Исследовательская работа Организация зооуголка в школе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куликовская средняя школа»
Посёдок Куликово Красноборского района,
Архангельской области, улица Новая, 8
Исследовательская работа на тему:
«Организация зооуголка в школе»
из серии «Наш дом и животные в нём».
Выполнили:
Преподаватель: Копылова В. Н.
Куликово.
Март 2015
Оглавление
Введение……………………………………………………….2.
Влияние животных на развитие личности ребенка…………3.
Из истории зооуголка…………………………………………10.
Заключение…………………………………………………….12.
Наша исследовательская работа рассматривает одну из важнейших проблем нашего времени –экологическое воспитание детей.
 Актуальность проблемы:
 В настоящее время идет большая урбанизация сельской местности и дети большее время находятся в местах, отделенных от природы. В связи с этим очень актуальным стало экологическое воспитание детей, которое начинать нужно еще в раннем возрасте.
Немалую роль играют в этом детские дошкольные учреждения, в которых детям дают первое представление об окружающем мире. Затем представление о живом дополняют в школе.
Нельзя познакомить ребенка с природой только с помощью красивых фотографий, чтения книг или показам кинофильмов. В любом правильно организованном детском учреждении должен быть пусть самый маленький зооуголок.
          Гипотеза: если ребенок с малых лет будет общаться с животными, то его психо - эмоциональное состояние будет лучше.
       Цель исследования: выяснить положительное влияние зооуголков на развитие личности ребенка.
Для достижения цели, мы поставили  перед собой следующие задачи:
Изучить состояние проблемы в беседах с детьми;
Провести исследовательскую работу по вопросу необходимости зооуголка в школе;
Дать представление о пользе ухода за животными. Работаь под девизом: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Предмет исследования: отношение к зооуголку детей в школе.   Объеткт исследования: зооуголок и влияние его на развитие личности ребенка.
Работа включила в себя  этапы:
Сбор информации, создание живого уголка;
Исследование влияния зооуголка на развитие личности ребенка, через живое общение с животными.
Методы исследования:
изучение специальной литературы;
работа в  Интернете;
описание;
организация экскурсий;
анализ  полученных результатов.
     В ходе исследования мы выяснили: какие животные могут жить в зооуголке; изучили  положительное   влияние зооуголка на развитие личности ребенка, узнали в зоомагазинах г. Котласа среднюю стоимость организации и содержания зооуголка в год.
Влияние животных на развитие личности ребенка.
Мировая педагогика считает главной целью воспитания всестороннее развитие личности подрастающего человека, в том числе интеллектуальное, эстетическое, нравственное, а также трудовое и физическое. Вне сомнения, животные – это источник первых знаний ребенка о природе. Ребенок, увидев животное, тянется к нему, узнает названия и различия между разными животными, знакомится с их поведением. В ходе общения с животными у ребенка развивается чувство прекрасного: дети учатся видеть естественную красоту домашних питомцев. А эта красота, в свою очередь, стимулирует детское творчество. Ребенок стремится отразить свои переживания с животным в стихах, рассказах, а главным образом в изобразительном искусстве.
Животные – это источник первых знаний ребенка о природе. Ребенок, увидев животное, тянется к нему, узнает названия и различия между разными животными, знакомится с их поведением. В общении с животными ребенок учится воспринимать объект через органы чувств: чувствовать форму, величину и цвет, а также запах, расположение в пространстве, тип движений, мягкость шерсти и ее фактуру, да и множество других «параметров». Животные дают почву для развития логического мышления у детей. На основе полученных из жизни представлений о животных ребенок учится видеть разнообразные связи и зависимости: например, морская свинка свистит громко – значит, радуется приходу хозяев и гостей...  Животные стимулируют множество различных видов деятельности: наблюдение и игру, труд, творчество, соревновательный процесс - в результате у ребенка формируется здоровая любознательность, он учится быть наблюдательным, у него развивается фантазия.
Питомцы становятся источником и первых переживаний, и первой радости. В общении с животным ребенок испытывает прежде всего положительные эмоции, а ведь в современном обществе именно их-то зачастую и не хватает. Ребенок при общении с животным естественным образом учится проявлять бережное и заботливое отношение ко всему животному миру. Под руководством взрослых он приобретает первые навыки по уходу за животным. При этом ребенок получает и дополнительные знания об условиях жизни животных в природе и в условиях дома. Так же животные незаменимы в укреплении физического и психического здоровья детей: в процессе занятий с тушканчиком или черепахой, игр с попугаями, да и при уходе за питомцами дети прекрасно совершенствуются физически.  Нерешительным и замкнутым детям домашние питомцы нередко заменяют друзей, и тогда дети доверяют животному свои тайны, радости и печали, хвастаются своими достижениями и способностями – ведь животное не отмахнется, не будет смеяться и никому не расскажет. А еще благодаря питомцу такой ребенок может легче завести друзей и среди детей.
