Методическая разработка открытого урока физики в 10 классе по теме: Место человека во Вселенной

Методическая разработка открытого урока физики в 10 классе
МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа»
Бочкарёвой Натальи Васильевны

Тема урока: Место человека во Вселенной
Класс: 10
Учебник: урок по учебнику «Физика 10», автор Л.Э.Генденштейн,
с использованием компакт-диска с электронным приложением
Оборудование: ноутбуки, диск «Физика 10» на каждом ноутбуке, интерактивная
доска, проектор
Цели урока: - Образовательные
1. Раскрыть содержание 1-го закона Ньютона ,
2. Ввести понятие инерциальной системы отсчёта
3.Понятие геоцентрической и гелиоцентрической систем мира
4 Работы Николая Коперника

- Воспитательные
1. Способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы
2 Патриотическое воспитание

- Развивающая
Способствовать развитию творческого мышления
. Совершенствовать навыки работы с компьютером

ХОД УРОКА



·. Актуализация знаний.
Наш урок я хочу начать со слов, которые выбиты на памятнике удивительному человеку, великому учёному Исааку Ньютону: «Природы строй, её закон в извечной мгле таился, и бог сказал: « Явись, Ньютон!» и всюду свет разлился.»
Исаак Ньютон (1643-1727)
Мы уже не первый раз на уроках физики встречаемся с работами этого великого человека. Много говорили о громадном значении его исследований для развития науки, для объяснений многих явлений природы. И сегодня мы ещё раз в этом убедимся.
Мы уже знаем, что в основе всей механики – науки , изучающей механические явления, лежат три закона – законы Ньютона. Сегодня мы поговорим о первом из них – законе инерции.
Для более глубокого изучения данного закона мы воспользуемся электронным приложением к учебнику «Физика 10».
Как всегда, приступая к работе мы должны поставить перед собой цели, которые и будем стремиться достичь (постановка целей).

2.Повторение.


Я предлагаю организовать повторение сначала без подсказок, а потом, воспользовавшись интерактивным учебником, открыв «Энциклопедию» (электронная энциклопедия)
Основная задача механики
Динамика
Значение законов Ньютона
Инерция
Ответы на вопросы, вывод
Работа в парах с компакт – диском (Найти ответы на вопросы в интерактивном учебнике, создать папку «Мои проекты»»)

Закон инерции Галилея
Инерциальные системы отсчёта
Формулировка 1-го закона Ньютона
Принцип относительности Галилея

Отчёт групп о проделанной работе.

3.Открытие новых знаний.

Место человека во Вселенной ( самый знаменитый выбор системы отсчёта) ???
Геоцентрическая (Аристотель)
Гелиоцентрическая (Николай Коперник)

4. Применение знаний.

Является ли Земля инерциальной системой отсчёта?
(работа с интеракт. учебником) п. 7
Вывод: при рассмотрении движения планет Земля не является инерциальной системой отсчёта.
Сообщение « Николай Коперник. Борьба за гелиоцентрическую систему мира» (учащиеся)
Как вы понимаете: «Человек – центр познания Вселенной!»
Наша Земля по существу, огромный «космический корабль», несущий на себе несколько миллиардов человек в космическом пространстве! Пока что это единственная обитаемая планета в известной нам части Вселенной: все попытки обнаружить жизнь на других планетах Солнечной системы или вблизи других звезд оказались безуспешными.
А это снова изменяет наше представление о месте человека во Вселенной, но теперь уже в ином смысле. Да, мы не находимся в центре мироздания: наша Земля всего лишь «рядовая» планета, движущаяся вокруг Солнца «заурядной» звезды на окраине одной из миллиарда известных нам галактик. Но, может быть, наша Земля единственная планета во всей Вселенной, где сложились уникальные условия для возникновения чрезвычайно высокоорганизованной формы материи жизни. Более того, на нашей Земле возникла разумная жизнь. По сравнению с умным человеческим мозгом и горячим человеческим сердцем огромные галактики всего лишь мертвый «газ» из звезд! Есть ли где-либо еще во Вселенной Галилей и Пушкин?
А это значит, что наша «маленькая Земля», летящая в бесконечных просторах Вселенной, является «центром познания». И эта уникальность нашей планеты делает бесконечной меру нашей ответственности за жизнь на ней.
15