Методическая разработка урока Средневековая философия
Дисциплина: Основы философии
Технологическая карта
Группа Для всех специальностей СПО (3 курс)
Преподаватель Рубан Ольга Владимировна
Тема и № учебного занятия Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени.
Тема 1. Философия античного мира и Средних веков
Тема 1.5. Средневековая философия
Цель Формирование представлений об особенностях средневековой философии
Задачи Обучающая Развивающая Воспитывающая
Формирование представлений об особенностях средневековой философии и основах догматизма Развитие умения формулировать самостоятельные выводы и аргументировать собственную позицию Развитие толерантности к различным религиозным системам
Тип учебного занятия Текущая лекция
Основные понятия Реализм, номинализм, схоластика, патристика, теоцентризм, догматизм.
Оснащение проектор
Литература Горелов А.А. Основы философии (для СПО)
Время 2 часа
1. Общая характеристика средневековой философии
2. Патристика и схоластика3. Реализм и номинализм
Ход учебного занятия:
Этап ТДЗ этапа методы приёмы формы Виды деятельности Время
Деятельность преподавателя Деятельность обучающихсяОрганизационный Включение в работу. Подготовка класса к работе, проверка посещаемости. Словесный общеклассныеПриветствие
Подготовка к уроку
Проверка посещаемости Готовятся к уроку 5 минут
Проверка выполнения домашнего задания Выявить уровень знаний по прошедшей теме. Определение типичных недостатков Мотивация, побуждение к поиску, создание проблемной ситуации Общеклассные и индивидуальные Устный опрос 5 обучающихся.
Задаёт вопросы:
1. перечислите основные направления эллинско-римской философии.
2. дайте характеристику стоицизму
3. дайте характеристику скептицизму
4. дайте характеристику эпикуреизму
5. дайте характеристику кинизмуУстно отвечают на вопросы. 8 минут
Постановка темы и цели урока Активизация внимания обучающихся для изучения нового материала.
Создание личной заинтересованности в изучении темы.
Словесный Рассказ Общеклассные, индивидуальные Сообщение темы и плана учебного занятия
Актуализация изучаемой темы
Слайд 1, 2 Слушают, записывают
Осознают значимость изучаемого материала 5 минут
Обеспечение понимания предстоящей учебной работы Словесный Рассказ ОбщеклассныеВ результате изучения учебного материала вы должны
знать:
наиболее выдающихся представителей философской мысли, основные идеи и значение средневековой философии
уметь:
прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли, уметь соотносить их с актуальными проблемами современности Слушают и осознают значимость 2 минуты
Усвоение новых знаний 1. Общая характеристика средневековой философии
Активизация знаний об особенностях социально - политического развития европейских государств Словесный, наглядный Рассказ, беседа, на слайде – картины, характеризующие европейское средневековье Общеклассные, индивидуальные. Преподаватель:
Даёт краткую характеристику изучаемой эпохи
Вопрос:
Какие события, характеризующие средневековье, вам известно?
Преподаватель:
Средневековая философия возникла после крушения Римской империи. Культурные периоды, однако, не совпадают точно с периодами историческими. Античная культура пришла в упадок не только из-за нашествия варваров, но и потому, что античный разум, стоявший в центре ее, не смог обосновать возможность и неизбежность посмертного вознаграждения за муки жизни, уча преодолевать их или уходить от них в небытие. Результатом могло быть внутреннее удовлетворение, достигаемое усилием воли. Но чем труднее земное существование, тем большего хочется иметь после него.
Слайд № 3
Преподаватель:
На слайде представлена следующая таблица, начертите её у себя в тетради, по мере изложения материала, мы будем её заполнять. Слайд № , 4, 5, 6 Отвечают на вопросы преподавателя
Готовятся к восприятию материала
Слушают
Записывают основные моменты. Зарисовывают таблицу. Готовятся к её заполнению. 15 минут
2. Патристика и схоластика
Формирование представлений об основных направлениях средневековой философии патристики и схоластки Словесный, наглядный Рассказ, беседа, на слайде (–портреты Августина Блаженного и Фомы Аквинского) Общеклассные, индивидуальные Организует восприятие материала
Преподаватель:
1. Краткая биография и основные идеи Св. Августина (в форме презентации и доклада двух обучающихся)
2. Краткая биография и основные идеи Фомы Аквинского
Слайд № 7, 8, 9
Приложение – презентация обучающихся о Св. Августине Слушают
Слушают доклад, заполняют таблицу под руководством преподавателя
Записывают основные выводы в таблицу 15 минут
3. Реализм и номинализм Формирование представлений об особенностях спора рационализма и номинализма Словесный, наглядный Рассказ, беседа, схема Общеклассные, индивидуальные Организует восприятие материала
Преподаватель:
Даётся характеристика реализма и номинализма, предлагается заполнить таблицу
Слайд № 10, 11, 12, 13 Слушают
Слушают, заполняют таблицу
Записывают основные выводы
5 минут
Первичная проверка внимания Обучающие должны самостоятельно применять основные алгоритмы решения проблемы Репродуктивный Заполнение таблицы Групповые Преподаватель:
Самостоятельно (по группам из 5 человек) определите значение средневековой философии, выделив положительные и отрицательные черты
Слайд № 13, 14 Обучающие:
выполняют под контролем преподавателя.
