Урок Я отвечаю за свои поступки
Тема: « Я отвечаю за своё решение»
Цель: формирование убеждения, что если дал слово, то его надо держать и показать, как это делается
Задачи:
Формирование нравственных качеств (правила обязательности)
Расширение кругозора.
Формирование навыков конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях
План - конспект занятия.
часть. Организационный момент.
Ребята, давайте с вами вспомним сказку Г.Х. Андерсена об оловянном солдатике.
Е чем же заключалась стойкость оловянного солдатика?
Трудно ли ему было оставаться верным долгу до конца?
Как вы понимаете, что такое обещание?
Правильно, данное обещание надо выполнять, следуя правилу:' «Обещал - сделай»Обязательность - верность слову и делу, ответственность за порученное дело.
часгь.
» Ситуативные задачи.
Сейчас я предлагаю вам обсудить случай, описанный в рассказе:
Ребята решили все вместе пойти посмотреть выступления зверей в цирке. Собрали деньги и стали думать, как и кому купить билеты. Вася Трухин бодро и уверенно взялся за дело: «При аду за час, куплю билеты и буду всех ждать. Смотрите, не опаздывайте».
Ребята стали собираться около цирка Васи нет. Решили, что он билеты купил и зачем-то отлучился. За пять минут до начала прибежал Вася: «Сейчас куплю билеты!» Над кассой - табличка «Все билеты проданы».
Ответьте на вопросы:
- Почему надо держать свое слово? Чтобы не подводить других?
1 А себя ты не подводишь, если не держишь слово?
Вспомните случаи, произошедшие с вами. Всегда ли вы держите данное слово?
( Разбираются ситуации, которые приводят примеры, когда детям удалось и не удалось быть верным данному слову. Важно, чтобы дети сумели объяснить причину и как надо было правильно поступить)Народная мудрость.
Задание: Объяснить значение этих слов. Какая из пословиц может быть ценным советом?
Коли взялся за гуж - не говори, что не дюж.
Не корми завтраками, сделай сегодня.
Нет большого позора, как не выполнить уговора»
«Помогу, помогу» - пришло: «Не могу».
Уговор дороже денег.
Вычеркни лишнее предложение:
Обещал-делай!
Дал слово - сдержи его.
Дал слово - можно забыть о нем.
часть. Заключительная.
Верность слову и обещанию - очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим специалистом, просто трудно жить в обществе.
Занятия: «Я отвечаю за свои поступки»
Цели: 1. способствовать развитию у воспитанников чувства ответственности;
2. содействовать формированию у детей умения анализировать свои поступки, прогнозировать последствия своих действий.
3.создавать условия для сопоставления своего образа с тем, как его видят окружающие, для усвоения новых для них понятий: "мотив поведения", "борьба мотивов", "волевое поведение".
4.воспитывать толерантное отношение к себе и окружающему, навыки самосознания и самовоспитания.
Оборудование: мультимедийное сопровождение; картинки для работы в группах;
карточки (зеленые, красные – на каждого воспитанника); тесты «Ваше чувство ответственности»; карандаши или ручки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель. Добрый день ребята. Как видите в руках у меня клубок ниток, давайте сыграем в игру. Я называю свое Имя и говорю что-то приятное своему соседу, а он передает конец нити своему соседу с хорошими пожеланиями. После того, как нить обойдет всех ребят, задаются вопросы: - С чем можно сравнить наш клубок?
- А сейчас сможем найти конец нашей нити, что это может означать?
- Что будет если запутать нашу нить? А применительно к нашей жизни?
Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Давайте смотаем наш клубок, так чтобы нити не переплелись, и не было узелков.
С раннего возраста каждый из вас слышит слова из стихотворения Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Название этого произведения говорит о том, что каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого. И ваши поступки являются доказательством выбора.
Ребята перед вами 4 высказывания, вам необходимо выбрать, которые подходят для вас.
1. «Легко только тому, кто не заставляет себя делать то, что надо».
2. «Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя».
3. «Самая большая победа- это победа над самим собой».
4. «Слияние «надо» и «трудно» - это мудрость самовоспитания и путь настоящего человека».
Сообщение темы: Продолжаем работать по теме «Я отвечаю за свои поступки».
Девиз: « Ваш выбор - выбор, который Вы делаете сами и за который несете ответственность». A.M. Прихожан.
Как вы понимаете эти слова?
( Каждый может высказаться по теме, в зависимости от того, как он это понимает).
Итог: Из ваших высказываний или размышлений я вижу, что за поступки нужно отвечать.
А что – это за слова:
Ответ - отвечаю – ответственность (вспомните русский язык) ответы детей.
Это однокоренные слова.
А как вы понимаете, что такое ответственность?
(даю высказаться детям)
Не подводить никого. Соблюдать правила поведения. Уметь отвечать за свои дела, поступки. Хорошо выполнять обязанности. Быть надежным, исполнительным. Выполнять обещанное.Не ждать напоминаний, проверок.
Хотите проверить чувство ответственности? (дети).
Тест «Ваше чувство ответственности».
Внимательно прочитайте инструкцию.
Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите варианты ответов, которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам: и обведите ваш ответ.
Тест «Ваше чувство ответственности».
1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:
а) одолжить у друзей;б) идти в том, что имеется;в) не ходить на дискотеку вообще.
2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:
а) помочь своим;б) остановить драку;в) остаться незамеченным.
3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли, если бы пришлось коротать время в поезде:
а) игра в карты;б) чтение и кроссворды;в) разговаривать и смотреть в окно.
