Конспект урока по русскому языку на тему «Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа». 
Тема урока: «Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа».
Цель урока: совершенствовать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном предложном падежах.
Задачи урока: 
•Развивать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе
•Воспитывать умение работать в коллективе, радоваться успехам товарищей.
•     Отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент.- Итак, ребята,  мы с вами начинаем урок русского языка.
- Скажите, пожалуйста,  что нам необходимо для успешной работы на уроке. (Внимание, помощь друг другу, уважать чужое мнение).
- Запишите число и классную работу
                          Восемнадцатое  февраля.
                           Классная работа
II. Минутка чистописания. 
Запишите, обратите внимание на соединения .На доске: жм, жл, жиПословица: “Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости”СлайдIII. Актуализация опорных знаний.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы? 
– Почему выделены слова?
– В чем сходство этих существительных?
- Над какой частью речи мы работали  на предыдущих уроках русского языка
Игра «Найди лишнее слово» Слайд
На дорог.,  с площад.,  в деревн.,  на мор.,  к осен.,  к подруг.,  (в траве)
- Почему? (ударное окончание)
Что должно стать целью нашего урока?
- Какова цель урока? (Будем учиться проверять падежные окончания имён существительных- Что будем отрабатывать?
– Сегодня мы будем совершенствовать навык правописания безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.
Давайте запланируем нашу деятельность. С чего нужно начать работу?
Давайте порассуждаем, что нужно знать, что бы правильно написать безударные падежные окончания имен существительных.
А) склонение 
- Нам необходимо повторить склонения существительных.  
Работаем в парах. Расскажите друг другу, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению.
   1 склонение     2 склонение     3 склонение
  ж.р.       м.р.   ср.р.          м.р.           ж.р.
        -а   -я  10299703365500 -о,е (ё)        2032003365500             (с Ь-знаком)
Приведите примеры и запишите по 2 слова каждого склонения.
- Только ли склонение нужно знать, для того, чтобы правильно написать безударное окончание?
Б) Падеж и окончание в данном падеже.
 - Предлагаю провести  маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание. 
1группа.
Задание. 
У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак – и доказать свой выбор. 
1. Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание – е. 2. Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание - е, в дательном и предложном падеже окончание – е. 2 группа.
Задание. 
1. Имена существительные 2 склонения имеют в  предложном падеже окончание – е. 2. Имена существительные 2 склонения имеют в  предложном падеже окончание – и. 3 группа.
1. Имена существительные 3 склонения имеют в  родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е. 2. Имена существительные 3  склонения   имеют в  родительном, дательном и предложном падежах окончание –и . 4 группа.
1. Чтобы верно написать окончание имени существительного 1 склонения, нужно подобрать слово-помощник  рука 2. Чтобы верно написать окончание имени существительного 1 склонения, нужно подобрать слово-помощник  грудь. 5 группа.
1. Чтобы верно написать окончание имени существительного 2 склонения, нужно подобрать слово-помощник   рука 2. Чтобы верно написать окончание имени существительного 2 склонения, нужно подобрать слово-помощник  плечо 6 группа.
1 Чтобы верно написать окончание имени существительного 3 склонения, нужно подобрать слово-помощник   рука 2 Чтобы верно написать окончание имени существительного 3 склонения, нужно подобрать слово-помощник  грудь. Оценим, как прошло исследование. Самооценка – карточки. Проверка (вывод каждой группы фиксируется на доске).
24003003003553 склонение
Р.п. – и
Д.п. – и
П.П. – и
грудь
003 склонение
Р.п. – и
Д.п. – и
П.П. – и
грудь
12573003003552 склонение
Р.п. –
Д.п. – 
П.П. – е
плечо
002 склонение
Р.п. –
Д.п. – 
П.П. – е
плечо
1143003003551 склонение
Р.п. – и
Д.п. – е
П.П. – е
рука
001 склонение
Р.п. – и
Д.п. – е
П.П. – е
рука
На доске появляется: Слайд
Как  проверить написание безударных окончаний в именах существительных:
Вспомним наши шаги.
