Рабочая программа по курсу «Основы проектной деятельности. Познай природу»

Принято: Утверждаю: Педсовет №1 от 28.08.2014 г. Директор школы
Бронников И. В.
« 29 » августа 2014г
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Каргатская средняя общеобразоватльная школа №2 им. Горького


Рабочая программа
по курсу «Основы проектной деятельности. Познай природу»
для 5 класса
учителя химии и биологии
Шмидт Оксаны Александровны
на 2014 – 2015 уч. год



Пояснительная записка

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. В связи с этим, организация проектно-исследовательской деятельности в урочное время является одним из приоритетов современного образования. Проектный и поисковый методы не просто формируют умения, они формируют компетенции, которые широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, поскольку она личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах; позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Программа «Основы проектной деятельности. Познай природу» предназначена для учащихся 5 классов и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных творческих качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности учащихся в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа занятий придерживается основных методологических направлений современной науки. В ее основу положены теоретические и практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определениями, справочниками, составления отчетов, подготовка проектов.
Цель программы:
развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в современном обществе.
Задачи:
- выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
- приобретение учащимися знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности;
- обучение способам поиска необходимой для исследования информации; способам обработки результатов и их презентации; 
 - создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
 - освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.

Занятия проводятся 1 час в неделю, всего 35 часов в год.

Формы промежуточного контроля
Контроль достижения планируемых результатов делится на промежуточный и итоговый. Контроль репродуктивных навыков проводится в форме защиты мини-проектов или краткосрочных проектов, связанной с усвоением материала по теме. Контроль продуктивных навыков проводится по итогам обучения навыкам создания проекта. Итоговой формой контроля является публичное (групповое) выступление на заданную тему.
Формы обучения
Беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, творческая работа, самостоятельная работа, защита проектных работ, консультация.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты обучения
Дальнейшее овладение речевыми навыками устной и письменной речи
Осознание роли риторики в речи людей
Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово
Интерес к созданию собственных текстов (письма, открытки)
Умение работать в группе
Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения
овладение основными типами письменных документов, используемых в ситуации реальной коммуникации;
овладение умением создания почтовой открытки стандартного характера, письма личного характера;
освоение навыков заполнения бланка, формуляра;
осмысление собственной деятельности в групповом взаимодействии и способов продуктивного выхода из конфликтов;
овладение умениями согласования процедур совместного действия;
освоение риторических приемов для улучшения восприятия выступления
Предметные результаты
1) В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- понятие проекта;
- понятие проектный продукт;
- типы проектов и их проектные продукты;
- понятие презентация проекта, ее назначение;
- этапы выполнения проекта;
- структуру проекта;
- критерии оформления письменной части проекта;
- критерии оценки проекта.

2) В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:
- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;
- о ресурсах и их использовании;
- о способах презентации проекта;
- о написании отчета о ходе проекта;
- о рисках, их возникновении и предотвращении;
- об экспертизе деятельности.
3) На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- определять проблему и вытекающие из неё задачи;
- ставить цель;
- составлять и реализовывать план проекта;
- отбирать материал из информационных источников;
- анализировать полученные данные;
- делать выводы;
- оценивать работу по критериям оценивания;
- выбирать соответствующую форму проектного продукта;
- создавать основные слайды для презентации проекта;
- оформлять результаты проектной деятельности;
- проводить рефлексию своей деятельности;
- работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;
- работать в парах и в группах.







Литература:

1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2003.
2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Дневник проектной деятельности. 5-7 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2006. – 48 с.
3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Основы проектной деятельности: Коммуникативный практикум: Рабочая тетрадь для 5-7 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2006. – 64 с.
4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Основы проектной деятельности школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007.
5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007. – 80 с.
6. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. – 2000. - №4.
7. Гин А. Приемы педагогической техники. М.: Вита Пресс, 1999.
8. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии. М.: Сентябрь, 2006.
9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003
10. Переверзев Л.Б. Проектный подход и требования к учителю // Школа и производство. – 2002. - №1.
11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
12. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Коллекция ЦОРов проектной деятельности
2. Интернет-материалы
3. Компьютер
4. Проектор








Календарно – тематическое планирование
«Основы проектной деятельности. Познай природу»
5 класс 1ч. в неделю, 35 ч. в год

№ урока
Дата
Тема урока
Изучаемые понятия
Средства обучения
Виды контроля за уровнем усвоенного

Тема №1 «Понятие учебный проект» 2ч.