Обучающиеся:
Представляют вниманию группы выполненное задание (устно) и записывают в тетради основные выводы. 10 минут
Закрепление знаний Обучающие самостоятельно решают проблемную задачу, применяя творческий подход. Исследовательский Решение проблемы в форме эссе Индивидуальные Преподаватель:
Как вы понимаете следующую фразу (на выбор обучающегося):
Догма есть не что иное, как прямой запрет мыслить.
Людвиг Фейербах
Многие принимают свою память за ум, а свои взгляды — за факты.
Поль МассонСлайд № 15 Обучающиеся:
Решают проблемную задачу в форме эссе 15 минут
Самопроверка Осознание каждым обучающимся степени овладения умением самостоятельно выстраивать логические схемы мышления, опираясь на полученные знания. Самооценка индивидуальные Что вы узнали нового на сегодняшней лекции? Отвечают на вопрос. 3 минуты
Подведение итогов Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей рефлексия ОбщеклассныеВыставляет оценки за урок.
Сообщает, какая задача останется на следующие занятия Слушают
Высказывают свои впечатления от урока, делают предположения 5 минут
Домашнее задание Подготовить краткую характеристику философских идей одного из трёх представителей эпохи Возрождения: Джордано Бруно, Николай Кузанский, Никола Макиавелли (3 студента).
Слайд № 16 2 минуты
Конспект урока:
Конспект:
1. Организационный момент - Слайд 1
2. Проверка домашнего задания
3. Сообщение цели урока:
сегодня на уроке мы познакомимся с основными идеями и представителями философии эпохи Средних веков, которые внесли значительный вклад в развитие христианской морали и догматики. Слайд 2
4. Основной этап:
1. Общая характеристика средневековой философии
Преподаватель:
Средневековая философия возникла после крушения Римской империи. Античная культура пришла в упадок не только из-за нашествия варваров, но и потому, что античный разум, стоявший в центре ее, не смог обосновать возможность и неизбежность посмертного вознаграждения за муки жизни, уча преодолевать их или уходить от них в небытие. Результатом могло быть внутреннее удовлетворение, достигаемое усилием воли. Но чем труднее земное существование, тем большего хочется иметь после него.
Таким образом, рационализм античности не оправдал надежд. И именно в этот период место античной философии занимает христианство. На место разума пришла вера, на место наслаждения — любовь к Богу, на место гордости — смирение.
Хронологически средневековая философия начинается с момента, когда философское знание сознательно используется для обоснования теологии – эпоха патристики – I-II вв. н.э. и заканчивается, когда союз между философией и теологией распадается – эпоха схоластики – XV в.
Слайд 3, 4
Преподаватель:
рассмотрим основные черты средневековой философии, запишите себе в тетради текст, представленный на слайде:
1) теоцентризм (это учение о Боге, богословие, раздел философии, в котором осмысляется бытие человека в отношении к Богу) – в этот период
изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
Слайд 5
2) догматизм (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии),
Слайд 5
Преподаватель:
Ребята, какие христианские догматы вам известны?
Обучающиеся:
отвечают на вопрос преподавателя.
Преподаватель:
Итак, перечислим основные догматы христианства, которые нашли своё отражение в философии:
1) человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой,
2) провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
3) выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
4) выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;
Преподаватель:
Рассмотрим средневековую философию, через её основные направления.
На слайде представлена следующая таблица, начертите её у себя в тетради, по мере изложения материала, мы будем её заполнять.
Слайд № 6
Обучающиеся:
зарисовывают в тетрадь таблицу для заполнения.
2. Патристика и схоластика
Преподаватель:
Итак, религиозное и светское, мистическое и рациональное философское знание средних веков может быть условно разделено на несколько периодов:
патристика,
схоластика.
А) Основным представителем эпохи патристики является Святой Августин. Предлагаю вашему вниманию доклад об этом выдающемся средневековом философе, подготовленный обучающимися 1 и 2.
Слайд 7
Обучающиеся:
а) презентация и доклад, выполненный студентом о Св. Августине.
б) остальные обучающиеся слушают предложенный материал.
Преподаватель:
Итак, основная идея патристики, высказанная Св. Августином, состоит в том, что истины веры выше истин разума, но им не противоположны. Мы познакомились с основоположником патристики, теперь возвратимся к таблице и заполним необходимые столбцы.
Обучающиеся:
заполняют таблицу
Преподаватель:
Б) Следующий представитель средневековой философии Фома Аквинский. Родился примерно в 1225, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима.
Слайд № 8
Задача Фомы Аквинского состояла в примирении веры и знания. Он пытался разграничить области веры и знания.
Разум имеет место в жизни, но это место необходимо определить. Истинный разум должен служить теологи. Есть реалии, которые разуму недоступны – сотворение мира, святая Троица, Воскрешение – здесь необходимо опираться на веру. Если истинный разум противоречит вере – эти истины – неверны.
