок читает стихотворение.«Мне по нраву только тот,Мир лесной кто бережет,Тот, кто веток не сломает,Тот, кто птичку не спугнет,Мухомор сшибать не станет,И костер не разведет,Кто всегда, всегда в лесуУважает тишину».