Программа внеурочной деятельности Познай себя и природу
Пояснительная записка
Курс «Познай природу и себя» служит продолжением урока «Окружающий мир» и предполагает участие всех учащихся. Занятия по курсу могут проводится в учебном кабинете, в природе, они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсий. Значительное внимание должно уделяться в привлечении к исследовательской деятельности младших школьников.
Исследовательская деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной и социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. С учетом возрастных особенностей курс «Познай природу и себя» в большей мере ориентирована на организацию самостоятельных исследований по изучению флоры и фауны, полезных ископаемых и горных пород своего региона, проведение фенологических наблюдений, наблюдений за своим организмом, выявление влияния деятельности человека на природу, знакомство с региональной топонимикой.
Программа рассчитана на 4 года. Продолжительность занятий 1 раз в неделю. В первом году обучения изучается объекты и явления природы. Во 2 и 3 году изучается многообразие живых организмов и влияние человека на природу. В 4-ом классе изучается организм человека.
Курс имеет отличительные особенности:
- имеет краеведческую направленность;
- познавательная деятельность может осуществляться в школе, дома или около дома.
Цель: формирование у младших школьников навыков сравнения, различения и обобщения.
Задачи:
- научить простейшим методам исследования природы и человеческого организма;
- привить умения работать с дополнительной литературой;
- развитие экологической культуры младших школьников.
Метапредметными результатами изучения курса «Познай природу и себя» в 1-м году обучения является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в записи в тетради
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя тетрадь, других источников, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит изученный материал – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Познай природу и себя» в 1-м году обучения является сформированность следующих умений:
1) уметь объяснять мир:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
2) уметь определять своё отношение к миру:
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Метапредметными результатами изучения курса «Познай природу и себя» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (запись в тетради,рисунки, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в записи в тетради, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Познай природу и себя» во 2-м классе является формирование следующих умений:
уметь отличить царства живой природы;
определить жизненные формы растений;
назвать признаки растений, животных;
природные сообщества
взаимоотношения в природе.
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Познай природу и себя» в 3-4 году обучения является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Содержание работы на 1 год обучения (33 часа)
Вводное занятие (1 ч.)
Предмет и задачи курса.
Сезонные явления природы. Окружающая нас среда. (4 ч.)
Живая и неживая природа и их признаки.
Небесные тела. (3 ч.)
Солнце, луна и звездное небо в различные сезоны года.
Погода своего региона. (4 ч.)
Климат.
Полезные ископаемые своего региона. (4 ч.)
Минеральные и горные породы.
Почва своей местности. (3 ч.)
Типы почв.
Дикорастущие растения своего региона. (4 ч.)
Деревья, кустарники и цветковые растения.
Культурные растения своего региона. Хлебные, овощные, плодово-ягодные культуры. (4 ч.)
Грибы и лишайники своей местности. (4 ч.)
Итоговое занятие (2 ч.)
Природа наш общий дом.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Общее количество часов
Из них
практика
1
Вводное занятие. Предмет и задачи курса
1
1
2
Сезонные явления природы. Окружающая нас среда. Живая и неживая природа и их признаки.
4
2
3
Небесные тела. Солнце, луна и звездное небо в различные сезоны года
3
2
4
Погода своего региона.
Климат.
4
2
5
Полезные ископаемые своего региона.
Минеральные и горные породы
4
2
6
Почва своей местности. (3 ч.)
Типы почв.
3
2
7
Дикорастущие растения своего региона.
Деревья, кустарники и цветковые растения.
4
2
8
Культурные растения своего региона. Хлебные, овощные, плодово-ягодные культуры. (4 ч.)
4
2
9
Грибы и лишайники своей местности. (4 ч.)
4
2
10
Итоговое занятие (2 ч.)
Природа наш общий дом
2
1
Всего
Календарно- тематическое планирование 1 кл
№
Разделы
Примерные темы уроков
Дата проведения
1
Сезонные явления природы
Вводное занятие.
2
Экскурсия «Окружающие нас природа».
3
Живая природа и их признаки.
4
Неживая природа и их признаки.
5
Практическая работа №1 «Определение признаков живой и неживой природы».
6
Небесные тела
Приборы, изучающие небесные тела. Телескоп.
7
Солнце, Земля и Луна
8
Практическая работа №2 «Изучение глобуса».
9
Небесные тела
Погода.
10
Практическая работа №3 «Ознакомление приборами изучения погоды».
11
Ветер. Стороны света.
12
Практическая работа №4 «Определение направления ветра».
