Развитие познавательной самостоятельности воспитанников в группе продлённого дня в условиях школы – интерната

С. П. Брауэр

КОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат
№ 19 V вида» г. Омск

Развитие познавательной самостоятельности воспитанников в группе продлённого дня в условиях «Школы – интерната № 19 v вида»

В условиях модернизации Российского образования приоритетным является формирование у воспитанников ключевых компетентностей, развитию которых в огромной степени способствует игровое взаимодействие. Игровое взаимодействие – это взаимодействие субъектов образовательного и воспитательного процессов в форме игровой деятельности, направленной на достижение целей обучения, воспитания, развития.
Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. В игру заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. Она развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки, обобщать и делать выводы.
Для успешности, активности воспитанников и развития творческих способностей необходимо создать условия, которые способствовали бы развитию у них познавательных компетентностей, что необходимо для самореализации детей в любой деятельности. Решить это в группе продлённого дня помогает игра, представляющая собой, по определению С. Шмакова, «самостоятельный вид развивающей деятельности, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения»
Организация самостоятельной работы, управление ею это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности нужно рассматривать как составную часть воспитания детей. Самостоятельную деятельность детей исследуют такие авторы как Далингер В.А., Демидова С.И., Денищева Л.О., Жарова Л.В., Кралевич И.Н., Нильсон О.А., Орлов В.Н., Пидкасистый П.И. [1]
Самостоятельная работа не самоцель. Главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. лишь в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
В нашей деятельности мы делаем акцент на формирование познавательной компетентности воспитанников: развитии познавательных и творческих умений и навыков, умении оценивать собственную деятельность.
Игра позволяет решить следующие задачи:
- сформировать интерес к знаниям; расширять информационное поле детей, активизировать мыслительную деятельность,
- развивать психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие);
- развивать личностные качества воспитанников: коммуникативные навыки, инициативу, самостоятельность в принятии решений, умение отстаивать свою точку зрения, умение работать в коллективе.
Свои занятия с детьми по формированию личностных качеств (ФЛК), здоровому образу жизни (ЗОЖ), развитию творческого воображения (РТВ), правил дорожного движения (ПДД), правил пожарной безопасности (ППБ), развитию речи стараемся строить так, чтобы они способствовали развитию у воспитанников логики мышления, внимания, памяти, речи, воображения, пространственные представления организую индивидуальные занятия с воспитанниками.
Также на занятиях создаем условия, в которых дети самостоятельно планируют и анализируют собственные действия, находят выход из предложенной ситуации, учатся реально оценивать свои возможности, а также пути их совершенствования через групповую, индивидуальную и парную работу.
В работе с детьми используем словесные, развивающие, дидактические игры и т.д. Используем разнообразные игры как по содержанию, так и по форме проведения.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Игра является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Она содержит в себе большие потенциальные возможности:
- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей младшего школьного возраста;
- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;
- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
- закрепляет знания, умения.
Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:
- мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
- ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
- исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
- контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как “Назови одним словом”, “ Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, - главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх “Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя - развивает у себя монологическую речь.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре “Угадай, что мы задумали”, необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: “да” или “нет”. Активизируется речь при общении детей в играх, решении спорных вопросов, развивая способности аргументировать свои утверждения, доводы.
Темы и содержание игр, используемых на воспитательных часах и прогулках, должны быть не случайными, а соответствовать изучаемому материалу. Каждая игра должна нести свои цели и иметь своё место в воспитательном процессе. Рассмотрим примеры игр и игровых заданий, способствующие развитию умений и навыков, входящих в состав познавательной компетентности:
- умение видеть проблему (поиск предметов по заданному признаку, найти объяснение событию по рисунку);
-умение работать с текстом (собери фразу, «Верю -не верю», озаглавь текст и сократи текст до одной фразы);
-умение задавать вопросы («Чёрный ящик», «Да - нет», что изображено на рисунке);
-умение давать определения (кроссворды, загадки, «Надувалочка»);
-логические умения (исключи лишнее, поиск общего, «Шифровка», «Измерь на глазок»). [2]
Игровая деятельность способствует активизации детей, их активному вовлечению в процесс обучения, что позволяет детям с низкими учебными способностями чувствовать себя более комфортно и уверенно. Процесс развития познавательных и творческих умений у воспитанников сопровождается формированием важных качеств, таких как, настойчивость, инициатива, самостоятельность. Без настойчивости не может быть поиска, а без инициативы знания, умения, практический опыт человека остается мертвым багажом.
Игра помогает разнообразить занятие, заинтересовать ребенка, создать элемент соревнования, а также позволяет проконтролировать усвоение материала. Именно в процессе игровой деятельности создаются благоприятные условия детям для проявления способностей, развития беглости, точности, гибкости, оригинальности мышления и применение своих знаний, что является основой для развития познавательной компетентности воспитанников.

Список литературы:

Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: кн. для учителя [Текст] / И.М. Чередов. - М.: Просвещение, 1988.- 157с.
Библер В.С. Мышление как творчество: кн. для учителя [Текст] / В.С. Библер. - М.: Наука, 1991.- 320с.
Заявка на участие в конференции
"Двенадцатые Чередовские чтения"

Ф.И.О. (полностью)
Брауэр Светлана Петровна

Название доклада
Развитие познавательной самостоятельности воспитанников в группе продлённого дня в условиях «Школы – интерната № 19 v вида»

Название направления
Управление развитием познавательной самостоятельности школьника в образовательном процессе.

Форма участия
Заочная

Место работы
КОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат № 19 V вида» г. Омск

Должность
Воспитатель

Ученая степень, ученое звание
Нет

Адрес (домашний)
г Омск, ул 22 Партсъезда, дом 13,
квартира 78

Телефон (раб.)
(38312) 61-20-16 - служебный

Телефон (дом.)
8-908-104-85-10

Е-mail
svetlana-brauer@rambler.ru

Платежным поручением


От 28 января 2014г. перечислено 150 руб.



15