Предложил следующие доказательства существования бога:
1) движение предполагает неподвижный первый движитель (всё в жизни находится в движении);
2) цепь причин и следствий не может идти в бесконечность — нужно предположить существование первой причины;
3) в мире не может господствовать случайность и должен быть источник необходимости;
4) все предметы различаются по степени совершенства, и должно быть нечто, представляющее высшую степень реальности и совершенства;
5) наличие целесообразности в мире предполагает Бога как ее источника.
Слайд № 9
Преподаватель:
Итак, основная идея патристики, высказанная Фомой Аквинским, состоит в том, что истины веры выше истин разума и не зависят друг от друга.
Обучающиеся:
Заполняют таблицу под руководством преподавателя.
Преподаватель:
Итак, мы рассмотрели основные направления средневековой религиозной мысли.
Проверьте правильность заполнения таблицы, по предложенному на слайде образцу
Слайд № 10
Обучающиеся:
Проверяют правильность заполнения таблицы.
Преподаватель:
Схоластика, в свою очередь делится на два направления, которые зависят от ответа на вопрос:
«Где и как существую общие понятия (универсалии)?»
Слайд № 11
3. Реалисты и номиналисты
Преподаваетль:
Спор в Средние века начался между реалистами, которые признавали существование идей, или, как их тогда называли, универсалий, и номиналистами, которые полагали, что идеи формируются в мозгу человека как обобщения многообразного мира единичных вещей.
Спор между ними стимулировался основной задачей схоластики — разумного обоснования веры, доказательства бытия Бога. Попытка оказалась безуспешной, и мнения номиналистов, о непостижимо мистической природе веры в Бога, мешали примирению разума и веры. В то же время номинализм подрывал основы веры в Бога, способствуя освобождению философии от подчинения религии.
Слайд № 11, 12
Обучающиеся:
Заполняют таблицу
Преподаватель:
Христианство было господствующей доктриной в западном мире на протяжении Средних веков. Но постепенно статус его стал снижаться. Как вы считаете, какие события могли понизить статус католической церкви?
Обучающиеся:
Отвечают на вопрос преподавателя:
индульгенции, инквизиция, крестовые походы…
Преподаватель:
Таким образом, мы с вами рассмотрели эпоху царствования теологии в философской мысли средневековой Европы. Проверьте свои заполненные таблицы, обменявшись тетрадями. Неточности отметьте знаком «-», правильные записи в столбцах – знаком «+».
Обучающиеся:
Обмениваются тетрадями, проверяют правильность заполнения.
Слайд № 13
4. Значение Средневековой философии.
Преподаватель:
В чём же заключается значение средневековой философии для дальнейшего развития философской мысли? Как вы считаете?
Обучающиеся:
Отвечают на вопрос преподавателя.
Преподаватель:
Итак, подведём итог значению средневековой философии для развития философской мысли в последующие эпохи.
На слайде представлены основные тезисы:
сохранила и развила ряд античных философских идей;
способствовала появлению гносеологии – учения о познании;
способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
положила начало появлению эмпирического и рационалистического направлений философии
пробудила повышенного интереса к проблеме самосознания;
пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
Слайд № 14
Помимо тех тезисов, что представлены на слайде, дайте самостоятельную характеристику средневековой философии (как положительную, так и отрицательную), разделившись на 2 группы.
Обучающиеся:
Выполняют задание, под контролем преподавателя.
Представляют вниманию группы выполненное задание (устно) и записывают в тетради основные выводы.
5. Заключение: выполнение задания в форме эссе
Слайд № 15
6. Преподаватель:
Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Обучающиеся:
Отвечают на вопрос.
7. Преподаватель:
Сдаём тетради с выполненным заданием. Заполненная таблица будет оценена по количеству правильных записей, максимально – 4 балла (по 1 баллу за каждую правильно заполненную строку). Эссе – оценивается максимально в 6 баллов, таким образом, сумма набранных баллов для получения оценки «5» составляет 9-10 баллов; «4» -7-8 баллов; «3» - 5-6 баллов; «2» - менее 5 баллов.
Кроме того, за устные ответы на уроке оценки получают следующие обучающиеся:……………………………………….
Следующая тема, которую мы с вами рассмотрим – «Философия эпохи Возрождения». Самостоятельно, трое обучающихся готовят доклад об одном из трёх представителей философии эпохи Возрождения. Подготовленные доклады заслушаем на следующем уроке.
Спасибо за внимание!
Слайд № 16
Приложение:
Общая характеристика средневековой философии
Период Время Представители Основная идея
1. Патристика - совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей (отцов церкви), имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.
I-VIII века Филон Александрийский, Аврелий Августин Истины веры выше истин разума, но им не противоположны
2. Схоластка - систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
А)Реализм – утверждает, что общие понятия существуют реально
Б) Номинализм – утверждает, что общие понятия существуют в уме в виде простых знаков классов сходных вещей. IX – XV века Фома Аквинский
Дунс Скот
Уильям Оккам Истины веры выше истин разума и не зависят друг от друга