4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть долг, то Вы:
а) перезаняли бы у друзей;б) попросили бы у педагогов, объяснив причины;в) добыли бы деньги другим способом (воровство, заработали, отняли у других).
5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определённом месте, то Вы бы:
а) согласились;б) отказались;в) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия.
6. Вы находите красивый нож и:
а) забираете его себе;б) показываете педагогам, звоните в милицию;в) не прикасаетесь к нему.
7. Если Вы видите на ком – то или у кого – то очень красивую или интересную вещь, то Вы:
а) чувствуете желание иметь такую же;б) чувствуете удовольствие или интерес;в) стараетесь показать своё равнодушие.
8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:
а) чувствуете желание уничтожить “негодяя”;б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;в) пытаетесь задобрить.
(дети самостоятельно подсчитывают результаты теста)
А –
Б –
В –
Зачитывается итог: А.Б,В.
Если в Ваших ответах преобладает вариант “А”, это означает, что над Вами нависла серьёзная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас практически отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в проблему.
Рекомендации. Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваше решение чревато неприятными последствиями и всё равно его примете – что ж, по крайней мере, Вы никого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г.Спенсер писал для таких, как Вы: “Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности”.
Если в Ваших ответах чаще встречается вариант “Б”, то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы сможете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей жизни.
Рекомендации. Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саади: “Мужество – не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым”.
Если среди Ваших ответов преобладает вариант “В”, то чувство ответственности в Вас ещё только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желание всех перехитрить и т.д. Это означает, что в определённых ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что – либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть.
Рекомендации. Встряхнитесь, одёрните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде “лучше не высовываться”, “все так делают” и т.д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский учёный А.Жювье: “Несчастье походит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу”. 3.Групповое обсуждение.
Каждый человек в своей жизни совершает хорошие и плохие поступки. За хорошие он получает вознаграждение. (Какие вознаграждения вы можете назвать), а за плохие поступки - что можно получить . . .?
Дети. Наказание. Выговор.
Воспитатель: Правильно, за все поступки мы несем ответственность. С юридической точки зрения выделяют: проступок, правонарушение, преступление, все они говорят о совершении плохого поступка. Знакомы ли вам эти понятия? Объясните их значения.
Дети- Ответы
Воспитатель: В чем различие?
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – нарушение закона, влекущее за собой административную ответственность. За которое предусмотрено наказание, для взрослых людей и подростков с 14-летнего возраста.
Административное наказание: штраф; и постановка на учет в милицию.
Преступление – Это серьёзное нарушения закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, за которое привлекаются к уголовной ответственности.Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». У каждого из вас на столах, лежат красные и зеленые карточки. Вы берёте их в руки. Я зачитываю ситуацию, и в конце высказываю своё мнение. Например, говорю что это проступок. Вы если согласны со мной – поднимаете зеленую карточку, если нет – красную. Да –зеленая, нет – красная.
Ситуация №1:
Пятиклассник Дима приходит каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. (проступок)
Я говорю, что это правонарушения.
Дети. Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.
Воспитатель. Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
Дети. Устав школы.
Воспитатель. Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задание по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать его; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
Ситуация №2:
Старшеклассники Коля, Аня, Марина в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в магазин и купили вина. В аллее около Дома Досуга ребята распили вино.
(правононарушения)
Это правонарушения.
Два разных ответа – доказать свою точку зрения.
Дети. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Досуга.
Воспитатель. Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
Ситуация №3:
Ребята - Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. (преступление).
Это проступок (если да поднимите соответствующую карточку)
Воспитатель. Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство - преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Итог: сейчас я понимаю, вижу. Что вы знаете, что такое отвечать за свои поступки, и так же понимаете: поступок, правонарушение, преступление.
4. Закрепление.
А сейчас проверю, ваши знания: разделить класс на подгруппы и дать каждой подгруппе – картинки с ситуациями.
Дети избивают подростка.
Дети курят.
Проникновение в помещения через окно.
Дети. Это преступление.
Воспитатель. Назовите, какое именно преступление.
Дети. Кража. \ Грабеж.
Воспитатель. Так что же это кража или грабеж? В чем их различие?
Дети. Это грабеж - открытое хищение чужого имущества, а кража - это тайное хищение чужого имущества.
Воспитатель. Вы абсолютно правы
Воспитатель. Что это правонарушение? Докажите.
Дети. Да. Курить в общественных местах запрещено.
Воспитатель. Где об этом говориться?
Дети. В «Кодексе об административной ответственности».
Воспитатель. Верно.
Какое наказание вы понести за совершенное вами административное правонарушение?
Дети. Штраф; подростка могут поставить на учет в милицию.Воспитатель. Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в милицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму?
Дети. Нет. В тюрьму сажают за преступления.
Воспитатель. За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления?
Дети. Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа.
Воспитатель. Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы.
5. Итогом нашего разговора будут не только наши правильные слова, но и дела. Пусть народная мудрость “Семь раз отмерь, а один раз отрежь” будет для вас постоянным ориентиром.
- Что нового вы узнали?
- Что вам понравилось?
В заключении прочитаем стихотворение:
Ответственным бытьОчень нужно любому.Важно оно оченьВ школе и дома.И в жизни тебеБез него - никуда.Забыл, что ответственен -Будет беда.Ты помни, дружочек,Все время об этом.С другим поделисьЭтим важным секретом.
На этом наше занятие окончено. Надеюсь, полученная информация для вас полезна и вы примете ее к сведению.
Хочется сказать такие слова. Что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения. A.M. Прихожан.