Урок по литературе на тему: Семейный уклад жизни Болконских
Тема. Семейный уклад жизни Болконских
Цель: привлечь внимание студентов к проблемам семьи, охарактеризовать атмосферу, нормы жизни Болконских в романе «Война и мир», показать, какие семейные ценности утверждаются Л.Н Толстым в романе.
Задачи: Образовательные: погрузить в атмосферу романа Л.Н. Толстого, провести сопоставительный анализ великосветского общества Петербурга и дворянских семейств Ростовых и Болконских, выявить авторское отношение к нормам жизни Ростовых и Болконских, а также отношение Толстого к роли семьи в формировании характера человек, учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей;
Развивающие: способствовать развитию умения самостоятельно анализировать выборочные эпизоды прозаического произведения, определять роль эпизода в произведении, способствовать развитию логического мышления студентов и монологической речи, навыков пересказа и выразительного чтения.
Воспитательные: воспитывать у студентов гуманные чувства, формировать устойчивые нравственные и морально – этические нормы взаимоотношений в семье.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок – рассуждение
Методика урока: слово учителя, аналитическая беседа с опорой на текст, выразительное чтение, пересказ, сопоставление полученной модели знаний с трактовкой героев режиссером С. Бондарчуком в кинофильме “Война и мир”.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация, отрывки из х/ф «Война и мир», раздаточный материал (выборочные эпизоды из 1 тома романа «Война и мир»). Эпиграф
« … Нигде с такой яркостию и силою не выступала русская семейная жизнь, как в «Войне и мире». Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника; это – хроника семейная». Н. Н. Страхов
Ход урока.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Приветствие. Отчет старосты о посещаемости
2. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ (Проверка домашнего задания)
1. Составьте семейный кодекс Ростовых
2.Определите одним словом главный стержень семьи.
3.Визитная карточка каждой семьи. Запишите её.
3. ЧТЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
А теперь из Москвы из дворянского дома Ростовых перенесёмся в Лысые Горы, имение князя Николая Андреевича Болконского.
-Работать на уроке мы будем, опираясь на отдельные эпизоды, т.к. именно сценический эпизод является композиционным центром романа, эпизод романа не существует сам по себе, он ниточками связан с романом (ниточки в прошлое, настоящее, будущее).
Учитель перед каждым сценическим эпизодом дает установку: на что обратить внимание при прочтении.
7.Сценический эпизод «Жизнь в доме Николая Андреевича Болконского»
-Какие порядки царят в доме старого князя Болконского? Здесь царят другие порядки. Холодные отношения, власть разума над эмоциями. Все живые движения души и чувства порицаются.
-Назовите наиболее запоминающиеся детали из жизни старого князя Болконского. Старый князь Николай Андреевич Болконский — упрямый и властный старик, не склоняющийся ни перед чем, человек твердых принципов. В прошлом влиятельный екатерининский вельможа, он был сослан в правление царя Павла I в свое имение Лысые Горы. Хотя ему при новом царствовании был уже разрешен въезд в столицы, он не мог простить обиду и продолжал жить в Лысых Горах. Требователен и к себе, и к окружающим. Главное — честь.
Отставной генерал-аншеф отгородился своим имением, как крепостными стенами, от всего остального мира. Он презирает светскую жизнь, зато его хозяйство «работает как часы». Князь закупает актуальный импортный сельхозинвентарь, лично контролирует сельхозработы. Старый Болконский заботится о крестьянах. Те не воруют, но знают - труд будет оплачен, и если случится нужда, то от князя Николая можно ожидать помощи. Народ его, скорее, уважает, чем любит.
-Какие качества человека Болконский считал пороками (праздность и суеверие), а какие - добродетелями ? ( деятельность и ум).
- Чем занимался Болконский в имении Лысые Горы, куда был сослан в правление царя Павла и где продолжал жить, несмотря на то что ему разрешили въезд в столицу? «Постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками».
-Обратите внимание на портрет Болконских и через внешний облик героев покажите своеобразие их характеров. «Старик с зоркими умными глазами», «с блеском умных и молодых глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», «был резок и неизменно требователен». Главное в Марье – “лучистые глаза”. «Князь Андрей Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами». Сухой, гордый и холодный со всеми, кто неприятен ему; князь Андрей добр, прост, искренен, откровенен с лицами простыми, чуждыми всякой фальши и лжи.
Далее организуется групповая работа по чтению и анализу 8,9,10,11 эпизодов.
