Рабочая программа по курсу«Географическое краеведение» в 6 классе
Рабочая программа по курсу
«Географическое краеведение» в 6 классе
Пояснительная записка
Изучение процессов и явлений, происходящих в территориальных границах субъектов Федерации, становится значимым и жизненно важным для учащихся средних общеобразовательных учреждений, так как в сложившихся в стране социально-экономических условиях выпускники дальнейшую жизнь связывают в большинстве случаев со своей Малой Родиной. Программа «Географическое краеведение» (35 часов) является частью курса географического краеведения для общеобразовательных учебных заведений Ставропольского края и предназначена для учащихся 6-х классов.
Содержание спецкурса позволяет познакомить учащихся с физической географией Ставропольского края, а практические исследования расширяют географические знания по курсу. Рассматривая особенности географического положения, рельефа и геологического строения, климата и внутренних вод, почв, растительности и животного мира, ландшафтов края, а также, знакомясь с экологическими проблемами края, школьники получают систему знаний о территории, на которой проживают как о целостном географическом регионе в составе страны.
Актуальность представленной программы проявляется в непрерывной связи географической науки с практикой, окружающей действительностью.
Цели программы «Географическое краеведение»:
формирование у школьников знаний о природе родного края, района, своего населенного пункта;
активизация познавательной деятельности учащихся;
развитие интереса к изучению родного края;
создание условий для развития навыков исследовательской работы при изучение территории своей местности, развитие умений работать в сотрудничестве на основе эвристической деятельности;
воспитание чувства патриотизма, экологическое просвещение (образование и воспитание), воспитание люби к своему народу и малой родине;
Программа данного спецкурса обобщает и расширяет знания учащихся, полученные при изучении физической географии 6 класса. Этот курс может иметь существенное образовательное значение для изучения географии своего края, играет важную роль в повышении научного уровня обучения географии.
Предусматриваются теоретические и практические занятия, экскурсии, работы на местности, консультирование школьников, занимающихся исследовательской работой. Содержание курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную и коллективную) работу учащихся.
Данная программа призвана способствовать познавательным, нравственным и
воспитательным задачам школ края, расширять и углублять кругозор учеников области географии.
Задачами программы являются:
Сформировать географический образ своего края в его многообразии и взаимодействии компонентов природы, научить сравнивать его с другими регионами России. Вооружать школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации краеведческого характера.
Развивать представления о своём географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специальные процессы и явления.
Воспитание чувства патриотизма
Представленная программа рассчитана на 35 часов, из них 27 часов теоретических и 8 часов практических.
Программа элективного курса «ставропольеведение» - это рекомендательный документ, что позволяет учителю по своему усмотрению расширить изучение отдельных тем с целью их подробного изучения, возможна перестановка тем, изменение часов и др. Программа может быть адаптирована для преподавания элективных краеведческих курсов в рамках предпрофильной и профильной подготовки школьников. Объём практических работ, организация экскурсий зависит от реальных условий, в которых находится каждая конкретная школа.
В программе представлен обязательный минимум содержания физической географии Ставропольского края и требования к уровню подготовки учащихся.
Содержание курса.
Введение. (1 час)
Что изучает география Ставропольского края
Тема 1. Географическое положение. (4 часа)
Географическое положение края, района, своего населённого пункта. Площадь. Границы.
Практическая работа 1. Обозначение на контурной карте пограничных территорий, крайних точек и определение протяжённости края с севера на юг и с запада на восток.
Тема 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.
(5 часов)
Главные черты рельефа края, своего района. Геологическая летопись
края. Развитие рельефа. Полезные ископаемые края, своего района.
Практическая работа 2. Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
Практическая работа 3.Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, основных месторождений полезных ископаемых.
Тема 3. Климат и агроклиматические ресурсы. (4 часа)
Климатообразующие факторы. Климатическая карта Ставропольского края (характеристика сезонов года). Неблагоприятные климатические явления. Климатические районы и агроклиматические ресурсы.
Практическая работа 4. Оценка основных климатических показателей своего района (для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности) или сравнение с климатическими показателями края.
Тема 4. Внутренние воды. (5 часов)
Общая характеристика внутренних вод края, своего района. Главные речные системы, водораздел, бассейны. Роль рек в развитии сельского хозяйства края, своего района.
Практическая работа 5. Характеристика одной из рек края, своего района по плану. Определение возможностей её хозяйственного использования.
Практическая работа 6. Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр края.
Тема 5. Почвы. (4 часа)
Почва – особый компонент природы. Основные типы почв края, своего района. Зона каштановых почв. Зона чернозёмных почв. Плодородие и охрана почв.
Практическая работа 7. Описание почвенного разреза своей местности.
Тема 6. Растительный мир. (3 часа)
Растительный покров. Карта растительности. Типы растительности на Ставрополье: растительность полупустынь, степей, лесостепей и пойм. Охрана растительности в крае.
