Конспект урока по русскому языку на тему Местоимение как часть речи его значение, употребление в речи (2 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей № 1 имени Героя Советского Союза Н.П.Воробьёвагородского округа город Волгореченск Костромской области"
Педагог: Шверненко Ольга Николаевна
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс: 2
Тема: «Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи»
УМК: «Школа России».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: создать условия для формирования представления о местоимении, как о части речи, его роли в устной и письменной речи.
Задачи: узнать, какова роль местоимений в тексте;
рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения;
формировать умение правильно употреблять местоимения в речи;
развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь;
развивать умение работать в парах;
воспитывать навык самостоятельности;
воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные результаты:
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Предметные:
Формирование понятия «Местоимение»
Учиться определять местоимения в тексте;
Формировать умение определять место местоимения в предложении;
Употреблять местоимения вместо существительных;
Совершенствование умения писать предложение, текст в соответствии с изученными орфографическими правилами.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать предстоящую работу;
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
выявлять сущность, особенности объектов;
на основе анализа объектов делать выводы;
обобщать и классифицировать по признакам;
ориентироваться на развороте учебника;
Коммуникативные УУД:
развивать умение слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной форме;
умение работать в паре.
Оборудование и технические средства обучения: интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику В.П. Канакина «Русский язык»
Рабочие материалы для учащихся: УМК «Школа России» учебник по русскому языку Канакина В.П. 2 класс 2 часть, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, смайлики.
Ход урока:
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент Создание эмоционального настроя на учебную деятельность
Пусть сегодня светит солнце и на улице весна! Распускаются листья, зацветают цветы. Так тепло и радостно! А у нас сегодня гости. Повернитесь к ним и подарите им улыбку, чтобы у них на душе тоже стало тепло и радостно.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
(Слайд 2)
- Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»
-А что такое тайна?
-А вы готовы открывать тайны? Тогда, начнём.
- Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату. Слушание
Дети высказывают свои предположения.
Дети настраиваются на работу, записывают дату. Личностные УУД
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
2. Минутка чистописания. А чтобы в наших тетрадках был порядок, я предлагаю начать наш урок с минутки чистописания, посмотрите внимательно на доску, сегодня мы с вами повторим написание некоторых букв. Молодцы! Дети смотрят на слайд и повторяют написание гласной буквы Я, соединение букв МЫ 3 Формулирование проблемы. - Мы не зря писали именно такое чистописание. Каждый из вас может сказать о себе «я». Но все вместе – это «мы»! И сегодня на уроке, как я вам уже сказала, мы все вместе откроем ещё одну тайну русского языка. Чтобы её открыть, хорошо потрудиться нужно каждому из вас, а всем вместе работать дружно.
- Вот сейчас мы дружно вспомним: «Что такое речь?»
- Какие части речи вам знакомы?
-Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?
Имя существительное Имя прилагательное Глагол
Карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить.Проверка на слайде
(Слайд 3)
- Почему вы не все слова распределили?
- А мы употребляем эти слова в речи?
-Значит они тоже часть речи?
- А как называется эта часть речи?
- Значит, какая цель нашего урока.
Ребята, мы с вами не раз говорили о том, что за окном у нас наступило такое прекрасное время года как весна, а вместе с весной к нам возвращаются из тёплых стран наши верные пернатые друзья. Кто это?
А какие птицы к нам возвращаются?
К нам сегодня на урок тоже прилетела в гости одна птичка. Посмотрите, вы её узнали?
Что это за птица?
Ребята, она прилетела не одна, а принесла с собой какое-то послание. Хотите узнать, что в этом послании?
(Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из тёплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.)Ребята, ещё раз внимательно прочитайте текст.
Что в нём не так, какой недостаток?
Как исправить этот недостаток?
Давайте заменим и посмотрим, что у нас получится?
(Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны они возвращаются из тёплых стран. У них скоро появятся птенцы.) Слова, какой части речи мы заменили в тексте?
А как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного? - Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.
- Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
- Нужно распределить слова, по частям речи.
У доски 1 ученик распределяет слова по группам. Остальные – на карточках.
- Они не относятся ни к одной из групп.
-Да.
Да.
- Не знаем.
-Узнать, как называется новая часть речи.
Ребята отвечают, что это птицы. (Называют птиц, которые прилетают из тёплых стран)
(Ласточка)
Дети отвечают, что хотят узнать, что написано в послании.
Ребята отвечают, что постоянно повторяется слово ЛАСТОЧКА,
(необходимо заменить его другими словами).
(Имени существительного)
(Знающие ученики отвечают, что это местоимения) Коммуникативные УУД.
-Умение работать в паре.
Регулятивные УУД.
- развиваем умение прогнозировать предстоящую работу
Личностные УУД.
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
4 Сообщение темы и задач урока Сформулируйте тему нашего урока.
Какие задачи мы поставим перед собой?
Ребята, а как вы считаете, почему местоимение получило такое название?
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена! Тема нашего урока: Местоимение.
Мы должны узнать, что такое местоимение, для чего они используются в речи.