Дети эгоцентричны: они не могут себя поставить на место другого и понять, что он чувствует. Животные же просто не умеют скрывать свое состояние и ощущения, и при наблюдениях и общении с животными дети учатся сочувствию, сопереживанию, пониманию окружающих – а это важно для жизни ребенка в обществе. Излишне подвижные дети в общении с животными удачно «сбрасывают» избыток своей энергии, при этом направляя ее в нужное русло.Наличие животного в школе дисциплинирует: дети быстрее и лучше поймут, что все живое требует ухода, питания, возможно - перестройки распорядка дня в соответствии с нуждами животного. У ребенка воспитывается чувство ответственности, потребность и умения заботиться не только о себе, но и о других – а это лучшая прививка от эгоизма, особенно если ребенок в семье один. Животные не говорят, но издают звуки, оповещая о своих потребностях и настроении, движениями, позой, взглядом. Так дети учатся понимать без слов и животных, и людей.Дети, как правило, не боятся животных и проявляют к ним интерес. Но если почему-либо ваш ребенок стал испытывать страх перед зверьками, лучшим «лекарством» было бы завести любое животное – обязательно маленькое, симпатичное, чтобы вызывал исключительно положительные эмоции. Общаясь и играя с ним, ребенок постепенно справится со своим страхом в отношении других животных, обретет уверенность в себе.Оценит каждый, у кого когда-либо были или есть домашнее животное, и их значение в развитии детей в плане становления характера. Психологи утверждают, что дети, у которых дома живет кошка, отличаются непосредственностью и мягкостью, но в то же время независимостью в сочетании с творческими способностями. Дети, у которых есть собаки, проявляют аккуратность и собранность, склонность к лидерству, они дисциплинированны, общительны.
Появление в школе какого-либо животного – всегда для детей праздник. Задача учителя - создать условия, чтобы этот праздник продолжался на протяжении всего времени пребывания животного в школе. Чтобы дети стали лучшими друзьями с теми, кого приручили и взяли на себя огромную ответственность за них. Несколько слов по поводу аллергии. Ряд родителей категорически не заводят домашних животных, боясь, что их драгоценное чадо может заработать аллергию от такого друга. Медиками доказано, что присутствие рядом животных снижает риск развития у детей аллергических реакций. Объясняют это тем, что вырабатывается природный иммунитет к данным аллергенам. 
Важное влияние на отношение детей к животным имеет пример родителей. Дети автоматически копируют их стиль отношений к животным. Ласковое и уважительное отношение взрослых к животным передается и детям.
 Животное не заменит родительскую любовь, но общение с пушистиком будет ребенку очень полезно.
Первоначальные беседы с детьми.
Чтобы узнать, какое животное хотели бы дети видеть у себя в зооуголке я провела беседы во время экологического кружка «Радуга» в МБОУ «Куликовская средняя школа». В беседе были представлены восемь изображений животных, наиболее часто используемых в зооуголках: попугаи, черепахи, морские свинки, хомячки, рыбки, домашние кролики, шиншиллы. Детям было предложено выбрать понравившееся животное, которое они хотели бы видеть у себя в зооуголке и за которым они бы ухаживали. Во время разговора не один ребенок не остался равнодушным, все участвовали обсуждении, у кого есть животные дома рассказывали про своих животных.
По результатам беседы выяснили, что из 16 детей большинство ребят хотели бы видеть в своем зооуголке рыбок и попугаев.

Затем мы пошли к директору нашей школы Жгилёву Евгению Евгеньевичу и получили радостно – эмоциональное одобрение на организацию зооуголка в школе и обещание финансовой помощи. Помощи ждать мы не стали, нашли парочку морских свинок у учительницы нашей школы, взяли их к себе. Первое время наши пушистики жили в коробках.
Рекомендации по организации и содержанию зооуголка
Необходимо учитывать некоторые требования к обитателям живого уголка:
1. Все животные должны иметь яркую окраску, чтобы удержать неустойчивое внимание детей, заинтересовать их.
2. Необходимо, чтобы в живом уголке содержалось несколько экземпляров одного вида животных, что позволит увидеть не только сходство между ними, но и индивидуальные различия. Такие наблюдения помогут сформировать у детей целостные представления о многообразии животного мира.
3. Важно помнить, что все животные должны быть безопасны для детей.
4. Животные зооуголка не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени.
5. При размещении обитателей зооуголка необходимо учитывать их биологические особенности. Так, террариум с черепахой следует ставить на солнечное место, а аквариум с ахатинскими улитками – в прохладное и затененное.
Содержание млекопитающих в живом уголке.