1.

Что такое учебный проект.
Проект
Компьютер, проектор


2.

Этапы работы над проектом.




Тема №2 «Алгоритм работы над учебным проектом» 3ч.


3.

Этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование.
Проблематизация, целеполагание, планирование.
Компьютер, проектор


4.

Этапы работы над проектом: реализация плана, рефлексия, презентация.
Рефлексия



5.

Пр/р №1 «Презентация проекта»

Компьютер, проектор
Практическая работа

Тема №3 «Типы проектов» 2ч.


6.

Классификация проектов. Практико - ориентированный и исследовательский проекты.
Практико - ориентированный и исследовательский проекты
Презентации проектов


7.

Информационный, творческий и игровой проекты.
Информационный, творческий и игровой проекты.
Презентации проектов


Тема №4 «Выявление проблемы. Постановка цели. Формулирование темы» 3ч.


8.

Формулирование и анализ проблемы. Пути её решения.

Компьютер, проектор


9.

Постановка цели. Требования к формулированию цели.




10.

Пр/р №2 «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)

Компьютер, проектор
Практическая работа

Тема №5 «Планирование деятельности. Задачи. Ресурсы» 3ч.


11.

Что такое задача. Планирование деятельности.




12.

Что такое ресурсы. Виды ресурсов.
Информационные, материальные, трудовые ресурсы
Компьютер, проектор


13.

Пр/р №3 «Звёздочки обдумывания (схематическое изображение составляющих проекта»

Ватман, цветные карандаши, фломастеры, альбомы
Практическая работа

Тема №6 «Реализация плана проекта» 2ч.


14.

Работа над основной частью проекта.

Компьютер, проектор


15.

Оформление результатов проекта.


Буклет, статья, репортаж и пр.

Тема №7 «Структура проекта» 2ч.


16.

Требования, предъявляемые к структуре и оформлению учебных проектов»


Компьютер, проектор


17.

Пр/р №4 «Оформление письменной части проекта»
Титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, библиография, приложение


Справочная литература, интернет – ресурсы, примеры учебных проектов
Практическая работа

Тема №8 «Оценивание и защита проекта» 3ч.


18.

Критерии оценивания проекта.




19.

Презентация проекта. Техника публичного выступления.

Компьютер, проектор


20.

Невербальные способы общения. Использование средств наглядности.
Невербальные способы общения, средства наглядности
Компьютер, проектор


Тема №9 «Создание проектов по теме «Природа вокруг нас» 15ч.


21.

Работа над проектом «Зима в природе»

Справочная литература, интернет – ресурсы, примеры учебных проектов


22.

Работа над проектом «Зима в природе»

Справочная литература, интернет – ресурсы, примеры учебных проектов


23.

Защита проектов по теме «Зима в природе»

Компьютер, проектор
Защита проектов

24.

Работа над проектом «Охрана и привлечение зимующих птиц»

Справочная литература, интернет – ресурсы, примеры учебных проектов


25.

Работа над проектом «Охрана и привлечение зимующих птиц»

Справочная литература, интернет – ресурсы, примеры учебных проектов


26.

Презентация проектов по теме «Охрана и привлечение зимующих птиц». Изготовление кормушек.


Компьютер, проектор
Презентация проектов

27.

Работа над проектом «Исчезнувшие животные»

Справочная литература, интернет – ресурсы, примеры учебных проектов


28.

Работа над проектом «Исчезнувшие животные»




29.

Защита проектов по теме «Исчезнувшие животные»

Компьютер, проектор
Защита проектов

30.

Весенние явления в жизни растений и животных.




31.

Влияние различных условий на прорастание растений. Пр/р № 5 «Проращивание семян культурных растений»


Практическая работа

32.

Презентация проектов по теме «Весенние явления в жизни растений и животных»

Компьютер, проектор
Презентация проектов

33.

Оценка результатов и процесса проектной деятельности.




34.

Обобщение и закрепление изученного материала.


Викторина

35.

Обобщение и закрепление изученного материала.


Брейн-ринг


15