Классный час я глазами других
Классный час на тему «Я глазами других»
Цель: познакомить учащихся с общими принципами, на которых основано уважение к себе и к другим.
Задачи: обосновать право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих; обучить простейшим приемам формирования адекватного поведения.
Форма проведения: коммуникативно-ролевая игра.
Оборудование: плакат со списком слов для характеристики человека, плакат «Уважай себя и других!», таблица со стилями поведения, красный и синий стержни у учащихся.
ТАБЛИЦА: «Уважай себя и других!»:
уважай права окружающих тебя людей;
проявляй терпимость к чужому мнению;
не причиняй вреда и не совершай насилия;
не возвышай самого себя над другими;
умей слушать, дай возможность высказаться окружающим,
все проблемы не оставляй на потом, а решай здесь и сейчас;
каждое мнение имеет ценность и достойно уважения.
ХОД ИГРЫ
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Каждый человек, живущий в обществе, должен знать свои права и обязанности, нашедшие отражение в Конституции государства. Назовите права, которыми обладает человек в нашей стране? Действительно, мы имеем право на труд, образование, неприкосновенность собственности. Сегодня мы будем говорить о праве любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих, и учиться приемам, при помощи которых сможем, общаясь с другими людьми, формировать способности к самоанализу и пониманию друг друга.
Что же такое самоуважение? Самоуважение – важный фактор принятия решений и оценки действий. Если самоуважение высоко, человек лучше контролирует себя, свое поведение. Такой человек всегда отвечает за свои поступки и не зависит от чужого мнения и оценок.
Задание учащимся.
На доске нарисован круг. Это цветок, у которого отсутствуют лепестки. Центр цветка символизирует вашу личность. Необходимо окружить его лепестками*, на которых указать, из чего, по-вашему, складывается уважение к себе.
2. Обсуждение.
Во время обсуждения каждый ученик, называющий элемент, записанный на лепестке, подтверждает его значимость для человека. Совпавшие с мнением других названия лепестков оставляются на доске. Предполагаемый список:
ощущение своей необходимости;
уверенность в себе;
доверие окружающих;
умение заботиться о себе и близких и др.
Учитель. Как видите, наше уважение к себе во многом зависит от отношений с окружающими. Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся!
3. Задание учащимся.
Детям раздаются небольшие листочки для записи (количество этих листочков равно количеству человек в группе), на которых они пишут соответствующие баллы для каждого ученика. Расшифровка баллов написана на доске.
+2 - с тобой очень приятно общаться.
+1 - ты не самый общительный человек.
0 - не знаю, я мало с тобой обучаюсь.
-1 - с тобой иногда неприятно общаться.
-2 - с тобой очень тяжело общаться.
Каждый листочек складывается и на обороте пишется имя того, кому записка предназначена. Записки раздаются «адресатам» с предупреждением, что подсчет баллов нужно будет сделать дома.
4. Задание учащимся.
Самоанализ «Кто я? Какой я?»
Продолжите письменно предложение:
Я думаю, что я...
Другие считают, что я...
Мне хочется быть...
Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка слов на плакате.
Список слов (характеристика человека)
Слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надежный, неприятный, задумчивый, здоровый, хороший, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный,
5. Упражнение "Горячий стул ".
Учитель. Сейчас каждый из вас сможет проверить, насколько совпадает представление о нем одноклассников с его собственным представлением о себе.
Каждый (по очереди) будет занимать место на стуле в центре, и участники ответят на вопрос; «Какой он?». Для этого они должны подобрать определения из списка слов на плакате. Сидящий в центре отмечает те слова, которые совпадают с его определением (Я думаю, что я...). Количество совпадений подсчитывается.
6. Задание учащимся.
Рисунок «Я в лучах солнца». В центре круга написать букву «Я». От границ круга нарисовать лучи: их количество должно соответствовать отмеченным совпадениям в вашей характеристике. Совпадения положительных качеств нужно рисовать красным стержнем, а отрицательных - синим.
Учитель. Давайте рассмотрим свой рисунок "Я в лучах солнца". Количество лучей показывает, насколько хорошо вы знаете себя. Как вы думаете, почему у некоторых ребят мало лучей? (Или они себя плохо знают, или их плохо знают одноклассники). Как видите, в общении нужно проявлять свои положительные качества, тогда и конфликтов будет меньше.
7. Ролевая игра.
В центр круга вызываются 3 участника. Предварительно им дается инструкция, но таким образом, чтобы остальные члены группы не знали ее содержания. (Один из игроков ставит себя ниже по отношению к другим, в ущерб своей самооценке; второй ведет себя уверенно, держится спокойно, защищает свои права, не ущемляя при этом права других; третий игрок ведет дерзко, агрессивно, показывая всем, что он сильный и никому не позволит обращаться с ним пренебрежительно).
Остальные учащиеся делятся на группы, моделируя ситуации, предложенные учителем.
Игроки входят в круг. Окружающие обращаются к ним по очереди, имитируя конфликтные ситуации на улице, в транспорте, в школе и т.д.
Игроки ведут себя в соответствии с заданной ролью.
8. Обсуждение игры.
Кто из участников игры, по-вашему, выбрал правильный стиль поведения по отношению к окружающим? Почему?
Учитель демонстрирует таблицу, в которой отображены три стиля поведения: пассивный стиль, самоутверждающий и агрессивный. Учащиеся объясняют, в чем, по их мнению, проявляются стили поведения в повседневной жизни. Ответы отмечаются в таблице.
Пассивный стиль поведения:
человек ставит себя ниже по отношению к другим, в ущерб своей самооценке;
беспричинно извиняется;
уступает желаниям других, в ущерб себе.
Самоутверждающий стиль поведения:
человек уважает себя и других;
уверен в себе, но не давит на других, не унижает их;
защищает свои права, не ущемляет при этом права других.
Агрессивный стиль поведения:
думает только о себе, не уважает других;
унижает окружающих;
не умеет слушать, слышит только самого себя;
добивается своих целей за счет других.
III. Подведение итогов.
Ребята, послушайте притчу и подумайте над ее содержанием.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась вокруг родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет –
живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках...» Ребята, перед вами долгая и интересная дорога - дорога жизни. И даже если сейчас вы недовольны собой и отношением к себе, все можно изменить. Это в ваших силах. «И маленькая победа над собой делает человека намного сильнее», - писал М. Горький.
Каждый человек достоин уважения со стороны окружающих. Но для этого необходимо понимать: путь к уважению - это путь действий. Нужно действовать так, как если бы вы уже были тем действительно всеми любимым, замечательным человеком, которым вы хотите стать. Посмотрите на таблицу «Уважай себя и других!» и подумайте над тем, что нужно сделать, чтобы изменить себя.
IV. Рефлексия
Подсчитайте дома баллы, полученные вами по тесту «С тобой приятно общаться», и запишите результаты в тетрадь.
Подумайте над итогом теста. Для этого постарайтесь понаблюдать за стилем своего поведения в разных ситуациях общения. Затем постарайтесь ответить на вопросы:
Были ли вы спокойны и сдержаны?
Были ли вспышки гнева?
Было ли вам неудобно за какой-то свой поступок?
От каких вредных привычек вы хотели бы избавиться?
Запишите свои способы владения эмоциями.
15