Методическая разработка внеклассного мероприятия «Путешествие по Вселенной»
Министерство образования Красноярского края
краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Шушенский сельскохозяйственный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
по дисциплине «Естествознание»
Тема: «Путешествие по Вселенной»
Выполнила преподаватель
естественнонаучных дисциплин:
Озеркевич Н.А.
2017
Аннотация
Объем: 21 страниц
Цель методической разработки: показать методику проведения внеклассного мероприятия в форме игры-путешествия с использованием методов активного обучения и информационно-коммуникационных технологий.
В методической разработке содержится план, сценарий проведения мероприятия, приложения.
В методической разработке приводится методика проведения внеклассного мероприятия «Путешествие по Вселенной» с использованием методов активного обучения, ИКТ, работа в группах по выполнению различных творческих заданий, которые сразу можно проверить, видеосюжеты, музыкальная композиция, вопрос-ответ.
Методическая разработка может быть использована преподавателями естественнонаучных дисциплин на внеклассных мероприятиях.
Содержание
13 TOC \o "1-1" \h \z \u 14Введение 5
1. План проведения мероприятия 6
2. Ход мероприятия 8
Заключение 13
Литература 14
Приложение 1 15
Приложение 2 16
Приложение 3 17
Приложение 4 18
15
Введение
Внеклассное мероприятие было разработано и проведено в неделю цикловой комиссии «Математических и общих естественнонаучных дисциплин».
Обучать студентов предметам естественнонаучного цикла только на уроках невозможно. Внеклассная работа по естествознанию, наряду с уроками, - одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса. Она предоставляет исключительно большие возможности для возбуждения интереса обучаемых к астрономии физике, химии, биологии, которые изучаются в предмете естествознание.
Дидактическая игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. Казалось бы, студент в игре делает то, что ему хочется, но, тем не менее, он в игре подчиняется правилам, логике, заранее принятым условностям. Игра оказывает весьма значительное воздействие на формирование положительного отношения студентов к учению. Включение студентов в игру не только вызывает ситуативный интерес к выполнению данной задачи, но и способствует формированию интереса к самому учебному предмету и совершенствованию знаний по предмету.
Вопросы доступны и ориентированы на знание основного минимума материала по предметам цикла. Именно в игре студент активно мыслит, чувствует и творит свободно.
В игре-путешествие участвуют две команды (Б-11 и Тур-11) по 6 человек. Ведущим является преподаватель. Назначается жюри, которое следит за ходом игры и после каждого конкурса подводит итог. Игра состоит из шести конкурсов: визитка, загадки о космических телах, мир планет, солнце и ее семья, блиц-опрос, карта звездного неба.
1. План проведения внеклассного мероприятия
Дата проведения:
Время проведения:
Группы: Тур-11, Б-11
Место проведения: каб.1306
Преподаватель: Озеркевич Н.А.
Дисциплина: Естествознание
Тема: «Путешествие по Вселенной»
Форма проведения: игра - путешествие
Методическая цель: показать методику проведения внеклассного мероприятия в форме игры-путешествия
Цели:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания по естествознанию; повысить интерес к изучаемой дисциплине.
Развивающая: развитие познавательного интереса, внимания, логического мышления, творческих способностей.
Воспитательная: воспитывать чувство дружбы, уважительного отношения к соперникам, аккуратности; Способствовать формированию ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 6. Работать в коллективе и команде, умения слушать товарища.
Оформление: мультимедийный проектор, презентация, карты-задания, видео фильм, музыкальная композиция, шаблоны планет, клей.
План мероприятия
№
Этапы
Методы
1
Организационный момент
Взаимное приветствие
2
Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы, целей
Слово преподавателя
Видеоролик «Вселенная – наш дом»
3
Представление жюри
Слово преподавателя
4
Конкурс № 1 «Визитка»
Представление команд
5
Конкурс № 2 «Загадки о космических телах»
Работа в группах, вопрос-ответ
6
Конкурс № 3 «Мир планет»
Работа в группах. Команды получают карточки с описанием планет.
7
Конкурс № 4 «Солнце и его семья»
Работа в группах, творческое задание. Видеоролик «Считалочка»
8
Конкурс № 5 «Блиц – опрос»
Вопрос-ответ
9
Конкурс № 6 «Карта звездного неба»
Работа в группах, творческое задание, музыкальная композиция
10
Подведение итогов мероприятия.
Слово жюри
11
Заключительное слово преподавателя. Рефлексия
Сообщение преподавателя
2. Ход мероприятия
Ведущая. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать всех вас на этом мероприятии. Сейчас вы просмотрите видеофильм и скажете, о чем будет наше мероприятие.