8. Сценический эпизод «Уроки геометрии»
-Как Старый князь относится к детям? У князя Андрея и княжны Марьи нет матери, поэтому отец заменяет родительскую любовь чрезмерной требовательностью к детям, чем делает их глубоко несчастными.
-Какие черты характера отца проявляются во взаимоотношениях с дочерью Марьей? Отец ее, Николай Андреевич Болконский, славится тяжелым характером. Он человек деспотичный и злой, капризный эгоист. Князь регулярно доводит Марью до истерик, издевается над ней, унижает, швыряя тетрадки и называя ее дурой. Княжна Марья Болконская – кроткая и нежная девушка, удаленная от жизни светского общества. Она не развращена современными нравами и чиста.
- Почему старший Болконский требователен к дочери до деспотизма?
(Ключ к разгадке в словах: “А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, не хочу». Источник людских пороков – праздность и суеверие. Нужны ум и деятельность. Потому и учит Марью математике.)- «Некрасивая – значит должна быть умной. “Кто ее из любви возьмет?” Жестоко, но это спасает Марью.
9. Сценический эпизод «Встреча отца и сына»
-Как этот эпизод углубляет наши представления о характере старого князя Болконского и о его взаимоотношениях с родными?
10. Сценический эпизод «Обед в доме старого князя Болконского»
-Как этот эпизод углубляет наши представления о его взаимоотношениях с людьми? За что Николай Андреевич ценит людей?
11. Сценический эпизод «Политические взгляды Николая Андреевича Болконского»
- Докажите что Андрей Болконский безмерно уважает отца и имеет настоятельную потребность общаться с ним? (Восхищение образованностью отца в политических делах, самообразование. Просьба забрать к себе сына в случае его смерти. Такого комплимента он, может быть, за всю свою жизнь не получал. Это не просто высокая оценка человеческих качеств отца, но и сыновья любовь к нему, выраженная, как и все, что делает Андрей, по-мужски сурово и сдержанно).
10. Сценический эпизод «Прощание отца и сына» (просмотр отрывка из экранизации романа «Война и мир» Сергея Бондарчука)
- С каким чувством отец отправляет Андрея на войну? (С радостью за то, что сын исполняет долг, службу (в высоком значении этого слова).
-Как понимает старший Болконский службу? (Служить, а не прислуживать. Но служить не как Ипполит, которому отец выхлопотал должность посла в Вене, и не адъютантом при каком-то, хоть и важном, но незначительном лице, как Берг, Борис Друбецкой, а при самом Кутузове. Хотя, быть адъютантом при ком бы то ни было не в традициях Болконских.)- Какая борьба происходит в душе старого князя в момент прощания? Детали? (Борьба отца и гражданина, с победой последнего. Пусть лучше больно, чем стыдно. “Гордость мысли” мешает обоим обнажить всю глубину переживаний. Князь Николай стесняется своих чувств, считая их слабостью. Прощаясь с сыном, он, как бы стесняясь, просит его «остаться живым», добавив при этом, что ему «больно будет», если того убьют. После чего торопливо уходит, чтобы скрыть слезы.)4. СИНТЕЗ
-- В чём сходство семей Ростовых и Болконских?
Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то элементах сходна с жизнью Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, такая же близость к народу. Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи. Характерной чертой «породы» Болконских является гордость. Живут умом, а не сердцем.
Дети честны, искренни, откровенны друг с другом; открывают душу родителям, надеясь на полное взаимопонимание. Обе семьи отличаются огромной заботой о своих детях.
-Составим кодекс семьи Болконских.(культ знаний, труда, суровость, деспотизм отца, гордость, чувства не выставлены напоказ)
- «Семейство Болконских точно так же не принадлежит к большому свету. Скорее можно сказать, что оно выше этого света, но во всяком случае оно вне его». (Н. Н. Страхов) Согласны вы с мнением критика? Докажите свою точку зрения.
Возможно письменно заполнить таблицу:
Болконские
Черты характера Ум, трудолюбие, строгость, чувство собственного достоинства, гордость, требовательность
Атмосфера в семье Сдержанность чувств, культ знаний, культ труда, уважение и скрытая любовь
5.ИТОГИ
Делайте все, чтобы детство, будущее ваших детей были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю счастья в семье, в той, в которой вы живете сегодня, которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.
Приложение (рабочий лист)
Семья – это (дайте ваше определение)
В кодексе (законе) моей семьи я хочу видеть: (от Ростовых)
(от Болконских)
(свое)
Счастье семейной жизни заключается в том
Главный совет взрослым (родителям)
6. ОЦЕНКИ ЗА УРОК. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: прочитать 1т.2,3 часть