В живом уголке млекопитающих небольших размеров лучше всего содержать в клетках. Существует множество типов и конструкций клеток, но для содержания большинства питомцев в живом уголке школы подойдет традиционная металлическая или деревянная клетка. Такие клетки выпускаются разных размеров и форм. Они долговечны, гигиеничны, из-за ажурности конструкции пропускают много света и свежего воздуха. Для экономии площади очень удобны прямоугольные клетки с плоским верхом. Поддон в клетке лучше всего делать выдвижным и цельнометаллическим. Размеры клетки зависят от размеров и числа ее обитателей.
В каждой клетке, где содержатся животные, должны быть одна или несколько кормушек и поилок, определенное количество жердочек, для некоторых животных желательно установить колесо. Для отдыха зверьков, а также для постройки гнезда в клетке должны быть деревянные домики или искусственные гнездовья. Чаще всего домики располагают на полу.
Если живой уголок занимает только часть комнаты, а не отдельное помещение, удобнее всего клетки помещать в специальный стеллаж или на полочки, так как на подоконниках часто бывают сквозняки. Для животных лучше всего использовать стеклянные, глиняные или фарфоровые поилки.
Кормушки также желательно изготавливать из небьющегося стекла или фарфора: они более прочны, их легко мыть и дезинфицировать. Кормушки должны быть удобной конструкции и хорошего качества, чтобы корм не просыпался и не загрязнял пол. Ни в коем случае нельзя использовать в качестве кормушек или поилок консервные банки, медную или алюминиевую посуду.
На стенках медных емкостей образуются окислы, которые вредны для млекопитающих, так как способны вызвать тяжелые отравления. В живом уголке должны быть постоянная температура, относительная влажность воздуха, кроме того, он должен хорошо проветриваться.
При проветривании недопустимы сквозняки. Температурный режим поддерживают путем регулирования центрального отопления, а также использования дополнительных обогревательных приборов, особенно в зимнее время. Очень хорошо, когда в живом уголке находятся также, комнатные растения, но не в избыточном количестве.
Наша руководитель обошла зоомагазины г.Котласа и изучила цены на зоотовары:
средняя стоимость хомячка в зоомагазинах г. Котласа составляет 200 рублей, свинки – 300 рублей, попугая – 1000 рублей;
Клетка для содержания попугаев - 2000 рублей, а свинок или хомяков – 1000 рублей;
Корм 80 - 100 рублей, минеральные подкормки – до 150рублей;
Наполнитель для лотка (туалет) 300рублей;
Аксессуары: поилка 150рублей , кормушка 100рублей;
Общая средняя стоимость организации и содержания животного за год составляет от 7000руб. до 12000 рублей.
Помимо этого на кухне школы при приготовлении пищи, остаются овощные отходы, которые можно использовать при кормлении животных. Потомство, которое принесет любая самка, мы решили раздавать по домам (с согласия родителей), или сдавать в зоомагазин.
Из истории нашего зооуголка:
Первые животные – это морские свинки появились у нас два года назад. Нам их подарила наша первая учительница Артименок Марина Николаевна. Мы старались правильно за ними ухаживать: приносили из дома овощи, сухарики. Вскоре у нас появились первые детки – свинки. Сколько радости было у кружковцев! Все старались поддерживать тишину около клетки, подкормить чем – то вкусненьким. Но за рационом строго следили кружковцы. Научились убирать клетки. Даша Жгилёва с мамой купили резиновых перчаток аж 100 пар (но они очень быстро закончились). Как только начиналась перемена, дети бежали к животным и брали их на руки. Каждую свинку назвали своим именем, определили им «хозяев», теперь на руки можно было брать только с согласия хозяина.
Вскоре привезли парочку джунгарских хомячков: маленькие, серенькие. Но хомячки старались от нас сбежать. Научились их приманивать с помощью свежего яблока. Убегут ночью из клетки, а утром мы ставим трёхлитровые банки с яблоками, они идут на вкусную приманку. Хомячки любят устроить в домике гнёздышко, любят специальный крупяной корм. Но в руки до сих пор не даются: юркие очень, убежать стараются.
Красноухую водяную черепаху Наташку нам передала воспитатель детского сада Мусорина Татьяна Владимировна. Наташка обожает бродить по классу, любит разглядывать детей, с удовольствием ест мясо и котлеты. Мясом черепаху постоянно кормить нельзя, поэтому у Наташки это деликатес. Кормим черепаху специальным сухим кормом, раз в неделю меняем воду в террариуме. Сначала у Наташки в «домике» было много камней, но она научилась по ним выползать из террариума. Мы заволновались: «А вдруг она выпадет на пол на всю ночь и без воды просто умрёт», поэтому камни убрали.
К нам на экскурсию стали приходить дети из детского сада «Берёзка». Сколько у них волнительных эмоций! Мы искали в Интернете материал, и старались им рассказать что – то очень интересное и полезное.