Тема 7. Животный мир. (3 часа)
Животные Ставрополья. Фауна полупустынь, степей, лесов, среднегорий и водоёмов.
Тема 8. Ландшафты края. (2часа)
Ландшафты края, своего района.
Практическая работа 8. Выявление по зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере зоны степей.
Тема 9. Экологические проблемы края. (3 часа) Экологическая обстановка в крае. Экологические проблемы. Мероприятия по охране природы. Особо охраняемые территории.
Заключение. (1 час)
Экскурсии.
Содержание и объекты экскурсий выбираются учителем. Экскурсии в природу желательно планировать в типичные для района природные и культурные комплексы. Экскурсии в краеведческие и другие музеи должны носить комплексный характер, сопровождаться индивидуальными, групповыми и фронтальными заданиями учащимся.
Требования к уровню подготовки учащихся.
НАЗЫВАТЬ И (ИЛИ) ПОКАЗЫВАТЬ:
Крайние точки и пограничные территории.
Основные формы рельефа края.
Тектонические структуры края, крупные месторождения полезных ископаемых края.
Стихийные явления, связанные с внутренними и внешними процессами в крае.
Тип климата, погоды на территории края и их признаки, климатообразующие факторы.
Стихийные климатические явления края,
Водные ресурсы края: крупные реки и озёра.
Редкие и исчезающие виды животных и растений в Ставропольском крае.
ОПРЕДЕЛЯТЬ И (ИЛИ) ИЗМЕРЯТЬ:
Крайние точки и их координаты.
Расстояния в километрах и градусах протяженности Ставропольского края с севера на юг и с запада на восток.
Поясное время.
по приборам в своей местности атмосферное давление, температуру, количество осадков.
направления по картам Ставропольского края и компасу.
ОПИСЫВАТЬ:
погоду своей местности.
геологическое обнажение своей местности,
Речные системы крупных рек края и своего населенного пункта.
ландшафты своего населённого пункта, края (по репродукциям картин, фотографиям).
ОБЪЯСНЯТЬ:
связь между тектоническим строением края и его рельефом.
особенности климата в крае.
зависимость речной сети от климата в крае.
закономерности в изменении почв. .
ОЦЕНИВАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ:
развитие эрозионных процессов.
тенденцию изменения плодородия почв в крае.
изменение видового состава растительности и животного мира в крае.
состояние и использование водных, минеральных, биологических ресурсов края.
НОМЕНКЛАТУРА
Рельеф. Вулканический район Пятигорья, Ставропольская возвышенность, Ставропольские высоты, Прикалаусские высоты, Прикумская возвышенность, Кубано-Суркульская депрессия, Прикубанская равнина, Терско-Кумская равнина, Кумо-Манычская впадина, .Месторождения: нефти и газа - Нефтекумск, Ставропольско-Сенгилеевский газоносный район; лечебной грязи - оз. Тамбукан .
Внутренние воды. Реки - Кубань, Егорлык, Калаус, Кума, Кура, Терек. Озёра - Птичье Солёное, Довсун, Дадынское, Маныч-Гудило, Лушниковское, Тамбукан.
Тематическое планирование в 6 классе
« Географическое краеведение»
№ п\п
Содержание, тема
Тип занятия
Виды контроля
Дом.зад.
Дата
1.
Общий обзор географического положения Ставропольского края и место в нем Георгиевского района , ст. Лысогорской
Презентация Пр№1
Экскурсия
§1
2
История исследования, освоения и заселения края и района, станицы. Исторические места заселения.
§1
3.
Изменение человеком географической среды обитания.
беседа
§2
4.
Вклад Российских и Ставропольских ученых в изучение природы края, района, города.
посещение библиотеки.
§2
5.
Поверхность Ставропольского края. Рельеф Георгиевского района
Урок с ИКТ №2
Индивидуальный устный опрос.
§3
6
Полезные ископаемые края, района
§7
7
Общие закономерности формирования рельефа и полезных ископаемых края, района, города. Изменение человеком рельефа местности.
§4
8.
Вулканы Ставрополья, Горы. Равнины.
.
§6
9
Подготовка презентации горы КМВ геолого-морфологические памятники природы.
Презентация
10.
Особенности климата Ставропольского края.
Урок с ИКТ №3
§8
11
Особенности климата своей местности. Климатические аномалии г.Георгиевска за последние 100 лет.
Устный опрос.
§10
12.
Влияние промышленных предприятий края на климат.
13.
Влияние климата на здоровье населения города. Причины и следствия.
Индивидуальный устный опрос.
§9
14.
Внутренние воды Ставропольского края, района, города. Влияние человека на загрязнение внутренних вод.
Урок с ИКТ №4
Устный опрос.
§11
15.