Знать склонение 
Знать падеж
Применять слова-помощники
- Поверим совпадают ли наши выводы с теми, которые даны в учебнике. 
Прочитайте  «Шаги к  умению»  с 37.
– Какие гласные создают особую трудность при письме?
Работа над решением поставленных задач.
Игра “Кто быстрее”
Работа в группах.
На доске два столбика -и– -е– Каждая группа получает карточки с существительными, в которых пропущены окончания. Члены команд вставляют окончания, выходят к доске, прикрепляют карточку в нужный столбик. 1 команда:
от печк… 
к маск…
в  картин…
в город…
по комнат..
2 команда:
для вырубк…
по ветк…
в канав…
на базар….
из ткан…..
3 команда
без книжк….
к работ….
в каш…
в голос…
к матер….
4 команда.
из норк..в книг..
у печк..на кроватк..на крыш..
5 команда
в кувшин..на зелен..к постел..с прогулк..на площад..Коллективная проверка.
Вернёмся к заданию Игра «найди лишнее слово». 
Запишите слова, вставьте нужное окончание, объясните.
Работа в парах (на карточках). Слайд
                                                                                     
На белой скатерт…  снегов видны следы рыс….  От ёлк.. к ёлк.. прыгает шустрая 
белка. На берёз.. лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжест….
 - Проверка по «эталону».                                                                
-    Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся?
Какие ошибки допустили?
Как вы думаете, что нужно было вам сделать, чтобы избежать ошибок? 
Оцените свою работу. Самооценка
Физминутка.
Я буду называть существительные. 
Если оно относится: 
                          к 1–ому  склонению, вы хлопаете в ладоши,
                          ко 2-ому – приседаете, 
               к 3 склонению – прыгаете на месте.
астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.2. Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы. Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав тексты. 
1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.
С собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, на снежинке.
2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно найти ошибки и объяснить письменно.
К деревни по тропинки бежит хохлатый жаворонок. С первым снегам появляется он на деревенской улици . Весь день жаворонок проводит в поисках пищи . На морози жаворонок не зябнет.
3 уровень – самый сложный.  Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания. 
тропинка, узкая, детей, еловой, привела, к рощ…;
висели, высокой, шишки, на , ел…;
белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
Проверка задания проводится: по «Эталону».Кто справился без ошибок? Где были ошибки и почему? Оцените свою работу.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. № 66
IV. Включение в систему знаний и повторений. Слайд
Проверочный тест
1. Выберите слово, которое может служить для проверки окончания в других словах.
                Р – на хлебе                                                      С- на руке
               Т- на дереве                                                       Ч – на печке
2. Прочитайте предложение. Найдите падеж, который в нём не представлен
Солнце ярким светом озарило окрестность.
Д- творительный                            Ж- именительный
Э – винительный                            М – предложный
3.Выберите слово, в окончании которого пишется буква е.
Л - на тетрад..                              Б - о матер…
Х - при площад…                        О-  в книг…
4. Выберите словосочетание,  где в обоих окончаниях пишется буква е.
  П -   в тетрад.. по математик..            Г – на плать.. и свитер..
  Ц – от дорог..  до рощ…                     Ю – на ствол.. черёмух..
5. В предложном падеже буква е пишется в окончаниях существительных:
Т - 2-го и 3-го склонения                         Ш -  1-го и 3-го склонения
У - 1-го и 2-го склонения                          Ф - во всех трёх склонениях
Проверка: Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его.(СМОГУ) Значит вы сможете написать итоговый диктант. 
Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили. Что необходимо повторить?
V. Итог урока.  
- Давайте вспомним, какие задачи ставились на уроке?
- Достиг ли наш урок желаемых результатов? (выслушиваю ответы детей )- Где нам пригодятся полученные знания?
VI. Рефлексия.
Продолжи предложение:        
Сегодня на уроке я  научился ……………..
Было интересно …………..
Я своей работой на уроке    ………….         
    (доволен или недоволен)
VII. Домашнее задание: 
№65, с. 38, повторить алгоритм  правописания безударных падежных окончаний имён существительных  с37.