Директор школы выделил достаточную сумму денег и мы приобрели аквариум с рыбками, парочку волнистых попугаев, большую клетку для свинок. Забот прибавилось много, но никто, ни разу не отказался от работ по уходу за нашими питомцами. Были радости, но были и горести: у кого – то рождались детки, а кто – то погибал. Слёз пролито море. Школьники увидели, что рыбы бывают не только караси или щуки, у нас были телескопы, неончики, живут вуалехвосты, сомики. Живут попугайчики Кира и Лара. А как они громко щебечут, когда учитель начинает чем – то возмущаться: «Нельзя, мол, наших друзей ругать!»
Одноклассница Лукина Елизавета принесла нам тушканчика. Это тоже степной зверёк, не нашей местности. Жорик любит быть в руках детей, даже прекрасно себя чувствует на чьей – то голове. Питание Жорику, как и хомячкам, покупаем в магазине. Жорик делает из любого подвернувшегося материала (это могут быть даже целлофановые пакеты) себе убежище, спит там целыми днями. Он обожает купаться в песке. Песок для купаний мы ему принесли из пескосушилки мелкий, чистый.
В феврале 2014 года выпускница нашей школы Попова Анна привезла нам ахатинских улиток. Что – то совсем необычное для нашей местности. А как интересно на уроках биологии изучать строение улиток! В данный момент улитки отложили яйца, наблюдаем за появлением потомства, а семиклассники изучают способы размножения брюхоногих. Наши улитки очень любят свежие огурцы, яблоки. Мы узнали, что у них нет зубов, а как тогда они поедают огурцы? Оказалось, что у них не зубы, а щётки ( подобие зубиков, но очень много и очень маленькие. А как любят улитки купаться!
В мае 2014 года житель посёлка на своём участке нашёл ёжика, позвонил в 6 часов утра, а затем принёс в школу. Мы назвали его Федей. Но он тоже от нас пытался сбегать, приходилось его пустить на лето жить свободно на кухне руководителя кружка. Ночью Федя громко стучит своими коготками, когда бегает по полу, А ведь ёжики ведут ночной образ жизни, они хищники. Мы не знали, чем лучше кормить Федю, опять Интернет помог: сейчас он с большим удовольствием поедает колбасу с пюре, рыбу жареную, курочку отварную… Зимой Федя попытался лечь в спячку, но поспать ему удалось только месяц. Федя «ходил» в гости в детский сад к малышам. Они его рисовали, лепили из пластилина, хвастались мамам, что видели настоящего ёжика. В этом марте мы узнали, что наш Федя сбежал из семьи Михайловых из Уфтюги, не потому, что ему там было плохо, а просто он большой путешественник. Как Феде удалось преодолеть расстояние в 10 километров – для нас загадка.
Недавно нам принесли домашнего кролика Снежку. Он жил в семье с маленькой девочкой, сейчас у них появился малыш, и кролик стал лишним. Пока кролик в инкубаторе – дома у руководителя кружка, но мы готовимся к его приёму.
Заключение
В результате проведённого исследования по теме «Организация зооуголков в школе» нами была достигнута цель исследования.
Подтвердили гипотезу: если ребенок с малых лет будет общаться с животными, то его психо - эмоциональное состояние будет лучше.
   В ходе исследования мы выяснили, что общение с братьями нашими меньшими делает ребенка более контактным, общительным, стимулирует жажду творчества. Дети учатся лучше понимать окружающий мир во всем его многообразии. Внимание детей бывает очень неустойчиво, а яркие животные с интересным поведением, бесспорно, привлекут внимание и позволят направить его в русло созидательной работы.
.
Хотелось бы посоветовать: правильно организованный зооуголок в школе доставит детям массу приятных впечатлений, он станет мощным подспорьем в нравственном, эстетическом и психологическом воспитании детей.
Надеемся, что эта работа поможет в трудном, но почетном деле – воспитании подрастающего поколения в современном мире.
Список использованных источников
1. Бергхоф П. Хомяки и морские свинки. М.: Аквариум, 1998.
2. Быков Б. Б. Зоологический уголок в школе. Л.: Лениздат, 1966.
3. Зубарева З. Н. Уголок живой природы в начальной школе. М.: Просвещение, 1960.
4. Котенкова Е. В. Морская свинка. М.: «Компания Дельта М», 2001.
5. Лучич М. В. Детям о природе. М.: Учпедгиз, 1989.
6. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. М.: Мысль, 1992.
7. Рахманов А. И. Домашний зооуголок. Смоленск: Русич, 1997.
8. Сизенко-Казанец З. Д. Природа и дети. М.: Просвещение, 1966.
9. Экзотические животные в вашем доме / Под ред. И. В. Резько. Минск: Харвест, 1999.