«ЗНАКОМСТВО С РАБОЧЕЙ СТРОКОЙ. ПРОВЕДЕНИЕ ПОЛУОВАЛОВ»
Тема урока: «ЗНАКОМСТВО С РАБОЧЕЙ СТРОКОЙ. ПРОВЕДЕНИЕ ПОЛУОВАЛОВ»
Цели деятельности педагога: познакомить с понятием рабочей строки, научить писать верхние и нижние полуовалы на рабочей строке; способствовать развитию мелкой моторики, глазомера; воспитывать положительное отношение к предмету.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают основные способы ориентации в пространстве листа тетради и классной доски; алгоритм действий на страницах прописей; что такое рабочая строка (верхняя линия рабочей строки, нижняя линия рабочей строки, вспомогательная линия), верхние и нижние полуовалы на рабочей строке; умеют выполнять действия по алгоритму в прописи; получат возможность научиться проводить полуовалы.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – усвоение графических действий по проведению линий, начинающихся и заканчивающихся в заданных точках; логические – самостоятельное воспроизведение алгоритма действий на страницах прописей.
Регулятивные: научатся адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге, соблюдая правильность речи.
Личностные: понимают значение границ собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха / неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют доброжелательность в диалоге; определяют способы выполнения учебного задания (с помощью учителя); развивают способность к самооценке действий; соблюдают правила гигиены учебного труда.
Ход урока
I. Организационный момент.
Полуовалы и крючки –
Неприметные значки,
Но при написании
Требуют внимания.
II. Изучение нового материала.
– Сегодня мы продолжаем путешествие по страницам прописи. Познакомимся с рабочей строкой, научимся писать верхние и нижние полуовалы на рабочей строке.
1. Работа по прописи.
1) Рисунок «Лодка».
– Рассмотрите картинку, послушайте загадку и скажите, на чем мы отправимся в путь.
Загадку читает ученик.
Я выросла в лесу,В безмолвной тишине.Теперь я вас несуПо голубой волне.
– Правильно, это лодка с парусом. Но прежде чем отправиться в путь, ее необходимо раскрасить. Раскрасьте парус желтым карандашом.
– Рассмотрите волны. Они похожи на полуовалы. Кто догадался, для чего нужны синие точки? (Верно, чтобы волны получились одинаковыми.)
– Рука должна двигаться по строке или надо двигать тетрадь? В каком направлении будет двигаться рука? Сначала нарисуем волны в воздухе.
– Дорисуйте верхнюю волну, проводя линии верхних и нижних полуовалов. Дорисуйте вторую волну. (И т. д.)
– Мы плывем в гости.
2) Рисунок «Домик».
Стихи по четверостишиям читают ученики.
СКАЗКА ПРО ГНОМОВВ чаще леса, в домике,Жили-были гномики. Добрые, счастливые И трудолюбивые.
Целых десять человек. Старший – Вася-дровосек. Дальше Коля, он – кузнец. Клим-пастух, он пас овец.
Саша-повар, всех кормил. Кашу вкусную варил. Дима – плотник и столяр. Красил дом Максим-маляр.
Шил одежду гном Андрей. Сапоги тачал Матвей. Огородник – гномик Глеб. Миша пек для братьев хлеб.
Дружная была семья. Приходили в дом друзья. Летом, в дождь, зимой, весной Шел к ним весь народ лесной.
До сих пор они живут. Песни весело поют. Свет в окне, открыта дверь… Хочешь, заходи, проверь.
А. Бриклин– Много гостей приходит к добрым гномам. Вот и решили гномы построить новый большой дом. Давайте им поможем.
Рассмотрите рисунок и скажите, какая помощь требуется. (Правильно, уложить на крыше черепицу, раскрасить окна, нарисовать ставни.)
– С чего начнем? (С крыши.)
– Черепица – это полуовалы. Дорисуем крышу и раскрасим. Какой карандаш возьмем?
На доске – вырезанные из бумаги силуэты цветных карандашей, с обратной стороны на них записаны двустишия. Дети выбирают «карандаш» и читают двустишие. Эта работа необязательна, но помогает проводить небольшие минутки отдыха.
Зеленая травка, зеленый листок,
Зеленые крыша и потолок!
– Раскрасьте оконную раму.
Желтая краска – сродни золотой,
Рамы рисуем мы краской такой!
– Раскрасьте окна.
Голубые стекла –
Чудо-чудеса!
В домике гномовДолжна быть краса.
– Ставни делают окна похожими на цветы. Дорисуйте ставни и раскрасьте.
Все на свете красное –
Самое прекрасное!
М. Янушкевич3) Рисунок «Торт».
– Дом готов. Гномы приглашают вас на чай. А какой чай без сладкого?
Сладок, нежен и воздушен.
Он порою всем нам нужен.
Ни одно ведь торжество
Не проходит без него.
(Торт.)
– Дорисуйте торт, проводя линии верхних и нижних полуовалов. В каком направлении будет двигаться рука: по строке или надо двигать тетрадь?
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
4. Работа в прописи. Рабочая строка.
– За вашу помощь гномы решили познакомить вас с рабочей строкой и научить работать на ней. Нужно быть внимательным и запомнить, как называется каждая линия рабочей строки, чтобы в дальнейшем легко ориентироваться. На доске начерчена такая же рабочая строка, как у вас в тетрадях. Рабочая строка состоит из трех линий. Запомним их названия: верхняя линия рабочей строки, нижняя линия рабочей строки, вспомогательная линия.
– Расскажите, где расположены верхние полуовалы. (Между верхней и нижней линиями рабочей строки.)
– Найдите стрелочки. Расскажите, как будет двигаться ваша рука. (Начинаем движение от точки, расположенной на нижней линии рабочей строки; ведем линию вверх, касаемся верхней линии рабочей строки, ведем линию вниз и заканчиваем ее в точке на нижней линии рабочей строки.)
– Я буду писать полуовал на доске, а вы рассказывайте, как двигаться моей руке.
– Теперь я командую, а вы записываете полуовал в прописи.
– Допишите строку до конца, командуя своей руке.
– Рассмотрите вторую рабочую строку. На ней будем писать нижние полуовалы. Расскажите, где расположены нижние полуовалы. (Между верхней и нижней линиями рабочей строки.)
– Как будет двигаться ваша рука? (Начинаем движение от точки, расположенной на верхней линии рабочей строки; ведем линию вниз, касаемся нижней линии рабочей строки, ведем линию вверх и заканчиваем ее в точке на верхней линии рабочей строки.)
– Я буду писать нижний полуовал на доске под вашу диктовку.
– Теперь я диктую, а вы записываете полуовал в прописи.
– Допишите строчку до конца. Кто доволен своей работой?
III. Итог урока.
– Пора возвращаться домой. Чему научили вас гномы? Расскажите, как называется каждая линия рабочей строки.
Графический диктант.
Учащиеся выполняют задание на листках в клеточку.
– А теперь я загадаю вам графическую загадку. Поднимите правую руку, пожалуйста. Правильно. Возьмите карандаш и поставьте его на отмеченную на листочке точку. Слушайте внимательно: 3 клетки вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 5 – вниз, 3 – вправо, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 7 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх.