Применение городецкой росписи в декорировании предметов быта.
Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Тема урока: Городецкая роспись. Применение росписи в декорировании предметов.
Цель урока: научить декорировать предметы быта путем вариации орнаментальных композиций по мотивам городецкой росписи, поиску новых материалов декора.
Задачи урока:
- продолжить знакомство учащихся с народным декоративно-прикладным искусством, с городецкой росписью;
- систематизировать и обобщить знание уч-ся о центрах народных промыслов;
- научить детей правильно пользоваться, полученными знаниями о росписи, совершенствовать навыки выполнения основных элементов росписи новым способом;
- способствовать развитию речи, пополнению лексикона новыми терминами;
- развивать творческое воображение, фантазию;
- воспитать в детях чувство прекрасного, любви уважение к народному творчеству, прививать интерес к традициям русского и своего народа;
-Научить работать в коллективе, умению слушать других, принимать решение, планировать ход работы, распределять работу.
Оборудование: карандаши, фломастеры, гелиевые ручки, штрих, готовые заготовки закладок для книг, телефонов, игрушек, посуды…
Таблицы: Народные промыслы, произведения народных промыслов Хохломы, Гжели, таблицы с элементами росписи и правилами составления композиций, записи русских народных песен.
I. Организационная часть. Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Вводно- мотивационный этап урока. Показ элементов росписи: «розан» Городецкой росписи, «Лотос»- бурятский орнамент. Что общего между ними?
• ДПИ по своему произведению искусство народное:
Народ создает вещи, находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство.
В их произведению мы видим мудрость народа, в них душа и чувства, его представления о доброте, о счастье.
• Сегодня мы закрепим свои знания о народных ремеслах, обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям.
Работа по таблице «Народные промыслы».
Динамическая таблица с кармашками, имитирующими траву, куда заранее вставлены пособия – изображения изделий Хохломы, Гжели, Городца, формы изделий из однотонной бумаги, элементы росписи, полоски цветного картона.
Учащиеся должны переставить их, объединяя по форме, по цвету, по характерным элементам, согласно их принадлежности к определенному центру народного творчества.
• Форма изделия определяется практическим назначением, бытом, определяет вид росписи. Сравнить:
Кто покажет нам формы данных промыслов?
Какие цвета используют народные художники этих промыслов? Расставить.
Какие элементы росписи характерны для данных промыслов?
Что общего у всех трех промыслов? Растительный орнамент.
В чем их отличие? Роспись, форма, материал. «Оживка»
Главные элементы росписей. «Розан», «купавка», «бубенчики»-?
Красоту русской природы, щедрость души, доброту народа вобрали в себя удивительные узоры Гжели, Хохломы и Городца. Необычные цветы городецкой росписи, по поверью, цветут в ночь праздника Ивана Купалы.
Разнообразие форм цветов в росписи.
Показ материала, собранного детьми в интернете, в печати.
•Современные дизайнеры стали широко использовать богатое наследие народных мастеров в росписи начиная с росписи с телефонов, бытовых приборов, одежды, кончая росписью автомобилей и самолетов, применяют наклейки под народные росписи в оформлении квартир и офисов, получая удивительный эффект при помощи новых технологий и способов, применения новых материалов. Следуя их примеру, мы сегодня создадим для себя, для родных предметы с данной росписью.
III. Содержательный этап. Применение городецкой росписи путем вариаций орнаментальных элементов, проведенной исследовательской работы по применению новых художественных материалов при декорировании предметов быта.
На предыдущем уроке, изучая элементы городецкой росписи, неожиданно нашли новые материалы, которыми мы попробовали сделать «оживку». (гелиевая ручка, штрих, самоклеющиеся пленка).
Последовательность работы над росписью.
«Замалевок»
Лепестки, листья
«Оживка»
IV. Операционный этап. Групповая, индивидуальная работа. Самостоятельный выбор художественного материала, заготовок- предметов быта.
Заготовки.
Выбор элементов росписи.
Составление эскиза композиции.
Практическая работа. Нанесение декора на предметы (разные материалы).
V. Рефлексивно-оценочный этап. Защита своих работ, анализ, вопросы-ответы. Оценка работ.
Особенности и возможности декорирования предметов новым способом.
Прошу докончить предложения:
Сегодня я понял, что…
Главным на уроке для меня было…
Д/з: Посмотреть в книгах и журналах, интернете материал о бурятском растительном узоре «Лотос», чем похож на «розан»?
Спасибо за урок, все славно поработали! До следующего урока!