Река Подкумок – физико-географичес-кие характеристики.
§13
16.
Озеро Соленое – уникальный природный водоем. « Отстойник»-причина уничтожения богатств озера.
в/фильм «Соленое озеро-памятник природы»
17
Подземные воды города, родники. Уничтожение родников, загрязнение подземных вод.
Индивидуальный устный опрос.
§14
18.
Уникальные минеральные воды Ставропольского края. Проблемы эколого – курортного региона КМВ
В/ фильм «Я там был», (Ессентуки)
§14
19.
Исследования Предкавказья. Казачество. Отдых на «водах».
в/ф «Ипатовские казачата».
20.
Почвы Ставропольского края. Влияние на почву деятельности человека.
§15
21.
Эрозия почв. Хозяйственная деятельность человека- главная причина эрозии почв.
Работа творческой лаборатории по теме охраны почв.
§16
22.
Продолжение работы по составлению презентации по горам КМВ.
Работа с ПК презентация
23.
Проведение сбора образцов почв своей местности ( дом, огород, дача) и анализа почв.
24.
Флора и фауна Ставропольского края, Георгиевского района, станицы
Урок с ИКТ №5
Устный опрос.
§17
25.
Культурные растения своей местности.
26.
Красная книга природы Ставропольского края.
Индивидуальный устный опрос.
27.
Экологические проблемы Ставропольского края, района, города.
§26
28.
Презентация « Экологические проблемы своей местности – их влияние на здоровье будущих поколений.»
§27
29.
Экологическое влияние человеческой деятельности в крае на глобальные экологические проблемы.
Индивидуальный устный опрос.
§28
30.
Викторина – Люблю тебя мой край родной.
31.
Местные предприятия города, района влияющие на окружающую среду.
Устный опрос.
32.
Участие в школьной конференции
презентация» Моя станица»
33.
Места отдыха на КМВ.
34.
Природные и рукотворные объекты Ставрополья.
35.
Обобщение знаний. Каким мы оставим город будущим поколениям, свой город
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей естественнонаучного цикла
от_________ 2014г. № 1,
_______________ Локотко О.А.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Терещенко С.А.
«___»_________ г.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Физическая география Ставропольского края: Учебник для 6- 8 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. В.В. Савельевой, Н.С. Румыншюй, Б. Л. Годзевнча, В.А. Шальнева. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.
2. Савельева В.В. Природа города Ставрополя: Учебное пособие. -
Ставрополь, 2002.
Литература
1 Сабельникова -Бегашвили Н.Н. и др.- Методическое пособие по курсам « Физическая география Ставропольского края» и « Экономическая и Социальная география Ставропольского края»- Ставрополь,2010 г.
2 Румынина Н.С. «Ставропольеведение»-тетрадь для практически работ- Ставрополь ,2008 г.
3.Белозёров В.С., Магомедов К.А.. Экономическая и социальная география Ставропольского края. 9 класс, Ставрополь,1987г.
4. Бутенко Н.И., Савельева В.В., Шальнев В.А.. Физическая география Ставропольского края, Ставрополь, 2000г.
5.Ивановский В.А., Ивановский В.В.. Ставропольский край. Занимательные вопросы и краткие ответы. Ставрополь,1999г.
5.Савельева В.В., Магомедов К.А.. География Ставропольского края, Ставропольское книжное издательство,1987г.
6.Физическая география Ставропольского края, под ред. Савельевой В.В., Шальнева В.А., СКИПКРО, 1995г.
ОБОРУДОВАНИЕ
1.Географические карты края, демонстрационные, настенные Л - физико-географическая М1 :600 ООО
Б - административная М 1: 600 000 В - геологическая М 1: 600 000 Г - природных зон М 1: 600 000 Д - экономическая М 1:600 000
Е- карты районов (масштаб для них следует подбирать индивидуально).
2.Атлас карт Ставропольского края для фронтальных работ учащихся в классе и самостоятельных занятий дома.
5) Тетрадь для практических работ «Ставропольеведение» с набором географических и контурных карт.
Литература
1 .Белозёров B.C., Магомедов К.А. Экономическая и социальная география Ставропольского края: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. - Ставрополь: СКИПКРО, 1996.
2.Дронов А. Родные просторы: Учебное пособие для учащихся 4 класса. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001.
3.История Ставропольского края от древнейших времён до 1917года / Авт. Коллектив; под ред. Судавцова Н.Д. - Ставрополь, 1996
4 Румынина Н.С., Комарова Л.Н. «Ставропольеведение»: Рабочие тетради для учащихся 6, 8-9 классов. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001,2003.
З.Румынина Н.С., Сапроненкова Н С. Программные практические работы (6-10 классы): Методическое пособие. Библиотека журнала «География в школе». Вып. 4. - М.: «Школа-Пресс», 2001.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15