Нормы и правила межличностного общения
Нормы и правила межличностного общения.
Цель: создание правил и овладение приёмами бесконфликтного общения в разновозрастном коллективе.
Проблема общения:
- разный возраст
- интересы
- неумение общаться
Результат: список правил межличностного общения, бесконфликтное общение в разновозрастном коллективе.
Ход мероприятия.
1. Приветствие на снятие эмоционального напряжения:
- Разделитесь 5, 6, 7- ые классы «европейцев», «японцев», «африканцев». Нужно пройти по кругу и поздороваться со всеми своим способом («европейцы» пожимают друг другу руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами).
2. Цель. «Толкалки без слов»
- У каждого из нас в течение дня происходит десятки встреч с разными людьми – в школе, на улице, в транспорте, в магазине. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли ли правильную линию поведения?
Вы должны свободно двигаться по комнате, касаться друг друга, толкаться, постукивать, щипаться, но никто не разговаривает.
Анализ игры:
- Трудно ли всё это было проделывать молча?
- Было ли ощущение напряжения и раздражения?
- Могла ли между некоторыми из играющих возникнуть ссора?
- Помогли бы вам избежать ссоры правильно подобранные слова?
«Человек может обойтись без многого - но не без человека!» Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, столько от ужаса оторванности от всех и вся.
Человеку на острове не хватает общения, не хватает людей. Но, оказывается, общаться не так-то просто, есть определенные правила общения, которые мы будем вспоминать, путешествуя сегодня по воображаемому океану.
3. Игра. Прежде, чем приступить к игре, давайте разделимся на команды. У нас будет 4 корабля, для этого вы возьмете по жетону, на которых написаны буквы «А», «Б», «В» и «Г». (корабли, жетоны)
Вот мы и готовы, выберете себе капитана корабля.
Вам нужно хорошо понять и прочувствовать друг друга в команде. Нужно передать капитану информацию без слов, знаками. Встаньте, пожалуйста, в колонну. Последний игрок рисует предыдущему пальцем на спине букву – название корабля, предпоследний передает дальше, рисуя на спине, игра должна пройти в полной тишине. Капитан рисует на листе то, что ему передали члены команды.(Комплекс, Школа, Улица, Столовая)
Тяжело общаться без слов, однако команды справились с этим непростым заданием, поняли друг друга.
А кто такой друг? Как люди должны общаться между собой, чтобы получать удовольствие от общения, дружить?
4.Подготовка. Мы живём в России, наше государство многонациональное, а также наша страна тысячелетней христианской традиции. Наши предки общались, используя два золотых правила общения.
Первое правило: «Возлюби ближнего своего как самого себя»
Второе правило: «Всегда поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»
Чтобы окружающим было приятно с вами общаться, и вы нашли верных друзей, важно научиться общаться, соблюдать определенные правила:
• Излучайте положительные эмоции. Веселый, бодрый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает.
• Улыбайтесь человеку и старайтесь это делать настоящей улыбкой.
• Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности.
• Называйте собеседника по имени.
• Нужно уметь слушать и уметь распределять инициативу в разговоре.
• Поддерживайте темы разговора, которые предложил сам собеседник.
А сейчас придумаем свои правила.
5. Основная часть.
Спикер организует обсуждение, формулирует общее мнение малой группы.
Эксперт формирует оценочное суждение своей малой группы.
Тайм-кипер следит за временем на протяжении всей игры, предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени общения. Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам.
2 мин на 1 корабле
Затем эксперты озвучивают по 1 правилу, а спикеры крепят на стенд.
6. Итог. Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:
что произвело на вас наибольшее впечатление?
что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?
чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?
как вы оцениваете свои действия и действия группы?
если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?
Я очень надеюсь, что сегодня мы с вами общались не зря. Человек может обойтись без многого - но не без человека и общения. Уступайте друг другу, наблюдайте за поведением окружающих и помните – словом можно и убить, словом можно и спасти. Умейте дружить, уступать друг другу, находить добрые слова.
Пускай твой друг слабей тебя,
Но есть один завет:
Всегда во всём равны друзья,
Иначе дружбы нет!
Ни унижать, ни обижать
Нельзя своих друзей.
Нетрудно дружбу потерять,
Найти её трудней.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
-775335508635«Человек может обойтись без многого - но не без человека!»
ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА
«Возлюби ближнего своего как самого себя»
«Всегда поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»
• Излучайте положительные эмоции. Веселый, бодрый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает.
• Улыбайтесь человеку и старайтесь это делать настоящей улыбкой.
• Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности.
• Называйте собеседника по имени.
• Нужно уметь слушать и уметь распределять инициативу в разговоре.
• Поддерживайте темы разговора, которые предложил сам собеседник.
Пускай твой друг слабей тебя,
Но есть один завет:
Всегда во всём равны друзья,
Иначе дружбы нет!
Ни унижать, ни обижать
Нельзя своих друзей.
Нетрудно дружбу потерять,
Найти её трудней.
«Человек существо общественное,
Устроено так судьбой.
Он должен уметь общаться,
Чтоб оставаться собой».
ГОВОРЯШИЙ
Говори спокойно
Смотри доброжелательно
Наблюдай за реакцией собеседника
Называй собеседника по имени
Спрашивай, ясно ли изложенное
СЛУШАЮЩИЙ
Взглядом, мимикой демонстрируй внимание, интерес
Не перебивай
Непонятное попроси уточнить
Общение – это вид человеческой деятельности, который необходим для того, чтобы устанавливать отношения друг с другом и с окружающим миром.
Общение – это специфическое межличностное взаимодействие людей как представителей определенных социальных групп, направленное на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказания взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведения, а также на регуляцию их совместной деятельности.
Общение - сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека
Примерные правила работы в группе:
быть активным.
уважать мнение участников.
быть доброжелательным.
быть пунктуальным, ответственным.
не перебивать.
быть открытым для взаимодействия.
быть заинтересованным.
стремится найти истину.
придерживаться регламента.
креативность.
уважать правила работы в группе.
Что нам мешает общаться? Что мешает нормальному взаимоотношению?
1. Высокомерная манера вести себя. 1.Несовместимость характеров
2.Нравоучение, советует, когда его об этом не просят 2.Барьер общения на почве страдания и горя (страдание сильно приковывает к себе мысли человека, что трудно рассчитывать на его внимание к другим людям). Выход: оставить человека в покое, страдание не может длиться вечно.
3.Непонимание интересов, состояния собеседника (вас готовы уморить болтовней, когда вам плохо) 3.Отвращение
4.Конфликтогенные черты (не хочется общаться с человеком, который бесцеремонен, бестактен, фамильярен и т.д.) 4.Брезгливость – неприятные запахи, потные руки, привычка близко придвигаться к собеседнику.
Выход: уделять внимание гигиене, манерам поведения
5.Оценочные суждения (заставляют собеседника занять оборонительную позицию) 5. Презрение – расовые или национальные предрассудки. Преодолеть невозможно
6.Переход с роли на личность (критикуется не плохая работа, а личность: ты сегодня не выучил уроки – ты ленивый и безответственный) 7.Стереотипизация – общее мнение о распространенности тех или иных черт, характерных для группы людей (евреи –хитрые, люди с высоким лбом – умные, немцы – педантичные и пунктуальные)