(Демонстрируется видеоролик «Вселенная – наш дом»)
О чем пойдет речь сегодня на нашем мероприятии? Ответ: о Вселенной.
Ведущая. Мы закончили изучать не простую, но очень интересную тему «Вселенная» по дисциплине естествознание. Я приглашаю вас совершить путешествие по Вселенной, и чуть – чуть заглянуть в этот непонятный и загадочный мир.
Сегодня мы узнаем не только насколько хорошо вы изучили эту тему, но и как вы можете применять полученные знания на практике, как умеете дружно и сплоченно работать в команде для достижения общего результата.
Задание: Расположите числа по возрастанию и расшифруйте слово которое сказал Юрий Гагарин перед полетом. (см. Приложение 1) Ответ: П-О-Е-Х-А-Л-И
Совершенно правильно слово поехали. И мы начинаем нашу игру.
Позвольте вам представить жюри. Жюри оценивают каждый конкурс заполняя таблицу. (см. Приложение 2)
Конкурс №1 «Визитка»
Ведущая. Сейчас наши команды представят себя. Оценка за этот конкурс 2 балла. (см. Приложение 3)
Фото 1. «Представление команды»
Группа Б-11 «Венера», группа Тур-11 «Милки-ввей».
Конкурс №2 «Загадки о космических телах»
Ведущая. Каждой команде задается по 6 вопросов. Отвечать на вопросы нужно поднимая руку.
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собака лает,
А достать не может
Что это? (Луна)
Голубой платок,
Алый клубок
По клубку катается,
Людям улыбается. (Солнце и небо)
Поле не меряно
Овцы не считаны
Пастух рогатый (Месяц и звёзды)
Сестра к брату в гости идёт,
А он от сестры прячется (Месяц и солнце)
Без огня горит,
Без крыла летит,
Без ног бежит (Солнце)
Вся дорожка усыпана горошком (Небо и звёзды)
В синем небе светляки,
Не дотянешь к ним руки,
А один большой светляк
Изогнулся как червяк. (Звёзды и месяц)
Сверкает, да долго не светит
Не до неба, не до земли (Метеор)
Золот хозяин на поле –
Серебряный пастух с поля.
Хоть и видятся,
А не сойдутся (Солнце и месяц)
Бежали овцы по калиновому мосту,
Увидели зарю, бросились в воду. (Звёзды)
Погляжу в окошко,
Висит лукошко. (Луна)
Конкурс № 3 «Мир планет»
Ведущая. Ребята! Представьте себе, что вы прилетели на планету, название которой вам неизвестно. Каждая команда должна по описанию этой планеты узнать, куда приземлились игроки. (Команды получают карточки с описанием планет.)
1. Эта планета в два раза меньше Земли по диаметру и почти в 10 раз меньше по массе. Поверхность этой планеты - пустыни, кратеры, горы. Некоторые горы очень высоки. Грунт богат железом. Атмосфера тонкая и разреженная, которая образованна в основном углекислым газом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки. Средняя температура составляет -70°С. Из-за кроваво-красного цвета назвали эту планету в честь бога войны (Марс.)
2. Эта планета намного меньше Земли, по размерам и массе она схожа с Луной. На поверхности многочисленные кратеры и горы. Поверхность планеты нагревается до +400°С. Она, практически лишена газовой оболочки атмосферы. Спутников у нее нет. Самая близкая к Солнцу планета. Свое название получила в честь римского вестника, богов бога торговли (Меркурий.)
3. Планета имеет плотную облачную атмосферу, которая состоит в основном из углекислого газа. Такая атмосфера удерживает тепло, поэтому температура поднимается до +500°С. На небе эта планета сияет ярче всех звезд и хорошо видна невооруженным глазом. По размерам немного меньше Земли, имеет женское имя. В Древнем Риме являлась богиней любви. (Венера.)
4. Планета представляет собой гигантский быстро вращающийся шар. В его атмосфере расположены длинные слои облаков, из-за которых планета выглядит полосатой. Из-за большой удаленности от Солнца температура на поверхности этой планеты около 130°С. Самый большой ее спутник Ганимед Это самая большая планета Солнечной системы. Ее масса превышает массу всех других планет, вместе взятых. (Юпитер.)
5. Самая необычная по виду планета. Ее окружают яркие кольца. Общая ширина всех колец огромна десятки тысяч километров. Но их толщина невелика - не более одного километра. Температура на этой планете приближается к 170°С. (Сатурн.)
