Русский язык с казахским языком обучения. 6 класс Тема: Сказуемое – глагол будущего времени.
Русский язык с казахским языком обучения.
6 класс
Тема: Сказуемое – глагол будущего времени.
Цели: а) вести понятие об употреблении простого и сложного будущего времени, введение и закрепление новой лексики, повторение пройденных тем;
б) сформировать навыки правильного употребления глаголов совершенного и
несовершенного вида;
в) создание базы для формирования чувства ответственности и долга, уметь
высказать свою точку зрения; показать богатство смысловых возможностей
русского языка.
Тип урока: Урок объяснение новой темы
Наглядность: плакат-кластер, тестовые вопросы, рисунки ребят, задания на быстро-
ту реакции и эрудицию, словарная работа.
Ход урока: І. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка?
Кто дежурный в классе?
Кого нет?
ІІ. Проверка домашнего задания.
Давайте ребята, проверим все ли ученики выполнили домашнее задание?
Упражнение 5. Образуйте глаголы прошедшего времени.
Упражнение 6. Спишите, употребляя глаголы из скобок в форме прошедшего времени.
Упражнение 7 .Перевод предложений на русский язык.
|||. Объяснение новой темы.
Перед началом новой темы послушаем стихотворение, которое подготовил нам
Оспанов Азамат. «Я учу глаголы»
Я пришёл из школы, Открываю наш сосед...
Я учу глаголы... (Он живёт под нами ).
Мне их выучить – пустяк! Не причёсан, не одет.
У меня свой метод! В тапках и пижаме.
Применяется он так, Он кричит:
Новый метод этот: - Прошу прошенья!
«Кричать»- кричу. Это что землетрясенье?
«Вертеть»- верчу. Или, может быть, слоны
«Двигать»- двигаю. Надо мной поселены?
«Прыгать»- прыгаю. Или, можетбыть, сейчас
Я и прыгал! Я и двигал! Школа вся гостит у вас?
Я и топал! Я и пел! - Уважаемый сосед,
Пел, пока у нас в прохожей Никого в квартире нет,
Вдруг звонок не зазвенел! Я пришёл из школы,
Я учу глаголы.
(В. Воскойников.)
-Молодец, Азамат, очень хорошо учишь глаголы.
-Ребята, кто продолжит правило...
Глагол- это....
Инфинитив- это....
Спряжение- это....
Настоящее время-
Прошедшее время-....
Тема нашего урока- Сказуемое- глагол будущего времени.
А лексическая тема урока «Интересы детства и будущая профессия». Давайте разыграем ситуацию, которая дана на странице127.Теле- шоу
«Встреча с интересными людьми».
Сейчас на сцену нашего класса приглашается один из известных артистов цирка Юрий Никулин и наш незаменимый тележурналист Култасов Айдос.
-Если у вас есть вопросы, можете их задавать с места, а телезрители могут нам позвонить по телефону прямо в эфир.
-Скажите, как вы учились в школе?
-Что самое интересное запомнилось вам о школьной поре?
-Получали ли вы «двойки»?
-Любили ли вы учить уроки?
-А можно не учиться и стать знаменитым как вы?
-Любите ли вы глаголы и как можно их выучить?
Юрий Никулин тоже хочет задать вам ребята вопросы:
-Чем вы занимаетесь в свбодное время?
-Любите ли вы играть?
-Какой предмет вам нравится и почему?
-Кем вы хотели стать в будущем?
-Если это всё, то какую оценку вы поставили артисту за его интересную беседу.
“Пять”
Дома вы должны были подгодовить мини- сочинение на тему “Кем я хочу быть.”
Несклоько учеников зачитывают свои работы.
Смаганбетов Елшат.
Моя мечта стать художником. Я очень люблю рисовать, хорошо когда все свои мысли и красоту ты можешь передать людям. Наш край очень красивый и когда я вырасту , то обязательно нарисую картину, которая будет называться “Мой аул”.
Рисовать можно на бумаге, на дереве, на полотне.Всему искусству рисования познакомил меня наш учитель Сулейменов Балгынбек. Я хочу стать знаменитым художником, чтобы меня знала наша страна. Я не самоуверенный просто хочу, чтобы мною гордились мои родители и учителя. Это моя мечта.
Бекентаева Айгерим.
У каждого человека есть мечта. Моя мечта стать певицей. Мнеочень нравится петь, выступать на сцене, слышать аплодисменты. В школе на праздничных мероприятиях я всегда пою. Мне нравитьсяслушать музыку, я люблю сочинять стихи, когда мне грустно, я пою. У каждого есть мечта, например, Эльмира хочет быть врачём. Сейчас в нашей стране есть все условия, чтобы мы могли учиться и осуществить свои мечты. И когда по телевизору будут показывать моё выступление, мои земляки радовались бы и говорили: “Молодец, Айгерим.”
Жиенбаева Жазира.
Я хочу стать учителем, как наша Айкын апай. Хочу быть самым лучшим и хорошим учителем. Я вижу, как Айкын апай много пишет, читает, ругает нас, она хочет, чтобы мы знали и любили свой родной язык. Многие считают, что мы итак знаем свой язык и лучше изучать другие языки, но я не согласна с ними. Ведь с языком не только с русским, но и казахским можно творить чудеса.
Култасов Айдос.
Я учусь в шестом классе, осталось пять лет до окончания школы. Моя мечта стать милиционером. Работа не простая, буду всречаться с разными преступниками, для этого надо быть сильным и мужественным. Я постараюсь оправдать доверие моего народа, потому что это мой дом, моя родина. Я хочу, чтобы мои родные люди могли спать спокойно.