(употребляются вместо имен существительных и имен прилагательных)
5 Физминутка для глаз Прежде чем узнавать новое дальше, давайте немного отдохнём и потренируем наши глазки.
Показывается слайд с бабочками. Дети тренируют глазки, успевая следить взглядом за вылетающими бабочками. 6 Открытие новых знаний. Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы?
Прочитайте стихотворение В. Степанова о слоне.
На какой вопрос отвечает слово «слон»?
Каким местоимением заменяется слово СЛОН?
На какой вопрос отвечает слово «он».
Значит, какой вывод мы можем сделать?
Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие?
Давайте понаблюдаем.
Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем.
Понятно ли о ком говорится в стихотворении?
Значит, какой вывод мы можем сделать?
Давайте составим правило сами, опираясь на знания, полученные в ходе наблюдений. Возьмите большие листы на партах, внимательно прочитайте. Поработайте в парах. Зачеркните лишние овалы со словами.
А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение?
А как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? Может, мы бы без них могли обойтись?
Хорошо, ребята, вот мы с вами и разгадали ещё одну тайну русского языка, узнали, что такое местоимение!
Давайте откроем учебники на стр. 101-102, там есть правило тётушки совы, которое вам необходимо будет выучить дома. Сравним наш вывод с выводом в учебнике.
Работа с определением (с. 101,102).
1. Самостоятельное чтение про себя.
2. Беседа по вопросам:
- Местоимение – это часть речи?
- Что значит «не называют, а указывают»?
– Назовите ещё раз местоимения.
– Сколько их? (8.)
- Какие части речи заменяют местоимения?
Дети читают стихотворение на слайде
Отвечает на вопрос КТО?
(Слово слон заменяется местоимением ОН)
Отвечает на опрос КТО?
Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.
Дети читают
Нет, не понятно, вместо местоимения ОН можно подставить разные слова.
Дети отвечают, что местоимение не называет предмет, а только указывает на него.
Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них.
Ответы детей: местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным.
Да
(Если нет существительных, мы не можем понять, что именно называется, но знаем, что речь идёт о человеке или предмете.)
- Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
- имена существительные, имена прилагательные и др. Познавательные УУД.
- выявлять сущность, особенности объектов;
-на основе анализа объектов делать выводы;
-обобщать и классифицировать по признакам;
Коммуникативные УУД.
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Регулятивные УУД.
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
7 Развитие умений. А сейчас давайте проверим, как эта разгаданная тайна поможет вам в изучении русского языка, выполним упражнение 174.
Молодцы! Всё сделали правильно! Ребята открывают учебники и выполняют задание из упражнения 174
Проверка по эталону. Познавательные УУД
- выявлять сущность, особенности объектов;
-на основе анализа объектов делать выводы;
- ориентироваться на развороте учебника;
Коммуникативные УУД
- развивать умение слушать и понимать других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
8 Физкультминутка. Давайте немного отдохнём! Выполняем упражнение вместе с животными. 9 Закрепление полученных знаний Сейчас мы с вами закрепим то, что узнали сегодня. Давайте немного поиграем.
Поможем братьям – лосятам спуститься на землю (электронное приложение к учебнику)

Я вам бросаю мяч и называю местоимение, а вы мне возвращаете мяч, заменяя его существительным
Молодцы!
А сейчас давайте поработаем в парах. У вас на столах небольшие карточки с заданием. Что нужно выполнить? Кто скажет?
Посовещайтесь в парах, какие местоимения нужно вставить в предложения. Какая пара быстрее справится, поднимает вместе руки вверх и мы проверяем.
Все ребята справились и всё записали верно. Молодцы! Дети выходят к интерактивной доске по очереди и выполняют задание.
Играем в игру «Замени местоимение»
Дети озвучивают задание: нужно вставить пропущенные местоимения.
Ребята в парах вставляют пропущенные местоимения, осуществляется проверка, затем предложения записывают в тетради. Коммуникативные УУД
- развивать умение слушать и понимать других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре
Познавательные УУД.
- выявлять сущность, особенности объектов.
- обобщать и классифицировать по признакам.
10 Итог урока. А теперь давайте подведём итог нашего урока.
Какую тайну русского
языка мы сегодня с вами разгадали?
- Какую часть речи изучали?
- Какое определение вывели?
-Что вы можете сказать о роли местоимений в речи? Ответы детей: мы узнали, что такое местоимение, как оно связано с именем существительным, зачем в речи нужны местоимения и т.д.
Регулятивные УУД.
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
- на основе анализа объектов делать выводы.
11 Рефлексия Ребята, а теперь давайте оценим свою работу на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Поднимите тот смайлик, который соответствуют вашей работе на уроке. Дети выбирают и поднимают выбранный смайлик. Личностные УУД
- Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
Ребята я дарю вам вот такое математическое выражение «Я+ Я» и чтобы результат этого выражения всегда равнялся сумме =МЫ. Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение «МЫ», потому что – Я ,ТЫ, Он, Она- вместе целая страна»
(включаю песню, благодарю за урок).