Олимпиадные задания по предмету Литература для 6 класса

Задания для I (школьного) этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе
Задания для 6 класса

1. Соотнесите фамилии авторов с названиями произведений (7 б).
1. Е. Носов
А. «Берёза»

2. С. Есенин
Б. «Руслан и Людмила»

3. М. Лермонтов
В. «Лобо»

4. А. С. Пушкин
Г. «Тучи»

5. М. Твен
Д. «Снежная Королева»

6. Г. К. Андерсен
Е. «Том Сойер»

7. Э. Сетон-Томпсон
Ж. «Белый гусь»


2. Закончите пословицы (4 б.): А) Красна птица перьем, Б) Не зная броду, В) Слово – серебро, Г) Глаза страшатся,

3. Определите писателя по биографическим фактам (3 б.):
А) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя». Б) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли. В) Писала сказки для больной дочери. Героиней её произведения стала озорная девчонка с упрямым характером и богатой фантазией.

4. Известно, что сказки можно разделить на три вида: бытовые, волшебные, и сказки о животных. По приведённым отрывкам определите, к какому виду относится каждая из сказок (5 б).
1) Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись, приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко т так-то ласково начала звать её купаться на реку.
Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду. А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы.
Жили-были кум с кумой – волк с лисой.
Была у них кадочка медку. А лисица любит сладенькое; лежит кума с кумом в избушке, да украдкою постукивает хвостиком.
- Кума, кума, - говорит волк, - кто-то стучит.
- А, знать, меня на повой зовут! – бормочет лиса.
- Так поди, сходи, - говорит волк.
Вот кума из избы да прямёхонько к мёду, нализалась и вернулась назад
3) Жили-были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок.
- Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зёрнышко!
- Ко-ко-ко, петушок, ешь сам!
Съел петушок зёрнышко и подавился. Позвал курочку:
- Сходи, курочка к речке, принеси водицы напиться.
Побежала курочка к речке.
- Речка, речка, дай мне водицы: петушок подавился бобовым зёрнышком!
Речка говорит: «Сходи к липке, попроси листок, тогда дам водицы»
4) Тут Иван-царевич залился горькими слезами – где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьётся, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть
5) Жил в деревне бедный мужик. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей одежонке, дрова рубит – не нагреется, лицо его от мороза разгорается.
Въезжает в деревню барин, остановился около мужика:
- В такую стужу ты рубишь?
- В такую стужу нужда рубит.
Барин изумился

Соотнесите термин и его определение (5 б).

Термины:
Определение

1. Юмор
А. Жанр фольклора, краткое изречение с назидательным содержанием.

2. Басня
Б. Описание природы в литературном произведении.

3. Пословица
В. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания.

4. Поговорка
Г. Краткое образное выражение, незаконченное высказывание

5. Пейзаж
Д. Вид комического, весёлый, безобидный, смех.


6. Соотнесите эпизоды сказки «По щучьему велению» и элементы композиции (3 б.)
1.Зачин -
2. Завязка действия -
3. Развитие действия -
4. Кульминация -
5. Развязка -
6.Концовка -
1).А в это время в окно на него глядела царская дочь - Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошко и говорит потихоньку: «По щучьему велению, по моему хотению - пускай царская дочь меня полюбит».
2).Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку: «Вот уха будет сладка!» Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь».
3).Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурачок - Емеля. 4).А у царя во дворе крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. 5).Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством. 6). Царь сильно испугался, стал прощения просить: «Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня».
7. Прочитайте сказку Феликса Кривина.
Научный спор
Калоша и Босоножка отличаются тем, что как только окажутся рядом, тотчас заводят учёные споры.
- Какой мокрый этот мир, - начинает Калоша. – Идёшь, идёшь – места сухого не встретишь.
- Да что Вы! – возражает Босоножка. – В мире совершенно сухо.
- Да нет же мокро!
- Именно сухо!
Их споры обычно разрешает Комнатная Туфля:
- Коллеги, оставьте бесполезные споры. Мир бывает и мокрым, и сухим; мокрым – когда хозяйка моет пол, сухим – всё остальное время.
А теперь попробуйте сочинить маленькую сказку, где главные герои – самые обычные вещи. Например, книга, варежка, телефон или воздушный шарик. Пусть вам в этом поможет фантазия.
(10 б.)

Ключи к заданиям:
1. Соотнесите фамилии авторов с названиями произведений.
1 Ж.
2 А.
3 Г.
4 Б.
5 Е.
6 Д.
7 В.

2. Закончите пословицы. А) Красна птица перьем, а человек уменьем. Б) Не зная броду, не суйся в воду. В) Слово – серебро, молчание – золото. Г) Глаза страшатся, а руки делают.

3. Определите писателя по биографическим фактам.
А) А. С. Пушкин Б) М. Ю. Лермонтов В) А. Линдгрен

4. Известно, что сказки можно разделить на три вида: бытовые, волшебные, и сказки о животных. По приведённым отрывкам определите, к какому виду относится каждая из сказок.
1) волшебная
2) о животных
3) о животных
4) волшебная
5) бытовая

Соотнесите термин и его определение.

1 Д.
2 В.
3 Г.
4 А.
5 Б.

7. Соотнесите эпизоды сказки «По щучьему велению» и элементы композиции (3 б.)



4 Г
5 Е



15