Куликова Эльмира.
Я мечтаю стать врачём. Врач- это очень нужная и важная профессия. Я хочу лечить людей, беспокоиться за них, и когда онипоправятся, то скажут мне спасибо.
-Ребята все ваши мечты обязательно осуществяться, если вы будете упорными и целеустремлёнными.
Мы с вами знаем, что глагол имеет три времени: настоящее, будущее, прошедшее. Кто назовёт эти времена на казахском и французском языке. Настоящее время- это, когда действие происходит в данный момент.
Прошедшее время- это когда действие прошло.
Будущее время- это, когда действие будет происходит в будущем или произойдёт.
Давайте обратим внимание на плакат №1.
Настоящее время
29013154191000 V
17100559525000
475869012001500Глагол
8248656858000 + V
Будущее времяПрошедшее время
Методом «инсерта» проведём отметку.
V- знаю.
+- новая информация.
-- не знаю.
?- удивление.
Новая информация. Сказуемое- глагол будущего времени. Будущее время глагола отвечает на два вопроса:
43776901701800019678655588000Будущее время глагола
12915908064500Что буду делать? Что сделаю?
Например: читать----буду читать; читать—прочитаю.
Будущее время глагола имеет два вида: совершенный и несовершенный.
Имеет две формы: простую и сложную.
Простая форма образуется с помощью личных окончаний.
Читать –чита-ю.
Форма будущего сложного имеет несовершенный вид. Он состоит из двух слов от глагола быть и инфинитива глагола. Слово быть изменяется.
Что же такое инфинитив. Инфинитив- это неизменяемая форма глагола, которая не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, только называет действие.
- Давайте вместе сделаем вывод и составим диаграмму Венна.
24536409398000-2895609398000
1. Простая форма будущее 1. Сложная форма
2. Личное окончание время 2. Инфинитив
3. Совершенный вид глагола 3. Несовершенный вид
4. Вспомогательное
слово быть имеет личное
окончание
IV Закрепление.
Задание2. Устно). Поставьте вопросы к выделенным глаголам.
Упр.1. Стр.129.Поставьте вопросы к глаголам- сказуемым. Определите их время.
Упр.2. Допишите личные окончания глаголов настоящего и будущего времени. С каждого ряда по одному ученику. Посмотрим какой ряд быстрее выполнит быстро задание.
Что делаю? Что сделаю? Что буду делать?
------ ------------- -------------
Сказка-шутка.
Учительница спросила у Лентяйкина:
- Если я говорю: я умываюсь, ты умываешься, он умывается- то о каком времени идёт речь?
Лентяйкин не задумываясь ответил:
- Об утре.
В чём ошибка Лентяйкина?
Игра «Кто быстрее?»
(Ккто быстрее напишет больше глаголов в определённом времени.)
Настоящее время. Прошедшее время. Будущее время.
Подумай и ответь.
К какой части речи относятся выделенные слова?
1. Ведро дало течь, и вода стала течь.
2. Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.
3. Снежное покрывало покрывало всё поле.
4. Ветер стих. Я прочитал стих.
5. Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в садик.
Задания на быстроту реакции, сообразительность и эрудицию.
1. Запишите соответствующие названия профессий на русском языке.
Ән- певец, кітап- ...(писатель), нан-...(пекарь), дәрі-...(врач), мектеп-...( учитель),
сөздік-...(переводчик), дүкен-...( продавец), шаш-...(парикмахер).
2. Вставьте как можно быстрее нужное слово.
Алксандр Сергеевич ... (Пушкин).
Абай... (Кунанбаев).
Пословицы и ... (поговорки).
Род и ... (число).
Cказуемое ... (что делать? Что сделать?).Будущее ... (время).
Прошедшее ... (время).
Настоящее ...(время).
Мой аул ... (Каинды).
3.Какое слово в каждом ряду лишнее и почему?
Алмагуль, Ермек, Сара, Гулжан, Галя.
( Ермек- имя девочки и мальчика).
Алматы, Кокшетау, Шымкент, Омск.
( Омск- российский город).
Караганда, Аркалык, Павлодар, Астана.
(Астана – столица).
4. Сейчас у нас будет и словарная работа и игра. Переведите слова в первой колонке на казахский и вставьте их вместо точек. У вас получатся новые слова.
Огромный- .... ,круго...(зор).
Дыхание -..... ,.... ократия.(дем).
Рыдание- .....ба..... (зар).
Есть -... мен.(бар).
Я – супер...(мен).
Мозг -ко... ссия (ми).
Много - ... око.(мол).
Тест.
1. Главный член предложения, который обозначает действие?
а.) сказуемое.
б) дополнение.
в) подлежащее.
г) определение.
2. На какой вопрос отвечает сказуемое?
а) кто? что?
б) какой? чей?
в) что делать? Что сделать?
с) кем? Чем?
3. Настоящее время глагола отвечает на:
а) что делать?
б) что сделал?
в) что делаю?
4. Найдите прошедшее время.. а) смотрит.
б) буду танцевать.
в) прочитал.
5. Будущее время отвечает....
а)что сделаю? Что буду делать?
б) что делал?
в) что делаю?
IV Домашнее задание.
Оценивание.
Вывод.
Упр. 5,7.
Упр.8.(устно)
Вывод: Будущее время отвечает на вопросы что буду делать? Что сделаю?
Имеет две формы: простую и сложную.