6. Она находится от Солнца в 40 раз дальше, чем Земля. Названа она в честь греческого божества, владыки подземного мира. У этой планеты всего один спутник. Самая маленькая планета Солнечной системы. (Плутон.)
Проверка – видеоролик «Считалочка»
Конкурс № 4 «Солнце и его семья»
Ведущая. Расположить планеты (см. Рисунок 1) в Солнечной системе по порядку, на задание отводится 2 минуты. Студентам вручаются конверты, с «шаблонами» планет.
Ответ: - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. (см. Приложение 3).
Рисунок 1. «Планеты»
Конкурс № 5 «Блиц-опрос»
Ведущая. Каждой команде задаются вопросы.
1 команда «Венера»
1. Из какого ковша не пьют, не едят. А только на него глядят? (Ковш
большой медведицы)
2. Ближайшее к Земле небесное тело, спутник Земли? (Луна)
3. Наука, изучающая звезды, планеты, Вселенную? (Астрономия)
4. Космический летательный аппарат, выведенный на околоземную орбиту для решения различных научных задач? (Спутник)
5. Человек, совершивший полет в космос на космическом корабле?
(Космонавт, астронавт)
6. Место, где собирают космические ракеты, готовят к пуску и отправляют в
космос? (Космодром)
7. Кто побывал в космосе до человека? Как звали пассажиров первых
космических кораблей? (Собаки Белка и Стрелка)
8. Как называется состояние, когда все предметы и человек теряют свой вес?
(Невесомость)
9. Первый космонавт Земли? (Ю.А. Гагарин)
10. Планета с кольцами. (Сатурн)
11. Назовите день зимнего солнцестояния. (22 декабря)
12. Как называется упавший на землю камень из космоса? (Метеорит)
2 команда «Милки-ввей»
1. Первая женщина – космонавт? (В. Терешкова)
2. Космонавты какой страны первыми высадились на Луне? (США)
3. Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)
4. Назовите самую удаленную планету Солнечной системы. (Плутон)
5. От какого зверя слева В небесах гуляет Дева? (Лев)
6. Какие процессы возникают на Земле вследствие солнечной вспышки?
(Магнитные бури)
7. Космонавт, первым вышедший в открытый космос. (Алексей Леонов)
8. Сколько длился полёт Юрия Гагарина в космосе? (108 минут)
9. Основной инструмент астронома? (Телескоп)10. Итальянский ученый, который построил первый телескоп высокого качества? (Галилео Галилей)
11. Как называются гигантские пылающие шары? (Звезды)
12. Назовите день летнего солнцестояния. (22 июня)
Конкурс №6 «Звездное небо»
Ведущая. Дать названия созвездиям. Работа в группах. (см. Приложение 4)
После разгадывания созвездий студенты должны их назвать.
Ведущая. Кто знает неофициальный гимн космонавтов?
Группа «Земляне», звучит видеоклип песни «Трава у дома».
Подведение итогов мероприятия.
Жюри подводит итог мероприятия.
Рефлексия.
На столах лежит бумага, обработанная воском (гратаж), авторучка, бумага. Студенты должны нарисовать, что больше понравилось и запомнилось в мероприятии, а затем озвучить. (см. Приложение 6)
На этом наше мероприятие заканчивается спасибо всем.
Заключение
Внеклассное мероприятие прошло в форме игры-путешествия с использованием методов активного обучения и ИКТ. Студенты выполняли различные творческие задания разгадывали загадки о космических телах, планетах, звездном небе.
Данное мероприятие способствует развитию познавательного интереса, внимания, логического мышления, творческих способностей. Воспитывает чувство дружбы, уважительного отношения к соперникам, умение слушать товарища.
Внеклассная воспитательная работа способствует развитию у студентов желания участвовать в различных видах деятельности, формирует активную жизненную позицию.
Литература
1. Алексашина И.Ю Естествознание 10 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень; -2-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
2. Алексашина И.Ю Естествознание 11 кл. в 2-х частях: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень; -2-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
3. Петелин А.Л. Естествознание: учебник –М.: ФОРУ, 2010. -256 с.
Интернет источники
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 1
Приложение 2
Таблица оценивания
Задание
Тур-11
Б-11
1. Визитка
2. Загадки о космических телах
3. Мир планет
4. Солнце и его семья
5. Блиц – опрос
6. Карта звездного неба
Итог
Приложение 3
Солнце и его семья
Приложение 4
Карта звездного неба
13PAGE \* MERGEFORMAT141815
я 12 (11)Рисунок 12D:\Desktop\путешествие по вселенной\цикловая 2015 осень\я 12 (11).jpg