Разработка урока в 5 классе: Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда» в рамках ФГОС
Технологическая карта урока
Учитель Городецкая Н.В., учитель математики, МБОУ- СОШ №13 ст. Гривенской Калининского района Краснодарского края
Класс 5 класс
Автор программы учебного курса Виленкин Н.Я, Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.
Тема урока «Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда»
Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы организации учебной деятельности:
Коллективная работа, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах
Методы обучения Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый
Оборудование Интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер; презентация «Объем прямоугольного параллелепипеда», раздаточный материал, модели прямоугольных параллелепипедов
Цели:
Предметные цели:
Метапредметные цели:
Личностные цели:
Формирование понятия «объём прямоугольного параллелепипеда», «объём куба», навыков вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и куба, перевода одних единиц измерения в другие.
Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать; формирование умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности
Повышение мотивации к изучению предмета; воспитание самостоятельности, самооценки, активности
Ход урока:
Этапы урока Задачи этапа Визуальный ряд Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
Организационный момент
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Слайд 1
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей(слайд1)
Послушай – и ты узнаешь
Посмотри – и ты поймёшь,
Сделай – и ты научишься. Включаются в деловой ритм урока
Умение организовывать себя, настраиваться на работу. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Личностные: Смыслообразование (Я должен посмотреть…).
Подготовка к работе на основном этапе.
Актуализация опорных знаний Ответьте друг другу на вопросы (Используя модели прямоугольного параллелепипеда и куба, сделанных к уроку): 1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда? 2) Почему фигуру назвали прямоугольный параллелепипед? 3) Что можно сказать о его противоположных гранях? 4) Какие измерения есть у параллелепипеда? 5)Сколько у фигуры граней, ребер, вершин? 6) Из каких фигур состоит поверхность куба? 7) Что можно сказать о гранях, ребрах, измерениях куба?
Работа в парах Познавательные: общеучебные умения структурировать знания; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Логические: анализ, сравнение, синтез.
Коммуникативные: Умение вступать в диалог. Умение участвовать в коллективной учебной проблеме.
Регулятивные: Контроль и оценка.
Самостоятельная работа по карточкам. Поставьте знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-« перед утверждением, с которым не согласен: 1.Любой куб является прямоугольным параллелепипедом
2.Любой прямоугольный параллелепипед является кубом. 3. У куба все грани являются квадратами. 4. У параллелепипеда 8 ребер. 5. У куба все ребра равны.6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками
Самостоятельная работа с взаимопроверкой Познавательные: умение выделить и осознать то, что уже пройдено(изучено)
Коммуникативные: умение формулировать свое собственное мнение
Регулятивные: умение принимать и сохранять математическую информацию
Актуализация знаний и умений Проверка домашнего задания, повторение изученного материала.
Применение и совершенствование знаний. Развитие эстетического восприятия геометрических фигур Дома вы должны были самостоятельно изучить теорию про объем прямоугольного параллелепипеда. Давайте проверим, как вы усвоили материал. Ответьте на вопросы учебника с. 126.
Дети отвечают на вопросы учебника с. 126.
Предметная рефлексия
Целеполагание Формирование представления об определении объёма, построение речевых конструкций
На уроке мы будем находить объем прямоугольного параллелепипеда и куба. Запишите тему урока в тетрадь Дети записывают число и тему урока в тетрадь. Регулятивные: развитие умения прогнозировать;
принятие цели.
Организация первичного закрепления Установление логической связи между практическим действием и правилом. Пользуясь сформулированным правилом нахождения объема прямоугольного параллелепипеда, решим задачи.
Учебник с. 127 № 820(а); 823; 821; 825(а).
Учащиеся выходят к доске решать задачу, остальные работают в тетрадях.
Познавательная активность. Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач.
Умение структурировать знания осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Динамическая пауза
предупредить утомление и снижение работоспособности.
Физкультминутка Раз – подняться на носки и улыбнуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. Выполнение физических упражнений.
Решение практических задач Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Слайд с текстом прикладной задачи - определение кубатуры воздуха на 1 ученика.
Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения обучающихся в школе, где они проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах, в соответствии с которыми минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника достигает 4 куб. м.
Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН? Что для этого необходимо знать?
Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы и предлагают ход решения
Познавательная активность. Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач.
Умение структурировать знания осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?
Как определить количество спичечных коробков в упаковке, не распаковывая его, если один из таких коробков имеется?
Организация первичного контроля Выявления качества и уровня усвоения знаний и способов действий А сейчас предлагаю вам выполнить тестовую работу. ( с дифференцированными заданиями). Раздаточный материал у каждого лежит на парте.(приложение 1)
На выполнение работы 3 минуты. Оценки выставляете каждый себе сам. Критерии: за верное выполнение
5 заданий – «5», 4 заданий - «4», 3 заданий – «3»,. менее трех – «2».
Учащиеся записывают полученные результаты карточку Умение систематизировать знания.
Контроль и оценка процесса и результата деятельности. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Подведение итогов урока.
Рефлексия. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся. Сформировать рефлексивную самооценку деятельности на уроке - Что нового узнали на уроке?
- Какие существуют единицы измерения объемов?
- Как вычислить объем прямоугольного параллелепипеда?
- Что понравилось на уроке?
- Сегодня на уроке все работали хорошо, особенно хочется отметить некоторых учащихся.(выставление оценок).
Оцените свое отношение к уроку и насколько комфортно вы себя чувствовали на нем. Изобразите в зависимости от вашей самооценки в тетрадях один из вариантов смайликов.
Отвечают устно на вопросы.
Дети рисуют в тетрадях один из смайликов.
Умение структурировать знания.
осознание того, что уже усвоено и ,что ещё подлежит усвоению. Умение давать оценку проделанной работе, умение объяснять причины успехов, неудач.
Постановка домашнего задания Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Откройте дневники, запишите домашнее задание.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Стр125-126, п. 21 ( учить формулы) Стр.129, №840, 841. 1)Выполнить измерения и вычислить объём твоей спальной комнаты или составить и решить задачу на тему « Объём» 2) узнать ещё какие единицы измерения объёма существуют (например - баррель что означает). 3)Подумать какие существуют связи между единицами измерения объема
Планирование. Прогнозирование, самоопределение по выполнению домашнего задания. Формирование регулятивного опыта, формирование привычки самоконтроля. Развитие целостности мировоззрения.
Приложение 1.
Длина прямоугольного параллелепипеда равна 8 см, ширина 7 см, высота – 2 см .Тогда объем этого параллелепипеда равен:
а) 102 куб. см; б) 108 куб. см; в) 112 куб.смАквариум имеет форму куба с ребром 5 дм. Его объем равен:
а) 100 куб.дм; б) 125 куб.дм; в) 15 куб. дм5 литров в кубических сантиметрах – это:
а) 5000 куб.см; б) 500 куб.см; в) 500000 куб.см4. Если равные параллелепипеды имеют равные измерения, то их объемы всегда ____________
5. Если у двух параллелепипедов объемы равны, то их измерения ________________________________
6. Если два куба имеют одинаковые рёбра, то их объемы _____________
7. Если длину прямоугольного параллелепипеда увеличить в два раза, то его объем __________ в _________ раз.
8. Если длину и ширину прямоугольного параллелепипеда увеличить в два раза, то его объем __________ в _______ раз.
9. Прямоугольный параллелепипед с объемом 24 см3 может иметь такие измерения: a= _________ , b=___________ , c=____________ .