13
Облака. Образования облаков.
14
Практическая работа №5 «Определение типов облаков».
15
Осадки и виды осадков.
16
Практическая работа №6 «Определение типов облаков».
17
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые. Горные породы.
18
Практическая работа №7 «Определение свойств горных пород».
19
Почва
Почва. Характеристика почвы.
20
Практическая работа №8 «Определение состава почвы».
21
Контрольная работа №1 по теме « Живая и неживая природа».
22
Живая природа
Строение живых организмов. Клетка.
23
Практическая работа №9 «Устройство увеличительных приборов».
24
Строение растительного организма.
25
Практическая работа №10 «Распознавание основных органов растительного организма».
26
Строение организма животного.
27
Практическая работа №11 «Распознавание систем органов животного».
28
Контрольная работа №2 по теме «Живая природа».
29
Природа - наш общий дом
Охрана природы. Правила поведения в природе.
30
Экскурсия «Правила поведения в природе».
31
Обобщающий урок по курсу.
32
Итоговая контрольная работа по курсу.
Виды и формы деятельности:
1. Экскурсии
2. Практические работы
3. Контрольные работы
Содержание работы на 2 год обучения (34 часа)
Вводное занятие (2 ч)
Царства живой природы.
Среды обитания живых организмов (4 ч)
Почвенная, водная, наземно-воздушная.
Местные виды насекомых (4 ч)
Значение, образ жизни насекомых.
Рыбы своей местности (3 ч)
Разнообразие и поведение рыб.
Птицы своей местности (6 ч)
Образ жизни, поведение и способы выживания птиц.
Пресмыкающиеся Тувы (2 ч.)
Многообразие змей и ящериц.
Домашние животные вокруг нас (3 ч.)
Поведение домашних животных.
Факторы живой природы. (4 ч.)
Взаимоотношения организмов в природе
Факторы неживой природы (2 ч.)
Значение воды и температуры.
Местные экосистемы (4ч.)
Луг, болото, лес, степь.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Общее количество часов
Из них
теория
1
Царства живой природы
2
1
2
Почвенная, водная, наземно-воздушная среды обитания.
4
3
3
Значение, образ жизни насекомых.
4
2
4
Разнообразие и поведение рыб.
3
2
5
Образ жизни, поведение и способы выживания птиц
6
4
6
Многообразие змей и ящериц.
2
1
7
Поведение домашних животных.
3
2
8
Взаимоотношения организмов в природе
4
2
9
Значение воды и температуры.
2
1
10
Луг, болото, лес, степь.
4
2
Всего
34
20
№
Разделы
Примерные темы
Сроки
1
Царства живой природы
Царства живой природы.
Практическая работа №1 «Определение представителей различных царств».
2
ц. Бактерии, грибы и лишайники
ц. Бактерии. Значение бактерий
ц. Грибы и лишайники. Признаки грибов
Практическая работа №3 «Строение грибов»
Практическая работа №4 «Многообразие лишайников»
Контрольная работа №1
ц. Растения. Признаки растений
Жизненные формы растений: травы, кустарники, деревья.
Практическая работа №5 «Определение жизненных форм растений».
Культурные растения и их значение.
Практическая работа №6 «Различные виды культурных растений».
Красная книга РТ (Растения).
Растения эндемики и космополиты.
Урок конференция «Охраняемые растения Тувы».
ц. Животные
ц. Животные. Признаки животных
Беспозвоночные и позвоночные животные
Насекомые. Многообразие насекомых
Практическая работа№7 «Внешнее строение насекомых»
Рыбы. Многообразие рыб
Практическая работа №8 «Внешнее строение рыб»
кл. Птицы. Общая характеристика
Практическая работа №9 «Знакомства с птицами различных местностей»
Урок- конференция «Редкие птицы Тувы»
Контрольная работа по теме «Животные»
Природные сообщества
Экскурсия «Природные сообщества: лес, луг, водоем»
Практическая работа № 10 «Описание природных сообществ»
Взаимоотношения в природе
Взаимоотношения организмов. Типы взаимоотношений
Практическая работа № 11 «Определение типов взаимоотношений»
Итоговое занятие
Обобщение по курсу
Конференция «Охрана природы- наша общая забота»
Примечание: всего часов-34
количество экскурсий – 1.
Практических работ 11
Контрольных работ- 2
Конференций- 1
Содержание работы на 3 год обучения (34 часа)
Вводное занятие (1 ч.)
Природа и человек.
Хозяйственная деятельность людей в своем регионе (3 ч.)
Положительная и отрицательная деятельность человека в природе.
Состояние экосистем в своей местности (4 ч.)
Влияние деятельности человека на состояние экосистемы своей местности.
Загрязняющие факторы экосистем (6 ч.)
Бытовые, промышленные отходы.
Экологическая культура человека (3 ч.)
Правила поведения в экосистеме.
Глобальные экологические проблемы (4 ч.)
Парниковый эффект. Кислотные дожди.
Красная книга растений и животных (4 ч.)
Редкие и исчезающие виды растений и животных своей местности.
Охрана природы (4 ч.)
Природоохранная деятельность человека в своем регионе. Заповедники, заказники Тувы.
Связь между состоянием природы и здоровьем человека (3 ч.)
Итоговое занятие. (1 ч.)
Ожидаемый результат:
В конце обучения курса дети должны:
- различать объекты природы и выделение их признаков;
- сравнивать и различать разных групп живых организмов по признакам;
группировать по названиям отделов растений;
Назвать основных классов беспозвоночных и позвоночных
- описать объекты природы;
- вести фенологические наблюдения и фиксировать данных;
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Общее количество часов
Из них
теория
1
Природа и человек
1
1
2
Положительная и отрицательная деятельность человека в природе
3
2
3
Экологические проблемы
13
11
4
Природоохранная деятельность человека в своем регионе. Заповедники, заказники Тувы.
11
10
5
Связь между состоянием природы и здоровьем человека
2
2
№
Разделы
Примерные темы
Сроки
Природа и человек
Человек дитя природы
Положительная и отрицательная деятельность человека в природе
Положительная деятельность человека в природе
Отрицательная деятельность человека в природе
Практическая работа №1 «Определение деятельности человека в природе»
Экологические проблемы
Влияние деятельности человека на состояние окружающей среды. Экологические проблемы
Загрязнение окружающей среды. Источники загрязнения
Бытовые отходы
Промышленные отходы
Практическая работа №2 «Определение источников загрязнения»
Загрязнение водных ресурсов
Загрязнение почвы
Лесные пожары и их виды
Исчезновение растений и животных
Загрязнение атмосферы. Парниковый эффект
Кислотные дожди
Озоновая дыра
Урок защита проектов
Контрольная работа по теме «Экологические проблемы»
Природоохранная деятельность человека в своем регионе. Заповедники, заказники Тувы.
Красная книга Республики Тыва.
Редкие и исчезающие растения своей местности
Растения эндемики Тувы
Редкие и исчезающие животные Тувы. Насекомые
Рыбы, птицы
Редкие млекопитающие
Заповедники Тувы
Международный биосферный заповедник «Убсанур»
Заказники Тувы
Природные памятники Тувы
Национальные парки Тувы
Контрольная работа по теме «Природоохранная деятельность человека»
Связь между состоянием природы и здоровьем человека
Влияние окружающей среды на здоровье человека
Активный отдых. Развитие туризма
Примечание: всего часов-33, 1 час на резерв,
Практических работ- 2
Конрольных работ- 2
Защита проектов-
Содержание работы на 4 год обучения (34 часа)
Вводное занятие (1 ч.)
Общий обзор человеческого организма.
Факторы, влияющие на развитие человека (3 ч.)
Биологические и социальные.
Антропометрические измерения тела человека (4 ч.)
Рост, вес.
Системы органов человека (4 ч.)
Органы, составляющие систему
Сердце человека (4 ч.)
Изменение частоты пульса в течение суток
Температура тела человека (3 ч.)
Изменение температуры тела в течение дня.
Память человека (3 ч.)
Определение объема кратковременной зрительной памяти.
Физическое здоровье человека (6 ч.)
Физическое развитие человека. Закаливание организма. Рациональное питание. Профилактика заболеваний.
Здоровый образ жизни (4 ч.)
Компоненты здорового образа жизни: режим дня, двигательная активность, питание, дыхание.
Итоговое занятие. (2 ч.)
Человек – биосоциальное существо.
Литература:
Т.Я. Ашихмина. Экологический школьный мониторинг. Издательство «Агар», 1999 г.
Л.К.Аракчаа. Экология. Часть I,II. Тувинское книжное издательство. Кызыл, 2001 г.
Л.Б.Дыхан. Педагогическая валеология. Издательство «МарТ», 2005 г.
4. А.А Плешаков. Окружающий мир 1,2,3 класс.
:ђЗаголовок 2:ђЗаголовок 315